Conversations with MThA Professor Alexei Ilyich Osipov on the air of the Soyuz TV channel

– Галина Мирзоева, село Малая Сердоба, Пензенская область: «Алексей Ильич, как правильно организовать свою жизнь при выходе на пенсию? Почему для многих пожилых людей этот промежуток времени становится бессмысленным, почему многие из них жалуются на свою ненужность? Объясните им, чем они должны заниматься в свои годы».

– Должны, наконец, понять, выходя на пенсию, о чем пишет святой Исаак Сирин: «Того назову разумным, только того, кто помнит, что есть предел его жизни». Пора подумать хоть теперь-то: для чего я живу, что мне нужно сделать, чтобы, повторяю, войти в вечную жизнь достойно. Достойно, а не как разбойники, с которыми расправляются. Поэтому здесь надо, выходя на пенсию, заняться, наконец-то, чтением хорошей, доброй литературы: аввы Дорофея, Игнатия (Брянчанинова), его творений, его писем, того же Марка Подвижника, Исаака Сирина, Антония Великого, таких подвижников, как игумен Никон (Воробьев). И если вы хотите, чтобы жизнь была заполнена, наконец надо взяться за себя и учиться молиться.

Молитва – это тот выключатель, в данном случае скажу «включатель», благодаря которому только мы можем увидеть свет Божий. Научиться надо молитве. На моих глазах произошел случай очень показательный, когда к игумену Никону (Воробьеву) пришла крестьянка и жаловалась: «Что мне делать, батюшка, вот я на пенсии, у меня огород, у меня скотина, но скучно мне. Никто не приходит, все разобщены, помогите, батюшка – что мне делать, скучно мне». И он сказал: «Ты знаешь, сейчас я тебе скажу кратенько молитву, – и сказал молитву Иисусову, – старайся как можно чаще повторять ее, и от всей души. Не спеши, совсем не спеши, как можно чаще произноси, постарайся».

Примерно через год она пришла и чуть ли не со слезами бросилась перед ним на колени: «Батюшка, я не знаю, как благодарить вас – теперь моя жизнь наполнилась радостью, моя душа исполнилась мира, моя жизнь приобрела полноту». Отец Никон, когда услышал это, сказал: «Впервые в жизни я вижу человека, который послушался. Все хотят получить плодов, нисколько не думая о корнях» – впервые, говорит, я увидел этого человека. Простая крестьянка, простая женщина. Вот вам и ответ.

– Похожий вопрос, Алексей Ильич. У молодых людей очень много времени уходит на учебу, работу, заботу о семье, но и они должны вести духовную жизнь. Какие есть минимальные духовные правила, нормы духовной жизни занятых людей?

– Первое. Духовную жизнь все мы ведем, только какую, вот в чем вопрос. Духовная жизнь – это наша жизнь, и никуда мы от нее не денемся, пока живы. А вот какая это духовная жизнь, уже очень важно. Приходится вновь и вновь повторять: если мы хотим, чтобы наша духовная жизнь оказалась наполнена не всякой дрянью и гадостью, а миром, светом, успокоением и радостью, то нужно (это не мой совет, не подумайте) как можно чаще обращаться к Богу с молитвой. Даже такой короткой, как молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», молитва мытаря (уж мы грешим непрерывно): «Господи, милостив буди мне, грешному» – как можно чаще, но со вниманием, благоговением и покаянием. Избави Бог превратить эти молитвы в тараторщину. Еще раз повторяю, видите, как Серафим (Романцов) сказал: «Нет у тебя никакой молитвы, а ты просто привык к словам молитвы, как другие привыкают к ругани».

Так вот, если почаще напоминать себе, что мы верим в Бога: меня никто ведь не заставляет верить в Бога – я верю, что Господь есть любовь, что Он Дух любви, и каждое мое молитвенное обращение есть не что иное как соприкосновение с этим духом. И вот эти обращения к Богу, как можно более частые, знаете, что делают? Капля долбит камень, и вот эти наши частые обращения к Богу долбят камень нашего сердца. А оно действительно каменное. И тот, кто старается в этом, обязательно увидит, как эти наши капельки малые пробивают отверстие, в которое начинает проходить свет Божий.

We do not pray – and we want to receive something without prayer. In vain. There can be no light where our window is painted over with black lacquer; It is necessary to gradually purify it.

And the second, no less important. We must watch our conscience, try not to violate it as much as possible. This is the most important center of our life: conscience is our heart. God forbid to damage the heart. Therefore, it is necessary to monitor this, and if something happens: they have been disingenuous, deceived, hypocritical, one must immediately repent before God. Do not wait until we go to the priest – we need to repent immediately. In this regard, John of Kronstadt's book "My Life in Christ" is very useful, where he shows a wonderful example of this. Read it alone, and you will see: "Again I was angry, again I condemned, again I was conceited. Lord, forgive me." And then he writes: "And again I felt space in my soul." Sins squeeze it, dry it out, and repentance gives space in the soul.

These are the two most necessary things, and you know everything else: that you must, of course, try to go to church, you must confess, you must not be lazy to take communion. As far as possible, follow the posts, each to the best of his ability, his strength. I think that this is how we will all gradually see how our hustle and bustle, it turns out, is moving apart, and we find a good path in life.

– Alexei Ilyich, we have several issues related to juvenile justice in different variations. In order not to waste precious time, I will not read them all, they are quite lengthy. But in general, the question is clear: how to treat this, how to react, what to do, and what can the juvenile justice campaign in our country lead to?

– You see that juvenile justice is introduced by the same forces, as they say now, without specifically naming either people, bodies, or organizations – all the same forces that now control the media, and whose task, apparently, is to corrupt people and kill their spirit. Because juvenile justice, in the end, is not interested in saving children, this is out of the question – where better than in a family, where can a child live, where can he receive such an upbringing if not from his parents? These are completely different things, it is aimed at something completely different. To what the Lord warned about in the Gospel two thousand years ago and which then sounded like some kind of absurdity – He said the following thing: "And children will rise up against their parents and kill them"; It sounded absurd.

Now look at the means by which these bodies and this justice are trying to educate children. The child should inform on his parents, try to tell teachers, doctors or the police that his father slapped him, his mother did not give him candy, his father did not give him as much pocket money as they give to others, his mother scolded him, and so on. And the authorities come to the family, first take note, and then warn the parents: either you will "treat your children like a human being", or... Children feel their power before they have reason, because the age is not yet the same; They begin to command their parents. And parents understand: if they do not comply, then it will start with some fines, and then they can even be imprisoned if the authorities find something that, from their point of view, does not correspond to their understanding of the attitude towards the child. Do you see what is the worst thing? Children are made enemies of their parents.

I don't know what else can be worse than imagining what kind of upbringing of a child can we talk about. And when are they selected, to which families are they given or to which institutions are they sent? Will they, there, with strangers, get the best, get love? In the West, it is not uncommon for children to be taken away, they are given to so-called same-sex families, where these children are completely corrupted.