Пасха Красная

“Вспоминаю Трофима и сразу вижу такую картину, — говорит, улыбаясь, паломник Виктор Прокуронов, — вот приезжает Трофим с поля на тракторе, а к нему со всех сторон спешат дети и бегут, ласкаясь, собаки. А монастырские кони уже тянут шеи, норовя положить ему голову на плечо”. Дети любили инока восхищенной любовью — он знал повадки животных, голоса птиц и “понимал” лошадей, а до монастыря работал на племзаводе, объезжая породистых скакунов. “Бывало, летит на коне через луг, — вспоминает оптинский штукатур Пелагея Кравцова, — а мы работу бросим и смотрим ему вслед. Красиво, как в кино! На коне сидел, как влитой. “Трофим, — говорю, — ты не из казаков ли родом?” А он улыбается: “Конечно, казак”.

Это был веселый инок. Очень “серьезные” юноши-паломники тех лет, случалось, корили его за “ребячливость”, чтобы годы спустя понять — он был очень взрослый человек, чутко подмечавший, когда ближнему плохо. И тут у него были свои приемы педагогики.

Рассказывает москвичка Евгения Протокина:

“Перед Пасхой 1993 года мы не спали несколько ночей подряд и на ночной пасхальной литургии буквально рухнули. Дети, задремав, повалились на пол. А мы с подругой привалились друг к другу на лавочке и одно желание — спать. Так обидно было — ведь ради Пасхи ехали в Оптину, а тут!.. И вот где-то в три часа ночи из алтаря вышел Трофим. Улыбнулся при виде нашего “сонного царства” и как-то смешно пошевелил верхней губой, будто зайчик морковку жует. Дети при виде “зайчика” ну просто ожили от счастья. А мы с подругой вскочили на ноги, и сон как рукой сняло. Обнимаем друг друга: “Христос воскресе!” И такая радость в душе.

Много доброго я видела в жизни от моего большого друга Трофима, а это был его последний дар — бодрость и радость на Пасху”.

Рассказывает паломник-трудник Александр Герасименко из Ташкента:

“В 17 лет я мечтал стать отшельником-исихастом — возносился до неба и падал оттуда, а потому порой унывал. Иду, бывало, в унынии к Трофиму и думаю: сейчас мы разберем мое искушение на серьезном богословском уровне. А Трофим такую байку расскажет, что я от смеха держусь за живот. Ворчу про себя: “До чего же несерьезный!” А уныния уже и в помине нет.

Трофим умел управляться с нашим “серьезным” братом. Помню, приехал в Оптину молодой паломник, но до того замороченный, что ходил с показательной постной миной и говорил вместо “очень” — “зело”. Приходит он на склад, а Трофим тогда нес послушание кладовщика, и говорит этак на “О”: “БлОгОслОвите, отче, гвОздей”. А Трофим ему весело: “Давай оглоблю — благословлю”. А паломник витийствует в том же духе, дескать, он “зело” молится за весь мир и просит у Трофима его святых молитв. Трофим даже опешил: “Брат, ну какие из нас с тобой молитвенники — с таким-то багажом?” О чем-то они еще говорили, но, смотрю, паломник улыбается и разговаривает уже нормально.

Трофим был истинный монах — тайный, внутренний, а внешней набожности и фарисейства в нем и тени не было. Меня всегда потрясало, как же Трофим любил Бога и всех людей! Подчеркну — ВСЕХ. Плохих людей для него на земле не было, и любой человек в любое время дня и ночи мог обратиться к нему за помощью и получить ее”.

Для характеристики инока Трофима приведем такой эпизод. Осень 1992 года выдалась столь дождливой, что уборка картошки превратилась в пытку: сверху то и дело моросит дождичек, а в отсыревших сапогах хлюпает вода. Возвращались с поля затемно и до того усталыми, что ходить на службу уже не было сил. И однажды на общей исповеди иеромонах Сергий (Рыбко) решил нас пристыдить: “До чего мы дожили — в храме пусто, а у всех оправдание: “Батюшка, но мы же так поздно возвращаемся с поля”. Привожу в пример — вчера последним в 12 часов ночи с поля вернулся инок Трофим, и он же первым пришел на полунощницу”.