«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мудрые и опытно-духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из за­плетенных страстями не узрит Господа (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 28).

Богу угоднее и приятнее то, что делается за послуша­ние и по благословению, нежели то, что делается по своей воле и по своему разуму, как Сам Господь чрез Апостола говорит: «кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9, 6). И паки в Евангелии глаголет: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ср.: Ин. 6, 38). И «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. своих хотений и разумений), и возьми крест свой» (Мк.8, 34), т. е да решится переносить скорби, случающиеся на пути послушания, и таким образом да последует Мне (Ин. 12, 26) исполнением и других Евангельских заповедей (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 42).

Апостол, как основание спасения и как главную по­требность, выставляет добродетель смирения и послу­шания, глаголя так: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2, 5-6, 8).

Ежели воплотившийся нашего ради спасения Сын Бо­жий имел крайнее смирение и послушание до смерти, то кольми паче нам, непотребным и грешным рабам Его, хо­тящим наследовать спасение, всячески должно заботиться о сих главных добродетелях, т. е. о смирении и послуша­нии, где нет нарушения какой-либо заповеди Божией (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 15).

Святой Лествичник говорит: послушник, то есть по­слушник истинный, не рассуждает ни о благих, ни о мни­мых злых. А я желал бы, чтобы ты была послушница ис­тинная. Смысл и понятие у тебя есть, да смирения у тебя недостает: все охотница ты вперед забегать. От этого ты сама путаешься и других путаешь, сама скорбишь и других оскорбляешь. Если ты умнее сестры, то умей раз­умно и вовремя примолчать, кольми паче не ходить туда где бестолково и зловредно толкуют. Если придакнешь и согласишься, то после придется со стыдом расплачиваться за такое человекоугодие. Прочти со вниманием 4-ю Сте­пень «Лествицы» и попроси у матерей почитать в 1-й части «Добротолюбия» Симеона Нового Богослова главы дея­тельные. Там ты увидишь свою ошибку, увидишь и то, чего должно держаться. Помни, что Царствие Небесное кое-как не приобретается, а с толком и понуждением на благое, не своечинно и самосовестно, а с вопрошением опытных и с отсечением своей воли и разума, как свойственно истин­ному послушнику (преп. Амвросий, 23, ч.2, с. 117-118).

Старайся поступать во всем по заповедям Божиим и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца. Послушание исполняя, считай, что оно тебе пору­чено от Господа, чрез человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 45).

Странник жил, как странник, и проводил жизнь странни­ческую, не обязанный заботами и попечениями, и свободно упражнялся в молитве, как желал. А ты проводишь жизнь, как казначея, и при том болезненная, обязанная монастыр­ским послушанием, и потому в молитве упражняйся, сколько имеешь свободы, а остальное дополнится послушанием, ко­торое имеет также свое значение. Монах-плотник жа­ловался Варсануфию Великому: «Отче, Бога мне помянуть некогда». — «Почему же?» — спросил старец. «Потому что весь день занят делом плотничества». — «Ведь ты этим делом занимаешься за послушание, Бога ради?» — «Так», — отвечал брат. «Значит, ты весь день Бога поминаешь!» Не сомневайся и ты о своем послушании, а к молитве простирайся елико можешь, поминая сказанное тебе при пострижении, как тебе давали четки: «Вот тебе, сестра, меч духовный. Глаголи выну во уме, во устех, в мысли сердце: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй грешную» (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 121).

...Служебные духи, сиречь Ангелы, по естеству своему суть благие, но и те исполняют не свою, но Божию волю, кольми паче человеку должно находиться в повиновении (преп. Антоний, 17, с. 196).

Повторяю: что прежде сходило с рук, когда жила сама по себе, теперь уже не идет. Духовное отношение к кому-либо нельзя соединять с своею волею, — а выбирай любое, одно из двух. Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе, выйдет бурда ни к чему не годная. Так и самочиние, и своеволие с духовным отношением и послушанием не совместны, а надо держаться | одного из двух (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 91).

Нет выше послушания, как служить начальникам. Сам Сын Божий говорит: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Ср.: Мф.20, 28). А Он создал и мир, и этих рабов, грешных и злых людей, и Он же, их Бог, Царь и Творец, пришел на землю им послужить. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Ср.: Флп.2, 9—10) (преп. Анатолий, 7, с. 323).

Слава Богу, что N. обстоятельства поправляются. Жаль только безрассудно удалившихся. Впрочем, ежели они без призвания и произволения жили в обители, то хорошего ожидать от них невозможно было.

Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13, 1—2) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 39—40).

Насчет желания вашего, чтоб уволиться от должности ради неисцельной болезни своей, это, по моему скудоумно­му замечанию, дело доброе, ибо человеку немощному — самому до себя, а посему да исполнит Господь сие жела­ние ваше! Между тем было у меня частное собеседование о сем с старцем своим, который мне сказал: «мне бы и долж­но просить увольнения от должности, судя и по дряхлости и по преклонным летам, но опасаюсь следовать своей воле, дабы тем не быть противным воле Божией, не ведая, что мне полезнее? А притом и Господь Бог призывает к вечно­му упокоению не праздных, а труждающихся и обременен­ных». Почему и осмеливаюсь я мнение старцево сообщить вам для соображения вашего (преп. Антоний, 22, с. 370).

...Мы, немощные, непременно должны взывать к Иисусу, пришедшему не праведных, но грешных призвать к покаянию. И потому, не имея ни дел, ни сил душевных для подвигов, неизбежно должны взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! (преп. Анатолий, 7, с. 236-237).