«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Брат ваш приписывает ненависть и вражду истинным пастырям Церкви, собиравшимся на Вселенских Соборах. Это несправедливо. Если была при этом ненависть и вражда, то только от противной стороны еретичествующих. Истинные же пастыри собирались на Соборы из любви к ближнему и для умиротворения истинных христиан, волнуемых смутами и ложным учением еретичествующих; во-вторых, для исследования и утверждения истины, по заповеди Самого Господа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5, 39). В-третьих, пастыри Церкви собирались по временам на Соборы для защищения истины и по обязанности своей, так как Господь наемниками называет тех пастырей, которые, видя еретиков, как волков, терзающих стадо Христово, не отгоняют их, а уклоняются от крепкого защищения своего стада (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 78—79).
Брат ваш говорит: «я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы веры и вместе с тем очень далекого от духа христианства». Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет неправильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа христианского и духа Христова. Из всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индиферентистов, которые учат: веруй, как хочешь, а только имей любовь к ближнему. Индиферентисты думают утверждать свое мнение на учении <апостола> Иоанна Богослова. Но в его Посланиях сказано, что кроме Духа Христова есть дух лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, «аще от Бога суть» (1 Ин. 4, 1) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 79).
Вы пишете, что ваш брат кончил курс в Петербургском университете. Если бы кто стал уверять брата вашего, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в университете, а только имей любовь к ближнему и получишь хорошую должность в окружном суде, или даже в судебной палате, поверил ли бы брат ваш этому? Подобно должно рассуждать и о том, что невозможно иметь Духа Христова тому, кто не имеет правильного и истинного ведения догматов веры христианской... ...Если брат ваш искренний и добросовестный человек, как вы пишете, то пусть с верою помолится Господу нашему Иисусу Христу, чтобы вразумил его в истине, и после пусть прочтет также с верою «Православное исповедание» Петра Могилы (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 79—80).
Господь... во Святом Евангелии глаголет: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18, 17). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами Православной Церкви. Апостол пишет: «Един Бог; едина вера» (Еф.4, 5—6), то есть как истинный Бог Один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина — в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 86).
Предки наши так и поступали, видя, может быть, жалкий пример, кроме римлян, в Церкви Армянской, которая чрез отделение свое от Церкви Вселенской впала во многие заблуждения. Армяне заблудили по двум причинам: во-первых, приняли клеветы на Вселенскую Церковь, во-вторых, пожелали самоуправства и вместо сего подчинились тонкому влиянию западных, от которых ограждены были и самою местностью. Злокозненный адский враг то же ухитрил и ухитряет и над русскими, только несколько измененным образом. Армяне спутались сперва приятием клеветы на Вселенскую Церковь, а после пожеланием самоуправства. А русские могут быть ближе к тем же действиям, принимая клеветы на предстоятелей Вселенской Церкви. И таким образом, по злоухищрению вражию и нашей оплошности, выйдет то, что мы, самовольно уклоняясь от полезного и спасительного единения с Вселенскою Церковью, невольно и незаметно подпадем вредному влиянию западных мнений, от которых охраняло и ограждало нас само Провидение, как сказано выше. Так как теперь все приражены к грекам, и особенно к греческому духовенству, то в записке следовало как бы спрятывать оных в ином месте под именем Восточных Патриархов, а в другом под именем Вселенской Церкви, которой они главные представители. Также нужно бы выставить на вид, что иное дело есть безусловное повиновение, и иное — сношение с Греческою Церковью. В последнем случае нет ничего обязательного к безусловному повиновению (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 208—209).
Праздник
Первый день моего тезоименитства, бывший в 1821 году, радостен был мне до зела, ибо проведен он был в безмолвии посреди непроходимой пустыни, в молитве и во всенощном бдении, и воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя и Торжество Торжеств. Даруй, Боже, и вам нечто таковое обрести в душе своей в день Ангела, чего всеусерднейше желаю (преп. Антоний, 22, с. 286).
...К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник... (преп. Варсонофий, 5, с. 90, от 20.12.1908).
Веселись, если и не постилась! Веруй, что за все скорби воздает Многомилостивый. Если кто с первого часа, да празднует. Там же будет и до шестого часа трудивыйся, и до девятого, даже и в последний самый час пришедшие не лишатся мзды. Господь и первого милует, и оному дает, и намерение целует. Темже убо внидите вси в радость Господа! (преп. Анатолий, 7, с. 86).
Никогда столько не прилично пожелать кому мира, как в дни сии, ибо на то Христос и родился, чтоб принести мир на землю. Поэтому кто ропщет, не довольствуется своим положением, тот не чувствует праздника сего. И ты, если заметишь в себе сей недуг неверия, оставь его. И Господь наградит тебя (преп. Анатолий, 7, с. 256).
...Желаю тебе в мире и благодушии встретить сей светоносный праздник. А если Богу угодно, то и в добром здоровье. Но все-таки нам должно помнить, что истинная наша Пасха — там, во свете незаходимом, со тьмами тем Ангелов и святых и Источником Света — Сладчайшим Иисусом (преп. Анатолий, 7, с.47).
...Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении (преп. Антоний, 22, с. 122).
...Празднуй в разуме сей великий праздник... ибо празднование в разуме от празднования видимого, черствого отстоит, как небо от земли. Кто празднует в разуме, тот, даже если бы и желал согрешить, — не согрешит. А празднующий внешне хотя и немало охраняется блеском торжества от падений, но не причастен оным (преп. Анатолий, 7, с. 74).
Желаю тебе праздновать <Пасху> свято, мирно, благоговейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувствуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет (преп. Анатолий, 7, с. 90).