«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Юные скоро забывают цель вступления своего в монастырь, которое требует и твердого постоянства, и трезвенного внимания, и даже понуждения по немощи человеческой: то в настоящее время предлагаю мой ску­доумный совет, чтобы С. пожил еще года полтора в родительском доме... занимаясь и домашними делами, и благовременным хождением в церковь, равно и чтением духовных книг, в особенности же книги Аввы Дорофея и «Лествицы». Такое пребывание нисколько не повредит душе его, а между тем он в это время может укрепиться еще телом, ибо жизнь монастырская, церковные службы и другие труды требуют и возможной крепости телесной (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 95).

Сравнение твое воина с монахом в том отношении было бы справедливо, если бы ты выходила на едино­борство духовное в пустынном уединении и отшельниче­стве, а ты желаешь поступить в общежительный монастырь, и потому сравнение это тут не идет. Дети сами себя приготовлять к поступлению в заведение не могут, а если их приготовляют, то наставники и наставницы. Кто же тебя в деревне будет приготовлять к монастырю? Есть такие заведения, куда принимают детей, если они знают хоть читать и писать. Ты это знаешь, и тебя могут принять в Т. заведение. В детях весьма одобряется и похваляется кроткое и скромное поведение: это не мешает иметь в виду и тебе. Обратимся опять к сравнению воина. Ты слишком высоко взяла, сравнивая себя с воином обучен­ным. Смиреннее и ближе к делу сравнить себя с рекрутом. Рекрутов принимают в военное звание и необученных: после обучат, кто к чему будет способен, кто к артилле­рии, кто к кавалерии, а иной к пехотному хождению, по русской пословице: у кого много толку в голове нет, то ногами отвечай, т. е. ходи да ходи, куда пошлют. А у кого будет толк в голове, тому и головной работы дадут, лишь бы только не высокомудрствовал и не унижал ходящих занимающихся делами внешними, но необходимыми (преп. Амвросий, 23, ч.1, с.177).

...Пишете, что, по вашему мнению, монастырская жизнь была бы понятна, если бы поступали в монастырь на вре­мя, для исправления своего характера и отсечения своей воли, а потом возвращались бы опять в мир для благотво­рения и наставления других. Думать так можно, а к делу это неприложимо. Из поступающих в монастырь не все достигают совершенного исправления и совершенства в добродетели, а многие едва-едва могут и себя исправ­лять. — Как же такие могут поступить в мир для исправ­ления других? Кто может других пользовать, тот может и не выходя из монастыря это исполнять, как вы сами это испытали, побеседовав с некоторыми живущими в жен­ской общине, которым вы удивлялись, как они получили спокойствие духа (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 170).

...Списываете свое внешнее положение и душевное рас­положение и испрашиваете моего скудоумного совета, какой род жизни избрать вам: принять ли монашество или посту­пать в белое духовенство? — Куда имеете более наклон­ности, той стороны и должно придержаться. Сами вы пише­те, что в продолжение всей вашей жизни мысль ваша более преклонялась к монашеству, а о белом духовенстве стали помышлять только в последнее время, и более по совету других. В белом духовенстве волею и неволею долж­ны связать себя житейскими заботами, а вы ищете сво­боды мыслей, поэтому и не следует вам поступать в белое духовенство, а лучше принять монашество. В монасты­ре удобнее вам будет служить Богу так, как вы желаете. Впрочем, и в монашестве не вполне придется так, как думаете, — теория с практикой не всегда сходится. Иное предполагать и иное на деле это испытывать, но все-таки в монашестве более найдется такой свободы, о какой помыш­ляете и какой желаете (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 171).

Не предавайся грусти в наступающем твоем положе­нии <желание поступить в монастырь, хотя препятствуют родные>. Христианская жизнь требует благодушия и тер­пения, как Сам Господь сказал: «в терпении вашем стяжите душы ваша» (Лк. 21, 19). С маменькой твоей старайся поменьше спорить, — менее будешь раздражаться и ей менее досаждать. Этим исполнишь пословицу смысла слов батюшки отца Макария: «веди себя так, чтоб тебя отпус­тили свободно в монастырь», а вторая пословица слов его будет заключаться в том, если поискуснее и осторожнее будешь обращаться с посторонними и приезжими, если бу­дем хранить страх Божий в сердце, то он будет сохранять нас от всякого вреда душевного. — Поститься тебе не­удобно, а употребляй пищу умеренно во славу Божию. Раз­дражительность постом не укрощается, а смирением, и самоукорением, и сознанием, что мы достойны такого не­приятного положения. Также и молиться в каждый час по определенному назначению тебе неудобно, а молись, какое подаст Бог время и удобство, и опять со смирением, без гнева и негодования на других, а если бы это случилось по немощи, то прежде всего молись, да укротит Господь сердце твое, прося с тем вместе всякого блага тем людям, на которых, по немощи, смущаешься. Ты спрашиваешь, нуж­но ли тебе открывать о своем желании братьям? В этом случае старайся поступать смотря по обстоятельствам, соображаясь с тем, что будут говорить братья об устрой­стве тебя. При удобном случае можешь сказать им, что надобно же тебе устроить жизнь свою сообразно с твоим желанием и настроением духа. Если будут назначать тебе часть земли — не отказывайся. И вообще, предавайся Промыслу Божию и моли благость Его, да имиже весть судьбами, устроит тебя на пути спасения (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 76-77).

Если кто из приходящих в вашу обитель упомянет и мое грешное имя, что ему сказано простое благословение, по его желанию, отправиться в вашу общину. В принятии же приходящих сами усматривайте для вас и для обители. И к этому прибавлю, что недугующих пустою завистью и не следует принимать. В таких людей нужно всматриваться (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 130).

Пишешь, что мамаша и дедушка рады твоему желанию поступить в лик преподобных мудрых дев. И я радуюсь и утешаюсь твоим желанием. Да и как нам не радоваться о тебе, когда такому делу радуются даже Ангелы на небе­сах! Блажен, егоже избрал и приял еси Господь! Особенно в юности! (преп. Анатолий, 7, с. 167).

Вновь желающим поступить в монастырь — в приня­тии весьма уклоняться из братий других монастырей, а из светского звания прямо поступающих с рассмотрением при­нимать и по довольном удостоверении в поведении хоро­шем определять советую (преп. Моисей, 269).

Потеря зрения

Сожалею я о вашей сестрице, что она лишилась зре­ния одним глазом. И я тоже пользуюсь одним только гла­зом, но на Бога смотреть можно. Так и вы посоветуйте от меня сестрице своей, чтобы ясным глазом смотрела она к небу, а другим на суету сует, чтобы не видеть их (преп. Антоний, 22, с. 139).

Поучение других

Вы пишете, что говорите сестрам некоторым о жизни духовной, о бранях и прочее. Я вас в этом не связую, в случае нужды почему не сказать? но помните и свою ни­щету, и слово Апостола: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2, 21) и: «не многие делайтесь учителями» (Иак.3, 1) и опасайтесь, как бы не попасть вам в наставницы в своем мнении и в ироническом мнении других, а келью свою (т. е. душу) засорить сором чуждым, хотя теперь еще и не много, но могут и умножиться. Я вам и прежде о сем писал: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10, 16)... (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 159-160).

Ежели вы возьметесь с намерением исправить ее, а и сами еще находитесь в недуге страстей, то лучше прежде брани искать мира (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 185).