ББК 63.3 (2)
177) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка, с. 116—117.
178) Новосельцев А. П. Хазарское государство... с. 194—196.
179) Арабские сообщения об этом собраны в кн.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Том II. Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне.—М., 1967, с. 55— 56.
180) Во многих работах утверждается, что Русь совершила два более ранних нападения на Византию: еще чуть ли не в конце VIII века на ее крымские владения (Сурож) и между 820 и 842 гг.- на город Амастриду (на южном берегу
Черного моря). Но, как убедительно доказывал целый ряд историков, в этих сведениях на самом деле отразились более поздние походы Руси (860-го, 941-го или даже 988 года).
181) Акафисты различны. Почаев. 1776, с. 20.
182) См. об этом: Константин Багрянородный. Об управлении империей.— М., 1989, с. 392.
183) Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. IX — первая половина Х в.— М., 1980, с. 51.
184) Латинское «так!»,побуждающее вдуматься в текст: здесь заострено внимание на том факте, что с христианами поступают так же, как с самим Христом...
185) Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь, с. 194—195.
186) Памятники истории Киевского государства IX—XII вв.—М.,1936, с. 96—97.
187) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в., с. 119, 120.
188) Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей.— М., 1992, с. 175-176.
189) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке.— Л. 1932, с. 117-118.
190) Бруцкус Ю. Д. Письмо хазарского еврея от Х века.— Берлин, 1924, с. 25.
191) Подобное сопоставление иудаизма и христианства выразилось позднее в «Слове о законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона.
192) Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. М.,1992,с. 142.
193) Цитирую по кн.: Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений.—М., 1956, с. 73.
194) Вторая беседа Фотия «На нашествие россов».— В кн.: Материалы по истории СССР. Вып. 1.- М„ 1985, с. 268-269.
195) Сказания о начале славянской письменности.— М., 1981, с. 96.
196) Макарий. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю русской Церкви.— СПб., 1857, с. 287.
197) Ламанский В. И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и исторический источник.— Пг., 1915.
198)См.,напр.: Львов А.С. записи про Константина-Кирилла Философа в календаре Остромирова Евангелия—-«Советское славяноведение»,1976,№ 1
199)Карташев А.В.Очерки по истории Русской Церкви—Париж, 1959,с. 90,91.
200) Сказания о начале славянской письменности.— М., 1981 с. 81—85.
201) Артамонов М. И., цит. соч., с. 375.
202) Бруцкус Ю. Д. Письмо хазарского еврея от Х века.— Берлин, 1924, с. 23.
203) Это указанное царем Иосифом количество, в котором учтены в качестве отдельных народов подвластные Каганату русские племена (вятичи, северяне и др.), вполне достоверно; его, в частности, называет и арабский путешественник Ибн-Фадлан, побывавший в 922 г. в Волжской Булгарии.