Я видела лишь моральную сторону этого человека, которого почему-то называли аморальным. И я была не одинока в своей оценке характера сибирского крестьянина. Мне известно наверняка, что многие женщины моего круга, имевшие интрижки на стороне, а так же дамы из полусвета именно благодаря влиянию Распутина вылезли из той грязи, в которую погружались».

Говорим мы о Распутине сейчас для того, что он, как ни парадоксально, может служить примером, к каким духовным силам можно, а к каким нельзя обращаться за помощью в болезни. Государь имел возможность призвать к сыну множество «целителей», но он не сделал этого, однако не возражал против православного сибирского крестьянина — одного из тех, кто по простоте своей свободно обращается к Богу с молитвой и получает просимое,

Мордвинов вспоминал: «Ни один из государственных деятелей ни до Распутина, ни после него не мог утверждать, что пользовался исключительным, всеобъемлющим влиянием... Граф Фредерике однажды, в интимной беседе, в моем присутствии, когда вопрос коснулся тогдашней злобы дня, сказал: “Вы знаете, что я люблю государя, как сына, и потому не мог удержаться, чтобы не спросить его величество, что же наконец такое представляет собой Распутин, о котором все так много говорят. Его величество ответил мне совершенно спокойно и просто: 'Действительно, слишком уж много и, по обыкновению, много лишнего говорят, как и о всяком, кто не из обычной среды принимается изредка нами. Это только простой русский человек, очень религиозный и верующий... Императрице он нравится своей искренностью; она верит в его преданность и в силу его молитв за нашу семью и Алексея... но ведь это наше совершенно частное дело... удивительно, как люди любят вмешиваться во все то, что их совсем не касается... кому он мешает?'“»

Так и мы не будем делать поспешных выводов и пристрастно судить о том, что было частным делом императорской семьи. Перейдем к самому трагическому периоду ее жизни — заключению и мученической смерти, когда не в стенах царского дворца, но в нищете и унижении семейство государя Николая II доказало свою истинную преданность Богу и русскому народу.

В заключении

Пересказывать события жизни царственных мучеников в заключении мы не будем, описания их можно найти в литературе, ставшей теперь, слава Богу, доступной для широкого круга читателей. Со временем условия содержания узников становились все жестче, а обращение менявшихся охранников — все унизительнее. Но царственные страдальцы не только не теряли присутствия духа, но и находили в себе силы утешать других. Особенно явственно это видно из переписки императрицы Александры Феодоровны. Приведем здесь еще несколько ее писем.

От государыни императрицы

Александры Феодоровны С. В. Маркову,

Царское Село, март 1917 года

«Когда так тяжело на сердце, Вам безумно грустно — не унывайте, маленький, помните, что есть душа, которая Вас лучше понимает, чем Вы сами знаете, и которая крепко-крепко ежедневно Бога за Вас молит. Вы не одни — не бойтесь жить, Господь услышит наши молитвы и Вам поможет, утешит и подкрепит. Не теряйте Вашу веру, чистую, детскую, останьтесь таким же маленьким, когда и Вы большим будете. Тяжело и трудно жить, но впереди есть Свет и радость, тишина и награда за все страдания и мучения. Идите прямо Вашей дорогой, не глядите направо и налево и, если камня не увидите и упадете, не страшитесь и не падайте духом. Поднимайтесь и снова идите вперед. Больно бывает, тяжело на душе, но горе нас очищает. Помните жизнь и страдания Спасителя, и Ваша жизнь покажется Вам не так черна, как думали. Цель одна у нас, туда мы все стремимся, да поможем мы друг другу дорогу найти. Христос с Вами, не страшитесь. “Начало конца”, — Вы говорили. Да, маленький, но не совсем, душа будет всегда близко, не забудет Вас Ваш новый друг и всегда и везде будет за Вами следить и Вас молитвами охранять от всякого зла. Останьтесь рыцарем, таким, каким Вы хотели быть.

Ш[еф]» (государыня императрица Александра Феодоровна была Шефом Крымского конного Ее Величества полка, в котором служил корнет С. В. Марков).

От государыни императрицы