«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
О успокоении и благоустройстве душ недугующих братии, о которых пишешь, советую обращаться ко Господу с молитвою о них, да вразумит Он всех и каждого творить волю Его божественную, предавая себя и их оной с верою и упованием. Он созиждет сердце чисто и подаст мир душам нашим. И так, возлагая всю печаль о успокоении вверенных нам душ и спасении их на Всеблагого и Всесильного Бога, будем великодушно нести немощи немощных и смотреть на них с чувством любви благожелательной (преп. Моисей, 293).
Об О. С. мыслю сказать, что у него характер природный, которого он не может преодолевать и побеждается. С этой стороны нельзя не извинить его. Но потребны и меры к обузданию, а сие с Божиею помощью зависит от тебя, провчего всеми. Обыкновенно того коня, который слишком горячится, востягивает провчий всячески. И тебе подобно тому должно О. С. поумерять в действиях, несообразных со святым званием (преп. Моисей, 315).
Твое предприятие держи в строгой скромности до решительного события, подчиняя все мысли и желания Божией воле, с преданностью оной, и ничего не упускать к пользе обители, в которой для того поставлен Небесным Промыслом. Господь да исполнит во благих желание твое, как ему угодно; не определяя собою ни месяца, ни числа, ниже года, действуй все спокойно, дондеже (пока) будет (преп. Моисей, 319).
О. Ф—я нельзя не пожалеть о его внутреннем недуговании. Особливо ты, как восприемник, обязан печься о спасении его души, как и о своей, и советом направлять к тому, что обещал торжественно в пострижении, и молить Премилосердого Бога, да спасет его от всех козней вражиих и наставит на путь Свой. Далее же усилие к удержанию его бесполезным считаю (преп. Моисей, 300).
За недужную братию и чад присных надобно молить Бога, яко Всесильного Врача душ и телес наших, и возлагать всю печаль на Него, и Он подаст им мир душевный. А отеческих советов не должно оставлять. Хоть бы и не были ими принимаемы как должно, по крайней мере, мы свое должное исполним (преп. Моисей, 301).
Пение
Ты скорбишь о расстройстве вашего хора; ежели оный и расстроится, то, верно, за тщеславие ваше. Пели хорошо и тщеславились: и это уже не ради славы Божией, а ради своей славы; не можете пения петь хорного, пойте простое со смирением, и оно уладится для вас лучше хорного нотного. Ангелы непрестанно поют и славословят Бога, но по нотам ли они поют? И тщеславятся ли оным? напротив, они благоговеют и не могут насытиться славословием, так и вы, когда оставите тщеславие и будете петь ради славы Божией, то Бог пошлет вам и человека, и сих умиротворит (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 316).
...Слова церковных песнопений, не только Евангелия, но тропарей и канонов, могут наполнить блаженством душу, не совсем еще погрязшую в житейской прозе. Но чтобы пение церковное производило должное впечатление, необходимо вникать в смысл этих песнопений, — и тогда не оторваться от них, а если многие стоят бесчувственно в церкви, зевают и только ждут, когда окончится служба, то это потому, что не понимают они смысла церковных песнопений. Особенно трогательны старинные церковные напевы... Но для спасения нужно петь Господу не голосом, но самой жизнью своею. В Священном Писании жизнь во Христе называется пением: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение...» (Пс.117, 14) «Воспою Господеви в животе моем...» (Пс.103, 33) (преп. Варсонофий, 3, с. 261, от 25.12.1912).
А что ленишься петь, это от твоего нерадения и от диавола... Читай в это время молитву Иисусову (преп. Анатолий, 7, с. 76).
Вопрос: «Отчего я, будучи поставлен на клирос, испытываю робость?» Ответ: «От тщеславия» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 3).
«...Пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс.46,7,8). Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, означает, чтобы понимать то, что поем или слушаем в церкви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно. Если же мы поем или слушаем рассеянно или еще с кем-либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За таковое бесстрашие явно обличает нас Господь чрез пророка Исайю: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29, 13). Чтобы разумно приносить пение Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и вообще исправная жизнь (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 25).
Пение гимнов или духовных стихов не грех. Но это хорошо для мирян. Хорошие мысли и мотивы настроение создают хорошее, не то, что мирские песни. Но для монаха пение гимнов не подходит. Они отвлекают от молитвы. Разве может сравниться какое-либо, хотя и хорошее, пение с молитвой Иисусовой? Она превосходит все. Она высшая — радость и утешение. Все остальное только мешает молитве. Пение — это мягчайшая пища, а монах должен твердой питаться (преп. Никон, 8, с. 312—313).
«Како воспою песнь Господню на земли чуждей?..» (Пс.136, 4). Невозможно, невозможно в страстном состоянии богословствовать, петь хвалебные песни Господу, — нужно плакать... (преп. Никон, 6, с. 195).
А ты не петух и не курица: должна помнить, что пение твое должно быть не петушье, а ангельское, т. е. с глубоким смирением, страхом, горячею любовью и самоукорением — таковое пение истинное и Богу приятное. А тщеславное, не из угождения Богу, а людям, — такое хуже петушиного (преп. Анатолий, 7, с. 180).