Священная Библейская история Нового Завета

Можно себе представить, с какой злобой выслушивала Иродиада слова осуждения святого пророка в своем дворце. Но погубить его сразу коварная женщина не смогла. Ирод Антипа не решался казнить Иоанна Крестителя, так как боялся волнений народа. Однако долго Иродиада не могла терпеть. При первом же удобном случае царица решила покончить со своим врагом. Долгожданный для нее момент наступил во время дня рождения Ирода, празднование которого проходило во дворце в Махеронте. По этому случаю во дворец собралось много гостей и было устроено большое пиршество. Когда праздник, сопровождавшийся обильными возлияниями, достиг своего апогея, на середину выбежала Саломия — дочь Иродиады и исполнила непристойный танец к неописуемому восторгу гостей. «Проси у меня, чего хочешь», — говорил девице опьяненный тетрарх. Он клялся в присутствии своих военачальников и старейшин, что ни в чем не откажет ей. Саломия с радостью побежала к матери за советом и та подсказала ей, чего просить у Ирода. «Головы Иоанна Крестителя», — потребовала жестокая Иродиада. Саломия была не менее жестокосердной, чем ее мать. Она тотчас, вероятно, взяла блюдо, вышла к присутствующим и сказала царю: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Антипа и все присутствующие были поражены ее просьбой. Странно было видеть молодую девушку, только что беззаботно танцевавшую перед собранием, в роли злобной и кровавой мстительницы.

Ирод не захотел нарушить свое слово перед гостями. Немедленно в темницу был послан палач, который вскоре вернулся, неся на блюде голову Великого пророка и Предтечи Господня. Саломия отнесла свой страшный трофей кровожадной матери...

Так мученически погиб «величайший из рожденных женами». Тело его отдали ученикам; они похоронили его и отправились в Галилею рассказать Иисусу о махеронтской трагедии. Эта казнь вызвала большое недовольство в народе. Самому Ироду мысль об убитом пророке-пустыннике не давала покоя. Спустя некоторое время, когда Арета разбил войско Антипы и захватил Махеронт, все увидели в этом наказание за убийство Иоанна Крестителя.

Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Мф. 14: 13-21; Мк. 6: 31-44; Лк. 9: 11-17 Ин. 6: 1-14

Весть о смерти Предтечи не могла не опечалить Спасителя. Он знал, что силы ада не могут терпеть провозвестников истины на земле. Теперь вслед за Своим Предтечей и Он должен идти на Голгофу. А в это время, исполнив свою миссию, с проповеди возвращались радостные ученики. Апостолы рассказывали своему Учителю, как они силой Божией изгоняли бесов и исцеляли больных.

Господь предложил уставшим апостолам немного отдохнуть, и с этой целью они направились в лодке в пустынное место близ города Вифсаиды. Но толпы народа и здесь нашли Божественного учителя. Видя множество людей, жаждущих слова Божия, Христос сжалился над ними, и взойдя на возвышенное место, начал учить их. Когда же наступил вечер, апостолы сказали Господу: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Господь не отпустил людей. Насытив их духовной пищей, Он не лишил их и телесной.

После проповеди Христос повелел всем расположиться на удобном месте для трапезы, а Сам взял пять хлебов и две рыбы, которые оказались у одного мальчика, и, благословив их, начал преломлять, а ученики раздавали пищу народу. И совершилось чудо: пятью хлебами и двумя рыбами Христос насытил пять тысяч человек, не считая женщин и детей.

От такого чуда люди пришли в восторг. Отовсюду слышались возгласы: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир, это никто иной, как долгожданный Мессия?» [*] Был даже составлен заговор, чтобы взять Христа и провозгласить Его земным царем. Здесь, в толпе народа, невидимо действовал тот, кто еще в Иудейской пустыне предлагал Христу превратить камни в хлебы, насытить народы материальными благами и сделать царем мира. Но как тогда, так и теперь Христос отвергает искушение диавола. Он Царь не от мира сего и пришел в мир не для кровавых революций, но для нравственного переворота, для преображения человека, для спасения его от греха.

Чтобы апостолы не попали под влияние заговорщиков, Господь повелел им срочно сесть в лодку и плыть в Капернаум, а Сам, отпустив народ, удалился на гору для молитвы.

Хождение Иисуса Христа по воде. Мф. 14: 22-34; Мк. 6: 45-53; Ин. 6: 16-21

По повелению Господа апостолы сели в лодку и направились в Капернаум. Наступила ночь. Дул сильный ветер. Апостолы изо всех сил гребли веслами, но лодка не продвигалась вперед. И вдруг они сквозь мрак ночи увидели приближающийся к ним силуэт Христа, идущего по воде. Многие подумали, что это призрак. Ужас охватил апостолов. От страха они начали кричать. Но Господь заговорил с ними, и они успокоились. Убедившись, что это не призрак, ап. Петр сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Господь разрешил ему, и Петр с твердой верой смело переступил борт лодки и пошел по воде ко Христу. Но сильный ветер и большие волны устрашили Петра, он потерял веру и стал тонуть. Опытный рыбак и хороший пловец, он теперь не мог даже держаться на воде и стал взывать о помощи: «Господи, спаси меня». Христос тотчас подал ему руку и сказал: «Маловерный, зачем ты усомнился?» И когда они вошли в лодку, ветер утих. Все апостолы были поражены случившимся. Они подошли ко Христу, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий».

Случай с Петром был очень назидательным не только для апостолов, но и для всех последователей Христа. Как только человек теряет веру во Христа, он гибнет в «бушующем житейском океане».

Беседа о хлебе жизни. Ин. 6: 22-71

На другой день Христос пришел в Капернаумскую синагогу. Здесь Его нашли люди, которых Он на противоположном берегу озера чудесно насытил пятью хлебами и двумя рыбами. Там, возле Вифсаиды, многотысячная толпа народа хотела провозгласить Иисуса своим земным царем и, возможно, поднять восстание против римской власти, но Христос уклонился от такого политического акта и тайно покинул берега Вифсаиды. Тогда люди начали искать Христа. Они приплыли в Капернаум на попутных лодках и, найдя Христа в синагоге, с удивлением спросили Его: «Равви! когда Ты сюда пришел?»