Радость и утешение христианина

83

следние, мы слышим дорогие, всегда близкие нашему сердцу слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Разное бывает проявление раскаяния во грехах в душе человека. Ему становится стыдно того, в чем он согрешил: стыдно своей лжи, стыдно своего блуда, стыдно того или другого порока, - в человеке проснулась совесть. Это -начало его раскаяния.

У нас есть и другие побуждения к раскаянию во грехах. Мы раскаиваемся и потому, что нам становится страшно представить себе, как мы должны будем дать ответ перед лицом Господа в тех наших согрешениях, какие еще носим в себе. Ведь за каждое слово праздное - даже праздное, а не то что гнилое и скверное - мы ответим на суде Божием.

Но это еще низшая степень раскаяния. Есть высшая степень раскаяния, к которой зовет нас Святая Церковь. Святая Церковь зовет нас, чтобы мы раскаивались во имя любви своей ко Господу, зная о том, какою любовью возлюбил нас наш Небесный Отец.

И мы должны раскаиваться, повторяю, не только потому, что нам стыдно наших грехов, не только потому, что мы боимся ответа на страшном Суде Христовом, но потому, что мы любим Господа своего, мы знаем, как грехами своими мы огорчаем Его, оскорбляем Его любовь к нам. Нас давно должен был поразить гнев Божий за множество наших согрешений, но любовь Божия, милосердие Божие все еще терпит каждого из нас, грешников.

К такому раскаянию во имя любви ко Господу и зовет нас Святая Церковь, много раз повторяя слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Она хочет, чтобы мы всей душой своей восстали против своих скверн и сказали: Господи! какие мы скверные, какие мы нечистые! Во мне нет чистого места: мои мысли грязные-грязные, мои желания скверные, движения души моей порочные; и через глаза, и через уши, и через руки, через ноги, через язык мой я все впускаю новые и новые греховные скверны в себя и весь я покрыт этими греховными язвами. Но я верю, что Ты, Господи, прощавший блудниц, Ты, Который сказал, что столько

84 раз надо прощать, сколько раз человек обращается с мольбой о прощении, - верую, что Ты пощадишь меня, когда я со своими струпами греховными стану перед Тобой и буду плакать о себе: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»

Эти слова молитвы дышат надеждой на то, что Господь не отринет ни одного кающегося грешника, как не оттолкнул покаявшегося Давида, раскаявшегося Петра, плакавших у Его ног блудниц. И эта надежда пусть вдохновляет каждого из нас принести Господу покаяние из глубины верующих сердец. Мы должны не устами только своими перечислять грехи, но надо, чтобы сердце трепетало, чтобы душа потряслась при сознании тех греховных язв которыми преисполнено наше сердце. И покаяние всегда дойдет до Господа, если оно будет слезным, жгучим, идущим из самого сердца.

Да даст Господь всем нам такое покаяние! И да даст Он прощение во всех наших сквернах греховных, с которыми мы открываем перед Ним свое кающееся сердце и с этим плачущим сердцем молимся: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»

* * *

О покаянии

Однажды в Капернауме, когда Иисус Христос пропове-дывал народу в одном из домов, принесли к Нему расслабленного и опустили на носилках к ногам Спасителя. Господь, как говорит евангелист, увидя веру их, сказал расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Некоторые из книжников, присутствовавших здесь, стали размышлять: почему он богохульствует? Ведь никто не имеет власти прощать грехи, кроме Бога. Как сердцеведец, Господь узнал, о чем они думают, и сказал: «Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи?» Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: «тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мр 2.1-11).

Что легче, простить грехи или исцелить расслабленного? - спросил Иисус Христос. И для того, и для другого нужна Божественная сила. Отпускать грехи может только Бог, потому что грех - это оскорбление святости, величия и правды Божией. И исцелить неисцелимого больного может только Бог силой Своего всемогущества.