ББК 63.3 (2)

8) См.: Ключевский В. О. Сочинения. М., 1957. Т. 2. с. 284-285.

9) Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. с. 72.

10) Скрынников Р. Г. Государство и Церковь на Руси XIV—XVI вв. Новоси-бирск, 1991, с. 188.

11) Послания Иосифа Волоцкого, с. 279.

12) Анхимюк Ю. В. Слово на «Списание Иосифа» — памятник раннего нестяжательства // Записки отдела рукописей. М., 1990. Вып. 49. с. 129; здесь же ссылки на работы А. И. Плигузова.

13) Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970, с. 104, 106.

14) Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс 1991 с. 21.

15) Казакова Н. А. 1) Цит. соч. с. 152; 2) Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.—Л., 1960. с. 117, 279; 3) Очерки по истории русской общественной мысли, с. 132.

16) Зубов А. Пути России // Континент. 1993. № 75. с. 133.

17) Послания Иосифа Волоцкого. с. 279.

18) Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971 с. 106.

19) Послания Иосифа Волоцкого, с. 368.

20) Там же, с. 228.

21) Лурье Я. С. Р/сские современники Возрождения. Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Л., 1988. с. 116, 117.

22) Прохоров Г. М. Нил Сорский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV-XVI в. Л., 1989, ч. 2. с. 138.

23) Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. М.— Л., 1960. с. 532.

24) Лурье Я. С. Русские современники Возрождения, с. 140, 141.

25) Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения, с. 65—72.

26) Анхимюк Ю. В. Указ. соч. с. 137.

27) Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения, с. 273.

28) Анхимюк Ю. В. Указ. соч. с. 137, 138.

29) Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV—начала XVI века. М.-- Л., 1955. с. 219.

30) Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. М-Л., 1950. с. 415.

31) Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли, с. 119.

32) Иванов П. Указ. соч. с. 514.

33) Послания Иосифа Волоцкого, с. 239—240.

34) Житие преподобного Иосифа Волоколамского. Сост. Саввою, еп. Крутиц-ким. М., 1865. с. II.

35) Поскольку вообще принято «обличать» преподобного Иосифа, в историо-графии господствует мнение о его полнейшей неправоте в конфликте со святителем Серапионом. Между тем проблема достаточно сложна. В начале 1507 года, в обстановке тяжких притеснений и насилий, чинимых волоколамским князем Феодором, преподобный Иосиф перевел свой монастырь под патронат Василия III. При этом он нарушил церковный канон, так как должен был прежде получить разрешение архиепископа Новгородского Серапиона. Позже преподобный отправил своего доверенного старца в Новгород за разрешением, но из-за «морового поветрия» старец прибыл туда с большим опозданием, и оскорбленный архиепископ не принял посланца, а затем, весной 1509 года, по наущению волоколамского князя отлучил от Церкви преподобного Иосифа и его монастырь. Мера эта явно была чрезмерно суровой, и святителя Серапиона сместили с его поста. Решить со всей определенностью вопрос «кто виноват?» не представляется возможным. История эта особенно прискорбна потому, что преподобный Иосиф и святитель Серапион были безусловными единомышленниками.