«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Послушание исправляй со страхом Божиим, а какой добродетели не снискала, укоряй себя и проси у Бога. Но не смущайся (преп. Анатолий, 7, с. 108).

Когда не ходишь в церковь ради послушания, не смущай­ся. За тебя помолятся в церкви (преп. Анатолий, 7, с. 111).

Послушание вообще трудно исполнять, а ваше руко­делье — барское. Многие желали бы такой-то работы — да нет (преп. Анатолий, 7, с. 116).

Надо иметь готовность по воле Божией все делать. Надо различать два рода послушания: внешнее — для сред­них дел, и внутреннее — для духовных дел. Во внешнем нужно полное повиновение: без рассуждения исполнять, что скажут. Во внутреннем — нужно всегда обращаться к духовнику, спрашивать его, какова воля Божия. Но его совет надо проверять Святым Писанием и святыми отцами, и если он скажет не согласно с ними, то можно сказать ему: не могу так. Хорошо желать только то, что будет. Если делаешь то, что тебе самой желательно и приятно, то это не приносит особенной пользы для души, только вред здесь умеряется все-таки тем, что получает­ся благословение. А настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, происходит тогда, когда делаешь наперекор себе, тогда Сам Господь на Свои руки берет тебя, благословляет твои труды (преп. Никон, 6, с. 234).

...Описала ты тягостное состояние свое по послуша­нию и пишешь, что, прочтя письмо мое, оскорбилась серд­цем и духом, подумала, что я ко всем имею любовь и сострадание, одну только тебя оставляю скорбеть. — Не­правда, я и к тебе сострадаю и еще больше других по твоему неумиротворению жалею и печалюсь, что ты до сих пор никак не приладишься и не успокоишься на своем послушании, а я неоднократно писал тебе и теперь дол­жен подтвердить то же: ни чем иным не спастись тебе, как своим настоящим послушанием, если и тысячу отдашь, а своей воли не отдашь, ничтоже успеешь, хотим мы, чтобы все было по-нашему, а не так, как Богу угодно, тогда как с нашей стороны должно быть только произволение с усердием к возложенной обязанности, а совершать все — дело Божие; сделается или что не сделается, как бы тебе хотелось, должна быть покойною, в чем и да поможет тебе Господь, сердечно желаю!., (преп. Иларион, 30).

Писала ты еще о том, как нелегко переменить для тебя прежний куколь свой на наметку. — На это скажу тебе: послушание, которое окажешь этим начальнице, спасет тебя лучше, нежели старый твой куколь, и если сердце твое не согласуется, как говоришь ты, со словами, ты не верь ему (преп. Иларион, 31).

Писала насчет послушания казначейского, что матушка Игуменья желает непременно тебе его вручить, и ты представляла свою неспособность, но она не принимает никаких резонов и хочет отставить старую казначею за неспособностью, тебе же ее жаль, почему и думаешь по­просить матушку Игуменью погодить еще хоть на год. — Объяснись с матушкой Игуменьей обо всем, что тебя удер­живает и какие предлоги имеешь, — и как она решит, так и будь согласна и покойна (преп. Иларион, 42).

Примите совет на всю вашу жизнь: если начальники или старшие вам предложат что-нибудь, то, как бы трудно ни было или как бы высоко ни казалось, не отказывайтесь. Бог за послушание поможет (преп. Нектарий, 13, с. 30).

Всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что делается как послушание (преп. Нектарий, 18, с. 495—496).

А. питаю себя надеж­дою, что вы поправите себя, Господь же да усовершит ваше благомудренное предложение и подвиг (преп. Лев, 189).

...Послушай, дочь Л., поелику мы должны приобучать себя ко умиротворению и смирению не в таковой буре, волнуемой и покрывшей ваши чувства душевные и телесные! Но заблаговременно послушание оказывать маменьке и ни в чем не составлять по своей воле, но худо ли, или хорошо, согласоваться, как маменька сорассудит и утвердит, на то и понуждать себя, чтобы так исполнить, как мамень­ка утвердила, писано есть: даждь кровь, прийми дух (то есть хотя и очень не нравится каковая вещь, и тебя побивают десять мыслей лучших), но ты должна с великим понужде­нием и пролитием крови внутрь себе согласиться на выше­означенное маменькою определение и мало-помалу благостию Божиею в таковое устроение придешь, что даже за большую тягость будешь почитать, что только по своему разумению соделать или что кому советовать, а во время великого смущения и ожесточения, описанного вами, можно бы вам себя укротить. Ежели бы вы да имели благогове­ние и веру достодолжную к своей <маменьке>, то бы и в таковое время могли бы ее увещательными словами оста­новиться и смирить себя, но как вы издавна закоснели в своенравии, а ко <маменьке> непокорливы, и по вашему высокомудрию кажется она вам недостаточною к руковод­ству и окормлению! Но прошу и молю, как можно, понуди сердце свое к повиновению и послушанию, чем и обрящешь в душе своей покой и мир Божий приобрящешь во утешение себе! (преп. Лев, 259).

...Из письма твоего видим твое сердечное смущение и обуревание, какое ты подъемлешь в прохождении твоего послушания, и даже до того помысл твой простирается, что готов... перейти в штатный монастырь, где надеешься сего послушания избавиться. На сие, возлюбленный наш брате, что имамы тебе сказать в утешение? При сердечном о тебе сожалении скажем то, что вси есмы в бедах, скорбях и искушениях, которыми живот вечный стяжавается, и без скорбей спасться невозможно. Ибо, по Писанию, «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14, 22), но скорби сии различии суть: одному — сии, другому — иного рода, одному — телесные, а сему душевные, тому — бедность, а некоторому — поношение, иному — болезни, все же они посылаются по всепремудрому Промыслу Божию. По силе каждого и по мере нужды в его устроении. Поистине, мы соучаствуем тебе в скорби по твоему послушанию, но скажи, ручаешься ли ты за сие, когда бы был в обители, избежал ли бы ты скорбей другого какого рода или суда своей совести за преслушание? Ты знаешь, что отец Игумен не понудил бы тебя насильно ехать и отнюдь не теснил бы за сие. <То> сие более бы тебя уязвляло. Ты взираешь на будущее время и помышля­ешь для избежания сего послушания о переходе в штатный монастырь. Чего ты ожидаешь, одобрения сего помысла или противоречия ему? Одобрить это значит подвергнуть себя впоследствии всегдашнему от тебя нареканию. А луч­ше предать сие совершенной твоей свободе и дабы оная соображалась с волею Божиею. Между прочим, можешь сказать нечто в противоречие, но не понудительное: скажи, пожалуй, ручаешься ли ты за будущие твои не только годы жизни, но за дни и минуты? И что будет вперед, кто знает? Ежели ж и продлит Господь жизнь твою, ты перейдешь в штатный монастырь — избежишь скорби по послушанию сбора, но ручаешься ли ты, что не встретят тебя там го­раздо важнейшие скорби, даже и до раскаяния? ...Впрочем, не должно полагать, что всегда на тебя бу­дет падать жребий сего послушания, в обители людей до­вольно (преп. Лев, 149).

...Ваше намерение посвятить жизнь свою на служе­ние Богу, оставя суету мира, — благо, но требует Божиего содействия и помощи и вашего тщания; вы хотя и думаете о себе, что имеете твердое намерение к исполнению сего обета, но на оное не надейтесь, а более отдавайтесь в волю Божию и просите Его помощи. Вам еще неизвестны вра­жий козни и <подсады>: он и десными и шуиими старается людей смущать и испужать попущением Божиим к наше­му смирению, и чтобы не надеялись на свои силы и на свой разум, но в сем, последнем, повинулись бы опытным и ис­кусным людям, которые сами прошли деятельно путь сей, но теперь для вас еще неясны мои слова, когда же сподо­бит Господь вас прияти на себя легкое Его 6pv мя и благое иго, тогда в действительности уразумеете и познае­те силу слов <моих> и пользу, происходящую от отвер­жения своей воли и покорения оной другому <Бога> ради и спасения души своей (преп. Лев, 115).

Если спрашивать меня — так и слушать, а если не слушать — так и не ходить ко мне (преп. Лев, 12, с. 60).