«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Через Иисуса Христа все люди: и евреи, и эллины не знающие Бога, — имеют "доступ к Отцу, в одном Духе", поскольку только через Христа приходят к Отцу (Еф. 2-18; Ин. 14,6). Своим домостроительством спасения Богочеловек всем нам открыл доступ к Богу в Троице (ср. Рим. 5, 1-2; Еф. 3, 12; 1 Петр. 3, 18). В Богочеловеческом домостроительстве спасения все происходит от Отца через Сына в Духе Святом. Это верховный закон в Богочеловеческом Теле Церкви, в жизни каждого члена Церкви. Ибо что такое спасение? — Жизнь в Церкви. А что это — жизнь в Церкви? Жизнь в Богочеловеке. А что такое жизнь в Богочеловеке? — Жизнь в Святой Троице, ибо Богочеловек есть Второе Лицо Пресвятой Троицы, всегда Единосущное и Единожизненное со Безначальным Отцом и Животворящим Духом (ср. Ин. 14,6-9; б, 23-26; 15,24-26; 16,7,13-15; 17,10-26). Таким образом, спасение — это есть жизнь во Святой Троице.

Только в Господе Иисусе Христе человек впервые проявился полностью единым по существу, триединым. И в этом богоподобном триединстве он обрел и единство своего существа, и бессмертную богоподобность, и жизнь вечную, — поэтому вечная жизнь заключается в познании Триединого Бога (ср. Ин. 17, 3). Уподобиться Триединому Господу, исполниться "всякой полнотой Божией" (Кол. 2, 9-10; Еф. 3, 19), стать совершенным, как Бог (Мф. 5, 48), — вот наше призвание, и в нем надежда нашего знания — "знания святого" (2 Тим. 1, 9), "знания небесного" (Евр. 3, 1), "знания Божия" (Флп. 3,14; Еф. 1,18; Рим. 11, 29). Только в Церкви Христовой мы ощущаем живо и бессмертно, что мы "призваны к одной надежде нашего звания" (Еф. 4,4). Одно звание для всех людей, и одна надежда для всех людей. Это звание живет и непосредственно переживается Церковью и в Церкви "со всеми святыми через святые таинства и святые добродетели" (Еф. 3,18-19). И мы тогда ощущаем "одно тело и один дух" "со всеми святыми". "Так мы, многие, составляем одно тело во Христе" (Рим. 12, 5), "ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Членов много, а тело одно (1 Кор. 12, 13-14, 20, 27). "И вы — тело Христово, а порознь — члены". (1 Кор. 12,27). Надежда, ведомая верой и любовью евангельской, приводит нас к осуществлению и осознанию нашего звания, нашей цели, нашего призвания — богосовершенства. А все это может происходить только в Богочеловеческом Теле Христовом (Церкви) посредством Его Богочеловеческих сил, которыми живут все члены этого единого святого тела, в котором один дух — Дух Святый. Дух Истины (Ин. 15, 26) — это Соединитель всех душ христиан в одну душу — соборную душу, и всех сердец — в соборное сердце, и всех духов — в один дух — соборный дух Церкви, в одну веру — соборную веру Церкви. Это и есть то соединение и единство тел, и единство духа, в котором все происходит от Отца через Сына в Духе Святом, ибо "один Бог. производящий все во всех" (1 Кор. 12,6; ср. Рим. 11, 36).

"Так мы, многие, составляем одно тело во Христе" — только во Христе (Рим. 12, 5). Через святые таинства и святую жизнь в святых добродетелях мы становимся членами единого тела Христова, и между нами нет никакой границы, никакого промежутка, все мы сжились между собой и связаны одной жизнью, подобно тому как члены человеческого тела связаны между собой. Мысль твоя, до тех пор, пока находится "во Христе", составляет "одно тело" с мыслями всех святых членов Церкви, и ты действительно мыслишь "со всеми святыми", мысль твоя благодатно, органически соединена с их мыслями. Это же касается и твоих чувств, пока они "во Христе", и твоей воли и твоей жизни, пока они "во Христе". В нашем теле членов много, но одно тело — "так и Христос" (1 Кор. 12,12). "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело" — (1 Кор. 12. 13), и один Дух нас ведет к одной Истине. В Своем Богочеловеческом Теле, из которого и в котором существует Церковь, Господь Иисус Христос Крестом объединил всех людей (Еф. 2,16). В этом вечном Богочеловеческом Теле "дары различны, но Дух один и тот же "(I Кор. 12,4); Дух, Который действует через все святые дары и обитает во всех членах Церкви, объединяя их в один дух и в одно тело:

"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор, 12,13).

"Что это — "одно тело"?" — спрашивает богомудрый Златоуст и отвечает: "Верные со всех концов Вселенной, которые сейчас живут, и которые жили, и которые будут жить. Также и те, которые до пришествия Христова угодили Богу, составляют одно тело. Почему? Потому, что и они познали Христа. Откуда это видно? Сказано: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и обрадовался" (Ин. 8, 5б) и еще: "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне"(Ин. 5, 46). Действительно, они бы не писали о том, о том не знали бы, что сказать, но так как они Его знали, то они Его и почитали как Единого Истинного Бога, По этой причине они и составляют одно тело. Тело не отделяется от духа, наче оно не было бы телом. Кроме того, о вещах, которые между собой соединяются и имеют прочную связь, мы обычно говорим: они — как одно тело. Также мы в соединении составляем одно тело под единой главой".

В Церкви все Богочеловеческое: Бог всегда на первом, а человек всегда на втором месте. Без Божественной силы христиане не могут жить Богочеловеческой евангельской жизнью, а тем более не могут совершенствоваться. Для всего того, что Богочеловеческое, человеку нужна помощь Божия. Только облекшись "силою свыше" (Лк 24,49; Деян. 1,8), Божественной силой Святого Духа, люди могут по-евангельски жить на земле, Поэтому-то Спаситель и открыл на Тайной Вечери великую Божественную истину о Духе Святом как Совершителе и Исполнителе человеческого спасения силой Его Божественной деятельности в Богочеловеческом Теле Церкви (ср. Ин. 14, 16-17, 26; 15. 26; 16, 7-13). Господь Иисус Христос Духом Святым вселяется в человека, обновляет и освящает его, делает его частью Себя (Еф. 3, 16-17). Без Духа Святого человеческий дух распадается и превращается в бесчисленное множество несуществующих и мнимо существующих элементов, а жизнь человека превращается в бесчисленное множество смертей. Дух Святой ради Христа и Христом пришел в мир и стал душой Тела Церкви; Он только Христом и ради Христа даруется людям. Это означает: Дух Святой только ради Христа и Христом живет в людях. Где нет Богочеловека Иисуса Христа, там нет и Духа Святого; там нет Бога, ибо там нет Бога в Троице. Как Христос Духом Святым в Церкви, так и Церковь Духом Святым во Христе. Христос — Глава Церкви, Дух Святой — душа Церкви.

Божественной силой Своей Дух Святой соединяет всех верных в одно тело, в Церковь: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12, 13). Он Строитель и Созидатель Церкви, По боговдохновенному изречению святого Василия Великого, "Дух Святой созидает Церковь". Духом Святым мы всматриваемся, включаемся в Церковь, становимся частью ее тела, Им мы воплощаемся в Христовом Богочеловеческом Теле Церкви, становимся Его сопричстниками (Еф. 3, б). Духом Святым не только начало существовать, но и непрестанно созидается святое Богочеловеческое Соборное Тело Церкви, которое всегда едино и неделимо. Нет сомнения: только Духом Святым мы становимся Христовыми через святые таинства и святые добродетели. Ибо, где Дух Святой, там и Христос, а где Христос, там и Дух Святой. Словом, здесь вся Святая Троица. А все из Нее и в Ней. Доказательство: святое таинство крещения — им человек соединяется со Святой Троицей, чтобы в течение жизни посредством евангельских подвигов полностью стать частью Святой Троицы, то есть чтобы жить от Отца через Сына в Духе Святом. Принимая святое таинство крещения, человек облекается в Господа Иисуса Христа, а через Него — в Святую Троицу.

Став через крещение членом Христовой Церкви, этого вечного Богочеловеческого Тела Христова, христианин начинает исполняться святыми Божественными Богочеловеческими силами, которые его постепенно освящают, преображают, соединяют с Богочеловеком в течение всей его жизни и всей его вечности. В нем непрерывно рождаются и созидаются все новые и новые качества, которые суть Христовы, а что Христово, то всегда ново, ибо то всегда бессмертно и вечно. Вечная радость наша заключается в том, что чудесный Господь Иисус Христос не только Спаситель и Вседержитель, и Промыслитель, но и вечный Творец, а потому — вечный Чудотворец. Поэтому Он и говорит: "Се, творю все новое" (Откр. 21, 5). А первое Его новое творение в Церкви есть наше крещение, наше новое рождение, наше новое существо (ср. Мф. 19, 28; Ин. 3,3-6).

Христианин тем христианин, что святым крещением он стал живой, органической частью Богочеловеческого Тела Церкви, ее членом, объятым и проникнутым Богом со всех сторон, снаружи и изнутри, совоплощенным Ему, Его Божественной полноте. Крещением христиане призваны жить в воплощенном Боге и воплощенным Богом, Господом нашим Иисусом Христом, жить в Церкви и

Церковью, ибо она "тело Его'' и "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23). Христианин призван осуществить в себе вечный план Божий о человеке (Еф. 1, 3-10). И христиане его осуществляют жизнью во Христе и Христом, жизнью в Церкви и Церковью.

В Богочеловеческом Теле Церкви Дух Святой благодатию святых таинств и святых добродетелей удерживает в единстве всех им крещенных верных, которые составляют тело Церкви В Церкви общение и единство каждого члена Церкви со всеми остальными членами опосредствовано Духом Святым, который всегда един [Еф. 4, 4). Все дары в Церкви, все службы, все служители Церкви:

Апостолы, пророки, учителя, епископы, священники, миряне, — составляют одно тело — Тело Церкви. Все нужны каждому, и каждый нужен всем. Всех их связывает в одно соборное Богочеловеческое Тело — Дух Святой, Соединитель и Устроитель Церкви. Верховный закон Богочеловеческой соборности в Церкви: каждый служит всем и все — каждому, каждый член живет и спасается помощью всего Тела Церкви, посредством всех членов Церкви: и земных, и небесных; вся жизнь христиан есть не что иное, как жизнь "со всеми святыми" в Духе Святом и Духом Святым; непрестанное служение, непрерывное богослужение всем сердцем, всей душой, всем умом, всем существом. Дух Святой живет в христианах таким образом, что участвует во всей их жизни: они Им ощущают и себя, и Бога, и мир; они Им мыслят и о Боге, и о мире, и о себе; все, что делают, Им делают: Им молятся, Им любят, Им веруют. Им действуют, Им спасаются, Им освящаются, Им соединяются с Богочеловеком, Им становятся бессмертными (ср. Рим. 8, 26-27). В действительности, в Богочеловеческом Теле Церкви весь подвиг спасения осуществляется Духом Святым. Он Тот, который нам в Иисусе открывает Господа; Он Тот, который через веру вселяет господа Иисуса Христа в сердца наши; Он Тот, который посредством святых таинств и святых добродетелей соединяет нас со Христом; Он

Тот, который наш дух настолько соединяет со Христом, что мы становимся "одним духом с Господом" (1 Кор. 6, 17); Он Тот, который нам по Своему Всемудрому Божественному Промыслу разделяет и раздает божественные дары; Он Тот, который нас утверждает и совершенствует в Своих дарах (1 Кор. 12, 1-27); Он Тот, который нас через святые таинства и святые добродетели соединяет со Христом и со Святою Троицею, так что мы становимся Их частью. И еще: Он Тот, Которым в человеческом мире осуществляется все, что Христово, все Божественное домостроительство спасения, ибо Он является душой Богочеловеческого Тела Церкви. В этом и заключается причина того, что и жизнь Церкви как Богочеловеческого Тела Христа началась с сошествия Духа Святого и вовек продолжается Его пребыванием в ней, ибо Церковь является Церковью только Духом Святым. Отсюда и Богочеловеческое благовествование святого и богоносного отца Церкви, Иринея Лионского: "Где Церковь, там и Дух Божий, а где Дух Божий — там и Церковь, и всякая благодать".

Но при всем этом никогда не нужно забывать того, что все, что мы, христиане, имеем от Духа Святого, а также и самого Духа Святого, — все это совершается ради чудесного и человеколюбивого Спасителя нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, ибо "Его же ради и Дух Святый в мир прииде" (Акаф. Сладчайшему Господу Иисусу Христу; ср. Ин. 1б, 7-17; 15, 26; 14, 26). Его ради Он и продолжает Его спасительное Богочеловеческое дело в Церкви. Ибо если бы Господь Иисус Христос, воистину "Единый Человеколюбец", не пришел в наш земной мир и не совершил бы великий человеколюбивый подвиг спасения, то и Дух Святой не пришел бы в наш мир.