«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Не без причины Православная Церковь велегласно вос­певает: Благовествуй, земле, радость велию. Хвалите, небе­са, Божию славу. Благовествуй и ты своим N. эту радость с хвалою Божией славы. Да и сама нерассудно не предавай­ся печали, твердо помня, что это твое главное искушение, которым враг старается отравлять твою душу и делать чрез это препинания разные на твоем пути. Святой Иоанн Лествичник пишет, что безвременная и неуместная печаль, и особенно вышемерная, делает душу дымоватою. А сама знаешь, что как видимый дым разъедает очи телесные, так невидимый мысленный дым и мрак печали повреждают очи душевные (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 171).

Написала ты, что иногда бывает отрадно на душе, а иногда нет. Так и со всеми людьми бывает, потому что в теперешней временной жизни ничего постоянного нет (преп. Иосиф, 98).

Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в серд­це, когда Господь в нем (преп. Никон, 8, с. 323).

В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей — одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с которы­ми предлежит дело, и все уладится хорошо. Господь про­свещает всякого человека, грядущего в мир, и дает мир душам нашим. Уныние же и печаль бесполезны в деле, требующем мужества (преп. Моисей, 298).

Недужных братий, сколько можно, поддерживать всеми мерами, а более всего возлагать на Господа печаль об них, ибо где человеческие средства не успеют ко благу и исправлению других, там ожидать от Господа со уповани­ем, да исправятся стопы человеку. Богу бо все возможно. К Нему взор души нашей да обращается с молитвою о всех и каждом (преп. Моисей, 306).

Если некому открыть свою душу — Господу Богу воз­вестите печаль вашу (преп. Никон, 8, с. 378).

За О. М. первое дело ко Господу молитву приносить с возложением всей печали на Него, да созиждет Он ду­шевное его устроение, и употребить все позволенные спо­собы к исправлению его и обузданию. Если он окажет соответственное, благодарение Богу, а если неисцельным пребудет, то предложить ему, пусть <идет> куда он изволит, чтоб не представлять начальству дурных качеств его и из­бавить от повреждения других немощных братий (преп. Моисей, 297).

...Печальными выражениями наполненное ваше писа­ние получил, и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца; очувствовавшись в здравый рассудок, и вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески долж­ны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете (преп. Лев, 188).

Пища

Что же касается до пищи... — предлагаемое с воз­держанием употреблять во славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишнего (преп. Лев, 12, с. 334)

...Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание, чтобы после принятия пищи быть несколько голодным; довольство, чтобы не быть ни сытым, ни голодным; и сытость, чтобы есть досыта, но без некото­рого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, — здоровый и больной. Для последнего трудно принимать пищу один раз в день (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 96).

Счастлив тот монах, который может довольствоваться трапезною пищею (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 50).

Пищу вкушай смотря по голоду, а не по тому, как смотреть будут (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 60).

Касательно употребления пищи в посты, не позволен­ной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего. А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем прино­сите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение. Дозволять не позволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога, только не имейте никакого смущения, а успокаивайтесь духом (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 231).