«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

С Анютой же управляйтесь, как вам Господь внушит. Написали вы, что показывали ее доктору, который говорил, что она должна, как можно тяжелее, нести труды физиче­ские, а она между тем всегда сказывается бессильной. Тя­желые труды и здорового человека могут сломать и сделать бессильным. А по моему грешному мнению, пусть она хоть и легкое имеет занятие, только чтобы всегда была за делом. Для рассеяния угнетающих помыслов и это полезно. Дела же такие должны быть, чтобы она была в движении, напри­мер, мести пол, мыть посуду и подобное (преп. Иосиф, 81).

Два письма от вас, одно по почте, а другое с оказией, получил. Поскорбнываете, что живете в суете и попечении о разных постройках и перестройках. Эта суета за послуша­ние творится. Нужно же кому-нибудь заботиться об обите­ли. При суетных по видимому делах в обители старайтесь, Матушка, помнить, что дела эти вы исполняете по пове­лению Господа Бога, за послушание к Нему, и мысль о Боге должна обвеселять вас, по слову Пророка: «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс.76,4) (преп. Иосиф, 86).

Если тебе вредно послушание в часовне, то можно по­пробовать отпрашиваться у матери Игуменьи, ссылаясь на слабость своего здоровья, что не по силам тебе сидеть в лавке и не на пользу, много развлекаешься и увлекаешься, и больна через это (преп. Анатолий, 7, с. 192).

Послушание всякое спасительно и потому почти всегда тяжело, по мере пользы его, а отрадное послушание не так полезно, а бывает, что и вредно. Святой Лествичник гово­рит: «Если послушник в своем послушании исполняет свое желание, то он прелюбодей» (преп. Анатолий, 7, с. 199).

Ваша же многосложная и суетливая деятельность не должна смущать вас, потому что это послушание ваше, а всякое послушание душеспасительно, когда оно проходит­ся достодолжно, в смирении и безропотно (преп. Анатолий, 7, с. 306).

Ты молишься без усердия, но только из послушания ко мне, и думаешь, что это зело нехорошо! Глупенькая! И в книгах, и в устных увещаниях ты, я думаю, слышала тысячу раз: послушание выше поста и молитвы! (преп. Анатолий, 7, с. 75).

...Очень сожалею, что Г. не слушает меня, не почитает старших сестер, гордится, упрямится, не просит прощения. За это и оставляет ее Господь Своею помощью, и сквернит ее диавол нечистыми помыслами. А как я тебя просил, чтобы ты была смиренна, послушна, покорна, потому что таких послушниц любит Матерь Божия, и Господь, и все добрые люди. И бывают покорные послушницы любимы на­чальницами, и мир такой у них всегда на душе! (преп. Анатолий, 7, с. 92).

Послушание исправляй со страхом Божиим, а какой добродетели не снискала, укоряй себя и проси у Бога. Но не смущайся (преп. Анатолий, 7, с. 108).

Когда не ходишь в церковь ради послушания, не смущай­ся. За тебя помолятся в церкви (преп. Анатолий, 7, с. 111).

Послушание вообще трудно исполнять, а ваше руко­делье — барское. Многие желали бы такой-то работы — да нет (преп. Анатолий, 7, с. 116).

Надо иметь готовность по воле Божией все делать. Надо различать два рода послушания: внешнее — для сред­них дел, и внутреннее — для духовных дел. Во внешнем нужно полное повиновение: без рассуждения исполнять, что скажут. Во внутреннем — нужно всегда обращаться к духовнику, спрашивать его, какова воля Божия. Но его совет надо проверять Святым Писанием и святыми отцами, и если он скажет не согласно с ними, то можно сказать ему: не могу так. Хорошо желать только то, что будет. Если делаешь то, что тебе самой желательно и приятно, то это не приносит особенной пользы для души, только вред здесь умеряется все-таки тем, что получает­ся благословение. А настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, происходит тогда, когда делаешь наперекор себе, тогда Сам Господь на Свои руки берет тебя, благословляет твои труды (преп. Никон, 6, с. 234).

...Описала ты тягостное состояние свое по послуша­нию и пишешь, что, прочтя письмо мое, оскорбилась серд­цем и духом, подумала, что я ко всем имею любовь и сострадание, одну только тебя оставляю скорбеть. — Не­правда, я и к тебе сострадаю и еще больше других по твоему неумиротворению жалею и печалюсь, что ты до сих пор никак не приладишься и не успокоишься на своем послушании, а я неоднократно писал тебе и теперь дол­жен подтвердить то же: ни чем иным не спастись тебе, как своим настоящим послушанием, если и тысячу отдашь, а своей воли не отдашь, ничтоже успеешь, хотим мы, чтобы все было по-нашему, а не так, как Богу угодно, тогда как с нашей стороны должно быть только произволение с усердием к возложенной обязанности, а совершать все — дело Божие; сделается или что не сделается, как бы тебе хотелось, должна быть покойною, в чем и да поможет тебе Господь, сердечно желаю!., (преп. Иларион, 30).

Писала ты еще о том, как нелегко переменить для тебя прежний куколь свой на наметку. — На это скажу тебе: послушание, которое окажешь этим начальнице, спасет тебя лучше, нежели старый твой куколь, и если сердце твое не согласуется, как говоришь ты, со словами, ты не верь ему (преп. Иларион, 31).

Писала насчет послушания казначейского, что матушка Игуменья желает непременно тебе его вручить, и ты представляла свою неспособность, но она не принимает никаких резонов и хочет отставить старую казначею за неспособностью, тебе же ее жаль, почему и думаешь по­просить матушку Игуменью погодить еще хоть на год. — Объяснись с матушкой Игуменьей обо всем, что тебя удер­живает и какие предлоги имеешь, — и как она решит, так и будь согласна и покойна (преп. Иларион, 42).