«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Все сердце просит Бог, не просит половины.

… На небесах нет жен и нет мужей, где области Царевы;

Там Девы — Ангелы, и Ангелы — там Девы.

Что есть девичество? Спроси, что есть твой Бог?

Будь чист в душе, дабы познать ты девство мог.

2.100. К М.П. Колычевой

Христос рождается, славьте! Святая радость все сердце ваше да покроет утешениями свя­тыми! Все в нас зиждется Богом, когда мы сами не проти­вились Ему неверием нашим и мнениями своими. Жизнь мужей и жен, прославленных Богом и славословимых Церковью во Святых, довольно ясная картина, по которой жить нам надлежит: в них содействовал им Христос! По их молитвам и ревности к благому угождению Богу. Он же и в нас преклоняет нас благодатью Своею во всякое святое благое угождение, чтобы не лишились мы вечного блаженства, уклоняясь от Христа в какое-нибудь человеческое угождение по плоти порабощением души и утешением телесным в похоти плотской. Плоти угождения не творите в похоти! Благодарение Св. Апостолу за се спасительное и назидательное выражение ко внимающим! Господь с небес на землю пришел взыскать и спасти погибшего: то есть ли какое неверие злее сего, чтобы думать, что нас, не оставляющих Христа, оставил Христос? «Я есть с вами до скончания века»; кто сему не верит, тот враг истины святой. Если погибающий, злое мудрствуя помышлением своим, гордится и про­тивится спасительному воззванию Христову, то осторожность и опасность надлежит иметь и другому, в чем-либо соучаствующему в оскорбительных его поступках против Спасителя Бога Иисуса Христа, чтобы не погибнуть с тварью, презирающею милостивое воззвание своего Творца. Нам нужно смотреть на слово Господне право, исполнять его свято и ни мало не превращать его по своему желанию, в угодность злого мудрствования плотского. Пусть кичатся разумные и хвалятся премудростью своею: мы же, безумные Христа ради, просто повинуемся Господу разумом и по­гружаемся в любовь бесстрастную. Назиданием всеспасительного слова да созиждется сердце наше во обновлении духа! Истинно духовные духом ходят и свободою совершают заповеди Господни в разуме истинного познания познанного нам Иисуса Христа. Быть младенцем злобою, и мужем быть совершенным мудростью, пленяя разум в послушание Христово—вот предмет здравомыслящего христианина. Блюдите себя, како опа­сно ходите, предостерегает нас Св. Павел! Поэтому в самом испытании себя каждый своею мыслью получает известие в вере и надежде спасения своего. Каждый имеет свою мысль и изволение сердца своего. Пусть кто-нибудь особенною искренностью заслуживает вни­мание и любовь ближнего, и не получает воздаяния здесь; то какое неизреченное вознаграждение ожидает таковую душу в воздаянии будущего века! Только нужно здесь сохранить до конца безропотное терпение. Святой Ангел-Хранитель да сохранит вас от привидений и огорчений, оскорбляющих вас! Декабря 26-го, 1826 г.

2.122. Марии Петровне Колычевой

Должно удаляться вам от празднословящих, чтобы опаснее внимать своему спасению. Предмет спасения важнее временной жизни; лучше каждый день умирать смертельно, только чтоб вечно спастись. Плоть и мир на спасающихся всегда держат брань. Плоть покоряется постом, а мир до конца гнать будет. Спаситель мира, Творец и всех благ Податель ученикам своим говорит: «Меня изгнали и вас изженут. Мир возрадуется, а вы восплачете и возрыдаете: но слезы ваши обратятся в радость». Вот еще мало, и не закоснит прийти грядущий со славою!... Те, которые здесь в терпении болезненно ищут царствия Божия и правды Его, конечно, найдут его. Что-то во мне сердце стало сокрушаться от воспоминания грядущия вселенныя; все чувства тают, и слеза приятно катится из глаз. Мирный Ангел Б. да сохранить тебя! Не могу продолжать более: изнемог. Июля 5-го, 1827 года.

2. 130. Марии Петровне Колычевой

Сугубая есть христианам брань, сугубое и сражение. Едина с видимыми веща­ми, возбуждающими, раздражающими и позы­вающими нас к пристрастию к ним и соуслаждению. Другая к началом и ко властем и миродержателем тмы века сего (Еф 6, 12). Так изъясняется из святых Великий Макарий.

Он же говорит: хотящим повиноваться слову Божию и благие творящим плоды знаме­ния последуют сия: воздыхание, плач, потупление лица, тихость, преклонения главы, молитва, молчание, пребывание на едином месте, горест­ное рыдание и труд сердца, о благочестии подъемлемый. Дела же: бдение, пост, воздержание, кротость, молитва непрестанная, чтение Боже­ственных Писаний, вера, смирение, братолюбие, покорность, труд, злострадание, любовь, бла­гость, честность и весь свет, иже есть Господь.

Не творящих же плодов живота знаме­ния суть сии: уныние, прехождение за границы, рассыпанность очей на все страны, небрежение, роптание, легкая тела вертлявость. Дела же: обжорство, гнев, ярость, клевета, кичение, празднословие, неверствие, непостоянность, забве­ние, замешательство, лихоимание, сребролюбие, ревнование, свары, презорство, лгание, пустой смех, своевольство и вся тьма, яже есть сатана.

Благодарение святому Макарию за до­ставление сего необходимо нужного сведения; поэтому удобно нам усматривать себя, что в нас есть: свет или тьма!