Радость и утешение христианина

Пасхальная радость о Воскресшем Спасителе не вмещается в узких границах нашего сердца, она переливается через край нашей души,и пусть бессчетное число раз проявляется она в этих радостных, победоносных кликах: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!»

Христос Воскресе! Сколько радости мы вкладываем в эти два слова, когда их произносим! С каким подъемом духа мы повторяем их бессчетное число раз в пасхальные

95

дни! Каким духовным восторгом напоена и вся наша пасхальная служба с ее песнопениями!

Как часто в этих песнопениях Святая Церковь говорит о радости и призывает нас к радости! С особым вдохновением мы поем святые слова псалма: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс 117.24).

В событии Воскресения Христова сосредоточены все радости нашей веры: Спаситель не остался лежать мертвым во гробе; Он воскрес, значит мы спасены; мы уже не дети гнева Божия, а дети Небесного Отца; перед нами открыты двери рая; нам подаются благодатные силы на пути к этим райским дверям; мы знаем Бога; мы веруем в Него, мы идем за Ним, и во всем этом - источник величайшей радости для нас. Отсюда и наши пасхальные восторги, отсюда и неумолкаемые призывы к радости.

Все мы тянемся к радостям, все мы их ищем. Желая друг другу всего самого светлого и самого лучшего в жизни, мы тем самым желаем больше радостей. Без радостей жизнь была бы тусклой, скучной и тяжкой. И хотя жизненный путь каждого из нас усеян скорбями, болезнями, заботами, тревогами, но все-таки немало и радости переживает сердце каждого из нас на этом пути жизни.

Разнообразны радости человеческого сердца! Есть радости греховные, когда человек радуется горю другого или радуется тому, что ему удалось причинить зло другому, или, наконец, когда грешник переживает обманчивое чувство удовольствия и удовлетворения после совершенного им греха. Об этих радостях мы не будем говорить, потому что они недостойны человека, их осуждает не только христианский закон, но и общечеловеческое сознание.

Есть много радостей невинных и чистых, которые являются для человека источником внутреннего счастья. Например, святая радость материнства. Мать стоит около колыбели, в которой лежит ее дитя. Она смотрит в невинное и ясное лицо этого дитяти, любуется им, ласкает свое дитя, - и чистой радостью наполнено материнское сердце. А какой источник радости и для детей иметь любящих и

96 любимых отца и мать, в сердце которых сын или дочь всегда найдут для себя ласку и добрый, любящий совет.

Но... как непрочна, как хрупка эта радость! Как часто она бывает подобна тонкому стеклу дорогого сосуда, который так легко разбить!...

И среди всех неизбежных в земной жизни скорбей и испытаний наше сердце ищет таких радостей, которые были бы так же вечны, как бессмертен наш дух. Такие радости дает нашему сердцу наша вера. О ней поет, о ней проповедует в своих песнопениях в пасхальные дни наша Церковь.

Радость жизни с Богом в душе - это вечная радость; здесь начинаясь, она не знает конца.