«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже 20 лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею, но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды Своей и доброго произво­ления и расположения сердца (преп. Анатолий, 7, с. 306).

Общее послушание есть великое ограждение от многих искушений иноку (преп. Анатолий, 7, с. 64).

Послушания нельзя не нести. Да оно тебе особенно полезно, потому что трудами и заботами охраняет от блуд­ных помыслов (преп. Анатолий, 7, с. 113).

Давно еще, когда я был в скиту, мне пришла мысль — вот, у меня ничего нет, ни внутреннего монашества нет, ни наружного, ибо никаких телесных подвигов я не несу. И душевными очами не вижу я в себе монаха. Тогда, чтобы не погибнуть, я решил идти путем послушания. После такого решения я делал только то, что мне скажут, и обрел спокойствие. Мне сказали: из скита переходи в монастырь. Я перешел, хотя мне и не хотелось. И вооб­ще, во всем и всегда я старался исполнять не свою волю, а волю начальства своего монастырского и своего духовного отца. Старец Нектарий однажды сказал мне по этому поводу замечательные слова: «Нет ничего пагубнее для монаха, как устраивать свою жизнь по своему смышлению». А старец Нектарий отличался особой наблюдатель­ностью и обладал даром прозорливости. Послушание — это самое важное для монаха. У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и беспечалие на душе. Хотел бы я всегда иметь такое настро­ение (преп. Никон, 8, с. 442—443).

Я прежде писал тебе и теперь повторяю то же, что все спасение твое состоит в твоем послушании, когда бу­дешь проходить его по совести и благодушно. И это также писал, что послушание есть паче жертвоприношения и паче поста и молитвы, потому оно и спасительно, что с трудом и скорбью сопрягается, а ропот твой прогневляет Бога, за что и попускается тебе испытывать твои немощи, это самое и есть наказание Божие. А если бы проходила послушание твое с радостным предложением, то оно не было бы для тебя отяготительно, и сестры были бы к тебе лучше, и все дела шли успешнее, помощь Божия посылалась бы тебе за твое тщание. Итак, призови в помощь Бога и положи начало не тяготиться послушанием, а с любовью и ревностью по Бозе проходить его, чего сердечно тебе желаю (преп. Иларион, 29).

Почитывай у Аввы Дорофея главки, которые я тебе советовал, да у Иоанна Лествичника Степень 4-ю о послу­шании, в конце оной один страдалец и подвижник под именем Антиоха видел во сне истязаема себя во ста лит­рах долгу, после чего, проведя некоторое время во обще­житии в терпении, и оскорблении, и укорении, увидел во сне, что заплачено только десять литер, почему и более себя отдал на терпение и увидел совершенное оставление... (преп. Лев, 161).

Пишешь, что столкновение и сообращение с людьми при твоем послушании обтесывают твое устроение, благодари Бога, что Он так печется о твоем спасении, а при срав­нении ты можешь видеть, насколько настоящее послушание полезнее твоей келейной прежней жизни; ты там была, как святая, не знала всех своих немощей, а теперь они у тебя пред глазами и на каждом шагу представляются. Познавая их и смиряя свое мудрование, при помощи Божией полагай исправление (преп. Иларион, 33).

Послушник

Послушническое состояние — блаженное состояние, равноангельная жизнь, некрадомое богатство, живот бла­жен и прочее и прочее. Но, к сожалению, многие от не­ведения, не зная цены и душевного преимущества своего пред другими чинами, скучают о том, что голова их не прикрыта, что и они якоже и прочии человецы доселе не имеют у себя длинных хвостов <имеется в виду — мантии>. Но Господь Бог и прежде прошения нашего весть, что кому полезнее. У Него и для смиренных послушниц в обителях небесных приготовлено место злачно и покойно (преп. Антоний, 22, с. 351).

Пост

Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковью и Соборами, а основа­ние и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властью, что, ежели кто преслушает Церковь, «будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18, 17), а еще сказал к Апостолам и в них к пастырям: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10, 16). То только одно покаяние мо­жет примирить нас с преступлением сим, а когда с пре­зрением делается, то уже я и не могу ничего сказать (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 265-266).

Желаю вам подвигом добрым подвизаться, «поститься духовно и телесно, постом приятным, благоугодным Господеви»: затворяйте двери кельи от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов (преп. Мака­рий, 24, т. 4, с. 322—323).

Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 140).

В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете по­печения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими (человек), но тщеславием и мнением еще и вред приимет (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 217).