«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Брат ваш приписывает ненависть и вражду истинным пастырям Церкви, собиравшимся на Вселенских Соборах. Это несправедливо. Если была при этом ненависть и вражда, то только от противной стороны еретичествующих. Истинные же пастыри собирались на Соборы из любви к ближнему и для умиротворения истинных христиан, волнуе­мых смутами и ложным учением еретичествующих; во-вто­рых, для исследования и утверждения истины, по заповеди Самого Господа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5, 39). В-третьих, пастыри Церкви собирались по временам на Соборы для защищения истины и по обязанно­сти своей, так как Господь наемниками называет тех пасты­рей, которые, видя еретиков, как волков, терзающих стадо Христово, не отгоняют их, а уклоняются от крепкого защи­щения своего стада (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 78—79).

Брат ваш говорит: «я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы веры и вмес­те с тем очень далекого от духа христианства». Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет непра­вильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа хри­стианского и духа Христова. Из всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индиферентистов, которые учат: веруй, как хочешь, а толь­ко имей любовь к ближнему. Индиферентисты думают утверждать свое мнение на учении <апостола> Иоанна Богослова. Но в его Посланиях сказано, что кроме Духа Христова есть дух лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, «аще от Бога суть» (1 Ин. 4, 1) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 79).

Вы пишете, что ваш брат кончил курс в Петербург­ском университете. Если бы кто стал уверять брата ваше­го, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в универ­ситете, а только имей любовь к ближнему и получишь хорошую должность в окружном суде, или даже в судеб­ной палате, поверил ли бы брат ваш этому? Подобно должно рассуждать и о том, что невозможно иметь Духа Христова тому, кто не имеет правильного и истинного ведения догматов веры христианской... ...Если брат ваш искренний и добросовестный чело­век, как вы пишете, то пусть с верою помолится Господу нашему Иисусу Христу, чтобы вразумил его в истине, и после пусть прочтет также с верою «Православное испове­дание» Петра Могилы (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 79—80).

Господь... во Святом Евангелии глаголет: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18, 17). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с пра­вилами Православной Церкви. Апостол пишет: «Един Бог; едина вера» (Еф.4, 5—6), то есть как истинный Бог Один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иеру­салима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина — в Иерусалиме, в Антиохии, в Александ­рии, в Греции и в России (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 86).

Предки наши так и поступали, видя, может быть, жалкий пример, кроме римлян, в Церкви Ар­мянской, которая чрез отделение свое от Церкви Вселен­ской впала во многие заблуждения. Армяне заблудили по двум причинам: во-первых, приняли клеветы на Вселен­скую Церковь, во-вторых, пожелали самоуправства и вмес­то сего подчинились тонкому влиянию западных, от которых ограждены были и самою местностью. Злокозненный адский враг то же ухитрил и ухитряет и над русскими, только несколько измененным образом. Армяне спутались сперва приятием клеветы на Вселенскую Церковь, а после пожеланием самоуправства. А русские могут быть ближе к тем же действиям, принимая клеветы на предстоятелей Вселенской Церкви. И таким образом, по злоухищрению вражию и нашей оплошности, выйдет то, что мы, самоволь­но уклоняясь от полезного и спасительного единения с Вселенскою Церковью, невольно и незаметно подпадем вредному влиянию западных мнений, от которых охраняло и ограждало нас само Провидение, как сказано выше. Так как теперь все приражены к грекам, и особенно к гре­ческому духовенству, то в записке следовало как бы спрятывать оных в ином месте под именем Восточных Патри­архов, а в другом под именем Вселенской Церкви, которой они главные представители. Также нужно бы выставить на вид, что иное дело есть безусловное повиновение, и иное — сношение с Греческою Церковью. В последнем случае нет ничего обязательного к безусловному повиновению (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 208—209).

Праздник

Первый день моего тезоименитства, бывший в 1821 го­ду, радостен был мне до зела, ибо проведен он был в безмолвии посреди непроходимой пустыни, в молитве и во всенощном бдении, и воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя и Торжество Тор­жеств. Даруй, Боже, и вам нечто таковое обрести в душе своей в день Ангела, чего всеусерднейше желаю (преп. Антоний, 22, с. 286).

...К празднику всегда враг старается сделать непри­ятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь вни­мательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь ми­лостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник... (преп. Варсонофий, 5, с. 90, от 20.12.1908).

Веселись, если и не постилась! Веруй, что за все скорби воздает Многомилостивый. Если кто с первого часа, да празднует. Там же будет и до шестого часа трудивыйся, и до девятого, даже и в последний самый час пришедшие не лишатся мзды. Господь и первого милует, и оному дает, и намерение целует. Темже убо внидите вси в радость Госпо­да! (преп. Анатолий, 7, с. 86).

Никогда столько не прилично пожелать кому мира, как в дни сии, ибо на то Христос и родился, чтоб принести мир на землю. Поэтому кто ропщет, не довольствуется своим положением, тот не чувствует праздника сего. И ты, если заметишь в себе сей недуг неверия, оставь его. И Господь наградит тебя (преп. Анатолий, 7, с. 256).

...Желаю тебе в мире и благодушии встретить сей све­тоносный праздник. А если Богу угодно, то и в добром здоровье. Но все-таки нам должно помнить, что истинная наша Пасха — там, во свете незаходимом, со тьмами тем Ангелов и святых и Источником Света — Сладчайшим Иисусом (преп. Анатолий, 7, с.47).

...Продолжение жизни нашей есть продолжение мило­сти Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении (преп. Антоний, 22, с. 122).

...Празднуй в разуме сей великий праздник... ибо празд­нование в разуме от празднования видимого, черствого от­стоит, как небо от земли. Кто празднует в разуме, тот, даже если бы и желал согрешить, — не согрешит. А празд­нующий внешне хотя и немало охраняется блеском тор­жества от падений, но не причастен оным (преп. Анатолий, 7, с. 74).

Желаю тебе праздновать <Пасху> свято, мирно, благо­говейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувст­вуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет (преп. Анатолий, 7, с. 90).