«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Промысл Божий

...Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и все на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян.1, 7), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего, и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашей не погибнет! (Мф.10, 29; Лк. 21, 18). Каждому из нас пред­лежит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания, дру­гие лишением чести, бесславием, иной из богатства перехо­дом к нищете, иной чрез несогласность партии <в браке>, недобрым поведением детей снедается сердечною печалью или скорбит, не имея детей — надежды и подпоры старо­сти его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родите­лей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются, но все сие про­исходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 109).

...Бог силен помочь ему, когда он будет сего достоин. Он печется о тварях Своих и промышляет по премудрому Своему Промыслу и предведению, кого наказует и кого награждает. Судьбы Его нам непостижимы! (преп. Мака­рий, 24, т. 1, с. 29).

Что вы так страшливы и малодушны, от всякого ветерочка колеблетесь, как трости, от всего смущаетесь и беспокоитесь? Советуем вам не верить ничему, а утверж­даться верою в Господа нашего Иисуса Христа, что Он со Отцем и Духом Святым как всею тварью, так и нами грешны­ми управляет и промышляет, и без Его святой воли, когда уже птица не падет и влас главы нашей не погибнет (Мф.10, 29; Лк.21, 18), то может ли что с нами случиться, Богу не попустившу? Хотя бы не только весь собор злых человек вооружался и нападал, но и сам изобретатель злобы ничего не успеет. Это мы видим на праведном Иове и на свиньях: тогда мог действовать диавол, когда ему было попущено, так и мы грешные, ежели будет воля Создателя нашего и Промыслителя, то не имамы ли пить чашу пелыни <полыни> судеб Божиих? (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 579—580).

Мы видим и несомненно веруем, что Промысл Бо­жий, пекущийся о всякой твари, а вместе с тем и о нас, устраивает так быть для нашей душевной пользы, отводя нас от чего-нибудь неполезного или искушая веру нашу, иных же и наказуя за грехи, и с покорностью воле Его несем тяготу, на нас налагаемую по Его правосудию. Лю­дей же, причиняющих нам скорби, должны почитать оруди­ем, коим Бог действует в деле нашего спасения, и молиться за них. Другим же средством вы не можете найти себе утешения, а паче когда требуете от людей, чтоб вас люби­ли, но, смотря сквозь завесу самолюбия, не вините себя... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 169).

Бог печется и промышляет о нас более, нежели сами мы, Он устраивает наше спасение, однако ж не хочет, чтобы мы искали оного в здешней отраде, но в скорбях, в теснотах и в болезнях. Со ослабою ли вошли в Царство Небесное отцы и матери наши? Не паче ли тесным и при­скорбным путем приобрели оное? Они скорбели, но не стужали и не малодушествовали, и сие служило им отрадою в лютейших скорбях, душевных и телесных, по претерпении коих и совершенном смирении получили и совершенное ус­покоение и даже духовное дарование (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 625-626).

..Не тогда только есть о нас Промысл Божий, когда мы живем во всем изобильно, но надобно веровать, что и в оскудении всего отеческая Его любовь промышляет о нашем спасении. Это несомненно, что Он может обога­тить всех, но когда видит, что не пользует, а вредит душе изобилие, то и отъемлет оное, и хочет, чтобы терпением и благодарностью восполнить наши прежние недостатки (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 136).

В вашем купножитии я усматриваю особенный Промысл Божий, ведущий вас скорбями страстей ваших и подвигом против оных к благой цели спасения, и при вашем добром сопротивлении, самоукорении и смирении Господь сокрушит все силы вражии и дарует вам мир. А иначе для чего бы было ваше совокупножитие... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 491).

Дивны дела Божии и непостижимы для нашего по­мраченного ума, но сколько можно, познаем из Писания и из опытов, на наших глазах бывших, что Господь посыла­ет болезни, скорби, лишения, глады, войны, мятежи, или наказуя за грехи, или предупреждая, чтобы не впали в оные, а иных испытует веру. Итак, мы должны благого­веть пред Его всепремудрым Промыслом и благодарить за все Его к нам неизреченное милосердие (преп. Макарий, 24, т.4, с.426).

Вы пишете о болезнях, посетивших и вашу обитель, и о падеже скота. Все это больно и прискорбно, но кто может познать судьбы Божий? Он наказует нас, яко Отец чадо­любивый, ища нашего спасения, отъемлет временная бла­гая, а вечных сподобимся, а то мы, как всем изобилуем, то более предаемся страстям, забывая Бога, сотворшего нас и промышляющего об нас (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 432).

Как же мы познали бы сами себя, когда бы никто не наносил нам оскорблений, и как бы стяжали терпение, и как бы смирились? Все это бывает не без Промысла Божия, но премудрым Его смотрением попускаются каждо­му к искусу его произволения и терпения случаи, могущие смутить его и колебать, дабы познал свою немощь и сми­рился или бы приобрел добродетель терпения и любви (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 186).

Не знаю, почему вы опасаетесь гонения от известной особы? Может ли кто сделать вам оскорбление, если не попустит Бог? А когда что случится, то надобно прини­мать это с покорностью воле Божией, смиряться и считать оскорбляющих нас орудиями Промысла Божия: за сие Гос­подь и избавит из рук их (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 183).

Господь не вдруг посылает искушения, но по мере нужды, против нашего устроения. Что уже предназначе­но для тебя Промыслом Божиим, того не избежишь; то есть какой проходить путь служения (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 196).

...Мы не знаем судеб Божиих. Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезня­ми (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 261).