Catechetical Teachings and Testament

Василий послушливый [22], Духоносный Захария и Афрей Богопослушный. Но что много говорить, когда могу сказать, — там, где Петр и Павел, верховные Апостолы, там где скинии святителей, священников и св. мучеников. Но если мы и не удостоимся быть причисленными к ним, то хотя видения их не лишимся; надеемся же увидеть и присутствие самой Царицы и Владычицы нашей Богородицы, и припасть к стопам Ее. Хотя и дерзновенно, но может быть увидим и Самого Владыку всех и Господа нашего Иисуса Христа; ибо Божественный Павел сказал, что, по восхищении нашем на облацех в сретение Господне во втором пришествии, всегда с Ним будем (1 Сол. 4, 17). Поелику нам предстоит такая слава, радость, и жизнь, то кто не взыграет, кто не поревнует, не возжется и окрилится любовью Божиею и не совершит подобающего? Один я, чада, с лукавыми бесами, как споспешник и слуга их, своими лукавыми делами удалился от Бога. Но помолитесь, чтобы и мне спастись о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Св. Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 9-Е. О недужных, что для них необходимо терпение, ибо велика им будет награда

Отцы мои, братия и чада! Смотря на ваше жительство, я начал радоваться, ибо вы обратились, к лучшему. Это так и бывает. Ибо как некоторые сначала по непривычке к пути скорбят и тяготятся им, а когда пройдут немного, то обыкновенно бывают сильнее и чувствуют меньше усталости, потому что мускулы делаются свободнее, тело легче, и они ходят скорее: так бывает и с тем, который начнет ходить путем Господним. Ибо теперь Бог попускает нам испытывать трудность, чтобы нам научиться и познать, какой путь гладкий и какой неровный, и как мало-помалу достигать конца его. Будем ходить царским путем, чада мои, будем считать и версты его, как сказали отцы, и убегать стремнин, которые находятся с той и другой стороны, т. е., недостатков и излишеств: а это состоит в том, чтобы не нарушать устава преданной заповеди в пище и питии, во бдении, также и в стихословии и молитве, в молчании и сокровенном сердечном делании. Ибо, хотя я и грешен, по все, открываемое мне, есть свет. А тот, кто ходит во тьме неисповедания (грехов), так как не знает где идет, надает в пропасть; он думает, что благоугождает Богу, на самом деле прогневляет Его, сделавшись причиною соблазна и для прочих. Посему идите, чада мои, туда, куда призывает вас путь послушания, и не беритесь за невозможное, и не испытывайте не подлежащих испытанию дел послушания и многоразличного игуменского служения моего, чтобы не погибнуть вам, видя не право. Подвиг нужен и новоначальному, пока не отвергнет он мирского обычая и не изгладит из памяти своей прежде усвоенных наклонностей, и как от пучины и бури мирских попечений и возмущающих дел, не войдет в пристанище беспопечительности и Боголюбия. Больший же подвиг нужен тому, кто старается сохранить себя безвредным после того как положив начало и ослабевши, оставит монастырь. Ибо иные помыслы приходят к нам сами, а иные приносят нам разбойники бесы, с намерением потопить в житейском море корабль души нашей, когда он бывает нагружен всяким благом. И если мы не пренебрежем тихим веянием смиренномудрия и не преслушаем нашего кормчего, исполняя свою волю, то поистине достигнем пристанища небесного царствия.

Итак, будем, чада мои, рассудительны и мудры? как змии, и просты, как голуби, исполняя то, что добро и праведно, занимаясь тщательно каждый своим рукоделием, занимается ли кто чистописанием, или земледелец, или плотник, или столяр, или келарь, или повар, или трапезный, или находится на ином каком либо монастырском послушании. И блаженны те, которые терпят и понуждают себя, не те, которые покушаются быть главою, и губят время час за часом, день за днем, и не имеют никакого оправдания, для своего празднословия, лучше же сказать, для своего лжесловия; таковые ни Богу, ни нам грешным неугодны.

Так как речь моя идет о недужных, что они не принимают с благодарением того, что бывает с ними, то какая этому причина? Если они будут жаловаться на то, что об них не заботятся, то солгут на Бога; ибо благость Его даровала нам то, чего мы даже недостойны. Разве нет у нас людей, для сего назначенных, благоговейных и рассудительных? Разве нет в больнице чистого хлеба, вина, елея, маслин, плодов, приправ и разного рода кушаний? Разве нет бани и успокоения? Еще ли будете роптать? Кому уподобятся эти неразумные, как не тем, ихже кости падоша в пустыни? (Евр. 3, 17). Роптатель говорит, что теперь вино окисло и не так вкусно. Окаянный! Откуда же нам достать старого и сладкого? Как ты позабыл о своих обетах и обещании и о жительстве святых отцев? У них и чаша кислого вина и горчайшая пища чудесно претворялись в сладкие. Но не будем неразумны, переменим наши мысли и будем с твердостию терпеть; в таком случае и один хлеб и немного овощей будут для нас вкусны и здоровы. Оставьте и спорливость, особенно когда она вовсе бесполезна, и не вносите в братство рассказов из мира, потому что чрез это возгорается душа безмолвствующего, и смущается мирное сердце. Отселе и впредь, пока увеличиваются ночи, вставайте к Божественной службе, и поучайтесь тропарям и седальнам церковным; ибо от сего псалмопение светлеет, а тело утончается; иначе от многого успокоения при службах, как бы тело не восстало на душу. Знаю я усилие бесов и брань похоти, знаю и союз любви. Вооружитес же и будьте все единомысленны, и ходите в одном духе и в единодушии. Прославляйте Бога за обращение брата нашего Серапиона, ибо он мертв бе и воскресе, изгибл бе и обретеся (Лук. 15, 32), т. е., опять облекся во святый образ, который было, забыв Бога, снял с себя. И молитесь, чтобы утвердил Бог и его и вас, и удостоил бы вас совершить предлежащие подвиги о Самом Христе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 10-Е.О тех, которые втуне заводят между собою предосудительную дружбу

Братия, отцы и чада мои! Поистине жизнь наша подобна морю. Ибо видите, в какой жили мы тишине, и какая буря и лютый ветер восстал на нас и возмутил жизнь нашу чрез суетное возношение и дерзость некоторых братий. Но ветру сему, по молитвам отца моего и отца вашего [23], запретил Христос, сказавший морю: молчи престани (Мар. 4, 39), и стала тишина. А я по истине, чада, убоялся, и дух мой возмалодушествовал до того, что я едва не впал в отчаяние спасения моего. Ибо те, на которых смотрели, как на столпы братства и очи мои в совещаниях, оказались надзирателями вредными и гнилыми, бывши ослеплением для меня и для братства. Впрочем не будем отчаяваться; ибо сколь велика бывает дерзость человека столь же глубоко бывает и падение его, и насколько кто приходит к противлению, на столько же к посрамлению и обращению; и насколько впадает в неверие, на столько преуспевает в вере; и вот опять сошлися мои члены к общему согласию, как и вы все. Итак, совершенно необычайно то, что у нас случилось; и не только ни с чем несообразно, но и вовсе неприлично. Впрочем, так как это уже случилось, то научимся этим примером всячески избегать того, чрез что они тому подверглись. Что же это такое? Ничто иное, как самочиние, которое рождается в послушнике от тщеславия и неверия.

Итак, братия, с терпением да пребываем в том послушании, к которому избраны; но да не простираем ноги нашей выше меры, и да не предпринимаем того, что выше силы нашей, чтобы не отступить от должного [24]. Замечание наше другому да бывает со смирением, и обличение меньшего в духе Апостольском, причем нужно иметь различие лиц на столько, чтобы не преступить нам меры благочиния; но с вопросами обо всем этом обращайтесь за решением ко мне. Я — проповедник, хотя я и комар; я исполнитель правил великого Василия. Если когда-либо согрешит настоятель, то настоятелями и поправляется. Может быть, и сами вы знаете, какую бы я вытерпел борьбу, чтобы только это не случилось, как и прежде я вам говорил. Итак, чада, я среди вас нахожусь, (как старший); но мы должны с обеих сторон смотреть друг на друга, я на вас и вы на меня, с подобающим почтением и совершенным смирением, потому что противное весьма вредно для обеих сторон; например если бы я захотел паче должного обличать вас и заграждать ваши уста, или хоть одного кого-нибудь, кто согрешит, обличать или укорять паче меры, или делать ему выговор неприличными словами.

Еще хочу показать вам причину падений: от чего это случается, как не от того, что заводятся частные дружбы и товарищества друг с другом? Чадо! Дальше беги от таковых; отнюдь не слушай их. Когда кто станет тебе говорить что-либо к ослаблению твоей веры и любви к игумену, беги от него, как от огня. Ибо вред, мало-помалу проникая внутрь тебя, достигнет и самого основания спасения. Кроме меня не имейте иного учителя или наставника, и не дерзайте доверять ему тайны, и не пренебрегайте как мелочью, дурными разговорами, говоря: что значит то, или другое! Не поступайте так, чада! Всегда и все вы, если кто впадет в неверие или иное что к общему вреду, идите и откройте это. А может быть иной по невежеству и неразумию придет и станет говорить: "за это откровение меня ненавидят и укоряют братия. Нет, не так чада! Ибо если они дети истинные и не беззаконные, то и они все последуют тебе, восхваляя тебя; а если незаконные, то к чему тебе их похвала?" Одним словом, умоляю всех вас и напоминаю вам: всегда и все исповедуйте мне, и пусть никто и никогда не имеет в сердце своем чего-либо затаенного и неоткрытого, иначе это произведет лютую язву. Что касается до прежних ваших исправлений, то старайтесь их умножать и таким образом совершить течение ваше. Переносите всегда мужественно укоризны; труды, поношения, скорби, утеснения, мрачные помыслы, уныние и всякое другое искушение, которое найдет на вас, имея единственную помощь во всем ту, чтобы уповать на Бога, и ту необоримую помощь, которая происходит от исполнения заповедей, содержа при этом на каждый день в уме своем память смертную, и каждодневно отсекая свою волю. Таким образом вы удостоитесь и венца мученического; и будете ликовать с Ангелами в небесном царстве, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 11-Е.О том, чтобы повиноваться настоятелю; как повинуется железо ковачу, и таким образом жить беспопечительно

Братие, отцы и чада! Вижу я, как повседневно, как некоторая плодовитая нива, возрастает сонм братства, и опасаюсь, что семя смиренного моего слова не только не достаточно, но и сухо, и не может обнять всю ниву, и посредством учительства очистит, вспахать и посеять на ней семя заповедей, дабы оно росло и усовершалось. Впрочем усердствую, сколько у меня есть силы, чтобы хотя немного принести вам пользы; а вы, братие мои, как добрая земля, приносите плод, по слову Господа (Лук. 8, 15), и себе и Ему, — спасение душ ваших. Нам предстоит труд, как говорит пророк Давид, дондеже внидем во святило Божие, и разумеем последняя его (Псал. 72, 16, 17). Поэтому и необходимо трудиться и проливать пот в духовных подвигах, ревновать добру, стремиться душею, чтобы успеть нам войти в поприще, для получения победных венцев смертию преподобною. Ибо вы сами знаете, что труды рождают успокоение, голод и жажда гортани и скорби возделывают бессмертные радости, жажда и паление уст источают воду, как сказал Господь, текущую в жизнь вечную (Иоан. 4, 14), как об этом и Давид псалмопевец говорит: сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5). Если же вы это знаете, блажени есте, по слову Писания, аще творите я (Иоан. 13, 17.) А муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих (Пс. 91, 7). Но вы мудры, разумны и рассудительны, и потому одни из добродетелей вы постигли, а другие постигаете, и еще постигнете; ибо заповедь не имеет меры; но насколько кто любит Бога, настолько познает, что он далек от исполнения заповеди. Вот мы руководствуем вас правилами, и наставляем вас, и запрещаем в некоторых вещах; а в ином опять утверждаем, и оставляем вас поступать так, как должно. А вы слушаетесь и повинуетесь во всем, чего бы мы ни захотели по Богу, как железо ковачу, и таким образом живете без попечений, и жизнь ваша в безопасности. Но и вы сами, если знаете что-либо доброе, исполняйте и советуйте один другому. Ибо все мы имеем в виду общую пользу, и подобны некоему кораблю, с кормчим и пловцами, плавающему на море. Так и я пребываю среди вас. Мне должно управлять рулем, бодрствовать более и смотреть на небо, взирая на звезду правды, чтобы управить корабль.

Итак, будем, братие, терпеливы и тщательны в трудах добродетели; и я уверен, что мы получим венцы и будем веселиться на небесах, там, где нет труда и болезни, печали и воздыхания. Вооружитесь мужеством и крепостию, и пуст сияет светильник усердия вашего поддерживаемый елеем терпения, дабы он не угас, и дабы не подвергнуться нам неисправимому бедствию юродивых дев. Стяжите безмолвие, братие мои честнейшие! Не заповедаю вовсе не говорить, ибо сего и житие наше не требует, но не говорить того, чего не должно, и что приводит вас к смеху.

Ибо как говорит премудрость, от многословия не убежиши греха (Прит. 10, 19); а если удерживаешь язык твой, будешь разумен и мудр. Будьте внимательны к послушаниям своим, не будьте в работе небрежны, и не портьте потребных вещей, будет ли то телега, или буравль, или письменная трость, у иного топор, у другого блюдо, и у кого что случится. Ибо из за этого случается погубить день; и время потребное для дел духовных, мы тратим на дела ничтожные. Напоминаю вам и о воздержании, чтобы не постились вы сверх заповеданного вам, дабы не ослабеть; ибо сказано: да не уклонишися ни на десно, ни на шуие (Второз. 17, 11), но царским путем иди. Есть дела тяжелые, где в особенности многое воздержание не приносит пользы. Будьте внимательны к делам вашим и тщательны во всем, и молитесь, чтобы Бог послал нам помощь против невидимых и видимых врагов, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Св. Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 12-Е.О том, чтобы иметь трезвение и совершать досточудные дела блаженного послушания