Collection of Creations

О подлинности первыхъ семи писемь, по Галландову изданію оныхъ, свидѣтельствуетъ Іеронимъ (Catalog. de vir. illustr. cap. 88), который говоритъ, что въ нихъ видѣнъ апостольскій духъ, и что лучшее изъ нихъ есть то, которое святый Антоній послалъ въ монастыри, находящіеся близъ города Арсиноя (письмо шестое). Святому Антонію приписываетъ сіи письма и неизвѣстный греческій писатель книги О дѣлахъ и изреченіяхъ отцевъ, которую Фотій разсматриваетъ въ своей Библіотекѣ (cod. 198). Сей неизвѣстный писатель, приводя одно мѣсто изъ перваго, предлагаемаго здѣсь, письма, прибавляетъ, что такъ сказалъ Антоній. Что касается до прочихъ тринадцати писемъ: то, по мнѣнію Комбефизія (Recens. auct. Bibl. concion. tom. I. p. 5), подлинность ихъ видна и изъ слога и изъ духа ихъ, сходнаго съ слогомъ и духомъ первыхъ писемъ и прочихъ сочиненій святаго Антонія. — Настоящій переводъ сдѣланъ по Галландову латинскому изданію оныхъ въ его Библіотекѣ древнихъ Отцевъ.

2. О Синайскомъ законодательствѣ, о воплощеніи Бога Слова и обязанности исполнять заповѣди Божіи

Антоній возлюбленнымъ дѣтямъ своимъ желаетъ спасенія отъ Господа.

Возлюбленные, Богъ не въ одно какое нибудь время открылъ Себя людямъ, но открываетъ Себя имъ во всякое время, и будетъ открывать до скончанія міра. И такъ кто ищетъ Господа всѣмъ сердцемъ, и ищетъ такъ, какъ Онъ Самъ научаетъ тому въ словѣ Своемъ, тому Богъ открываетъ Себя, тому даетъ Онъ благодать Духа Своего Святаго. Поелику душа человѣческая, облеченная грубымъ и земнымъ тѣломъ, за грѣхи свои лишилась первоначальнаго совершенства и потеряла первобытную силу, поелику она умерла и не могла уже возстановить себя въ первобытное состояніе, но уподобилась безсловеснымъ животнымъ, и болѣе стала служить тварямъ, нежели Творцу: то Творецъ всѣхъ тварей, будучи побужденъ безконечною Своею благостію, далъ человѣку спасительные и животворные законы Свои, чтобы онъ, исполняя ихъ, содѣлалъ себя достойнымъ благости Его. И такъ кто употребляетъ все вниманіе и всѣ силы свои къ тому, чтобы исполнять законъ Божій, тотъ получаетъ отъ Бога благодать Его, тому Богъ даетъ духъ усыновленія, того Духъ Божій научаетъ служить болѣе Творцу, нежели тварямъ.

Богъ по безконечной благости Своей, желая подкрѣпить нашу слабость, избралъ намъ законодателемъ Моисея; посредствомъ его открылъ намъ законъ Свой, и такимъ образомъ положилъ основаніе истинному дому Своему — Церкви избранныхъ: ибо Богъ восхотѣлъ возстановить родъ человѣческій въ первобытное его состояніе. И такъ Моисей, положивши основаніе дому Божію, началъ созидать оный, но не окончивши скончался. Послѣ Моисея Богъ Духомъ Своимъ Святымъ посылалъ многихъ Пророковъ, которые продолжали созидать домъ Божій на основаніи, положенномъ отъ Моисея: но и они также не окончивши онаго оставляли земную жизнь свою, и переходили въ жизнь вѣчную. Сіи строители Церкви Божіей, видя, что они никакъ не могутъ исцѣлить закоренѣлой болѣзни, которой подвергся родъ человѣческій грѣхомъ Адамовымъ, увѣрились, чрезъ то, что никакая тварь неспособна излѣчить оную, но что можетъ сіе сдѣлать только Единородный Сынъ Божій, который есть образъ и совершенное подобіе существа Отчаго, и которымъ созданы всѣ твари: и такъ въ Немъ одномъ видѣли Пророки будущаго врача и Избавителя человѣческому роду. Почему каждый изъ нихъ въ изумленіи говорилъ: Или ритины (бальзама) нѣсть въ Галаадѣ? или врача нѣсть тамо? Чесо ради нѣсть исцѣлена рана дщере людей Моихъ (Іер. 8, 22)? Врачевахомъ, и не исцѣлѣ; оставимъ ю (Іер. 51, 9). И такъ Богъ Слово по неизреченной любви своей къ намъ пришелъ на землю спасти насъ, и сотворилъ себѣ сосуды, плѣннически (Іер. 12, 3), то есть, Тотъ, который есть во образѣ Божіи, который не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, Себе истощилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся, якоже человѣкъ, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя. Тѣмже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Іисусовѣ всяко колѣно поклонится небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). И такъ, возлюбленные, вы должны твердо вѣрить, что Богъ Отецъ по Своей безконечной благости не пощадилъ Единороднаго Сына своего, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его (Рим. 8, 32), чтобы Онъ избавилъ насъ отъ грѣховъ нашихъ. И Онъ смирился для насъ, исцѣлилъ насъ Своими ранами, словомъ силы Своея собралъ насъ къ Себѣ отъ всѣхъ концевъ земли, соединилъ насъ въ Себѣ, воскресилъ и спасъ насъ отъ грѣховъ нашихъ, и показалъ намъ, что мы должны быть таинственными членами Его, чтобы быть наслѣдниками благъ, каторыя Онъ уготовалъ намъ.

Посему, возлюбленные братія, прошу васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, размышляйте о семъ великомъ благодѣяніи Божіемъ къ намъ, то есть, что Богъ Слово во всемъ уподобился намъ, кромѣ грѣха (Евр. 4, 15); какъ существа разумныя, удаляйтесь зла и любите добро, чтобы въ день послѣдняго пришествія Сына Божія быть вамъ свободными отъ грѣха и осужденія. Кто старается быть истинно свободнымъ отъ грѣха и благовременно пользуется дарованнымъ ему благодѣяніемъ Божіимъ, тотъ есть истинный слуга Божій. Имя Христіанина не оправдываетъ человѣка предъ Богомъ, но оправдываетъ его святая жизнь, которая удостоиваетъ его Божественнаго усыновленія. Посему-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ, зная, что ученики Его достойны усыновленія Божія и просвѣщенія отъ Духа Святаго, сказалъ имъ: Не ктому васъ глаголю рабы, яко рабъ не вѣсть, что творитъ господь его: васъ же рекохъ други, яко вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ (Іоан. 15, 15). Подобнымъ образомъ и люди, которые очистили душу свою отъ яда грѣховнаго, и получили благодать Святаго Духа, говорятъ о себѣ: Не пріяхомъ духа работы паки въ боязнь: но пріяхомъ Духа сыноположенія, о Немъ же вопіемъ: Авва Отче. Самый Духъ спослушествуетъ духови нашему, яко чада Божія есмы (Рим. 8, 15-16). Если же мы сдѣлались чадами Божіими: то и наслѣдниками Іисуса Христа. И такъ вы должны быть увѣрены, что человѣку, который не старается всѣми силами изъявлять любовь и благодарность свою къ Богу за Его благодѣянія къ намъ, послѣднее пришествіе Сына Божія будетъ не для спасенія и оправданія, но для погибели его: Овѣмъ убо воня смертная въ смерть; овѣмъ же воня животная въ животъ (2 Кор. 2, 16); и Іисусъ Христосъ, какъ сказалъ праведный Симеонъ, лежитъ на паденіе и на востаніе многимъ во Израили и въ знаменіе пререкаемо (Лук. 2, 34). Посему, возлюбленные братія, прошу васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, пекитесь о спасеніи своемъ, расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему (Іоан. 2, 13), и опасайтесь, чтобы не подвергнуться вамъ осужденію, не смотря на то, что вы облеклись въ одежды покаянія: ибо наступитъ нѣкогда время суда, когда Богъ воздастъ каждому по дѣламъ его. Я намѣренъ былъ писать вамъ болѣе о благодѣяніяхъ Божіихъ, но вспомнивъ слова Писанія: Даждь премудрому вину, и премцдрѣйшій будетъ (Прит. 9, 9), оставилъ свое намѣреніе. Желаю всѣмъ вамъ спасенія отъ Господа. Благодать Господа да будетъ всегда съ вами, возлюбленные дѣти мои. Аминь.

3. О томъ, что благодарность къ Богу за дарованное намъ искупленіе мы должны свидѣтельствовать исполненіемъ заповѣдей Божіихъ.

Дѣти мои, если человѣкъ, какъ существо разумное, не хочетъ подвергнуться осужденію въ послѣдній день пришествія Господа нашего Іисуса Христа: то долженъ стараться узнавать свои душевные недостатки и по возможности исправлять оные; долженъ пріобрѣсть также основательное и правильное познаніе о томъ пути ко спасенію, который Богъ открылъ человѣку чрезъ Единороднаго Сына своего, и о тѣхъ благодатныхъ средствахъ, которыя Онъ предложилъ человѣку для полученія наслѣдія вѣчныхъ благъ Его. Посему прошу васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, исполняйте ревностно обязанности свои къ Богу. Если вы имѣете способность различать истину отъ лжи: то можете видѣть, что мое прошеніе проистекаетъ изъ истинной, духовной любви къ вамъ. По сей духовной любви къ вамъ я желалъ бы называть васъ не плотскими и земными именами вашими, но именами духовными, которыя, безъ сомнѣнія, вы получили отъ Бога. Ибо каждый изъ васъ кромѣ земнаго имени долженъ имѣть отъ Бога имя духовное, подобно тому, какъ Іаковъ послѣ ночной борьбы своей съ Ангеломъ при восхожденіи зари получилъ отъ Него имя Израиля, которое значитъ: умъ, взирающій на Бога.

Вы знаете, что враги благочестія всегда противятся распространенію истины, и стараются истребить ее. Но Богъ всегда отъ начала міра до нынѣ употреблялъ попеченіе о спасеніи человѣка, и будетъ пещись, до скончанія міра. И такъ кто всѣмъ сердцемъ желаетъ обратиться къ Богу, того Самъ Богъ научитъ, какимъ образомъ онъ долженъ служить Ему. Душа человѣческая, будучи оставлена самой себѣ, столь слаба, что когда или духъ злобы нападаетъ на нее, или чувственныя желанія требуютъ удовлетворенія себѣ: она рѣдко можетъ противиться имъ, и большею частію порабощается ими: ибо она тѣсно соединена съ тѣломъ, хотя и безсмертна. Изъ сего ясно видно, что сама собою она не можетъ возстановить себя въ первобытное состояніе. Посему Богъ по безконечной своей благости Самъ научилъ человѣка, какимъ образомъ онъ можетъ угождать Ему. Богъ единъ: посему и человѣкъ долженъ служить Ему въ единствѣ и въ полнотѣ духа своего. Если даже и многіе люди соединяются для служенія Богу, они должны имѣть одинъ духъ и одно сердце: иначе подвержены будутъ искушеніямъ и предуготовятъ себѣ осужденіе. Когда Богъ увидѣлъ, что болѣзнь твари Его усилилась, и что нуженъ врачь для исцѣленія оной: то послалъ къ людямъ проповѣдниковъ истины и благочестія. Моисей, величайшій изъ Пророковъ и законодателей, былъ одинъ изъ числа сихъ проповѣдниковъ. Духъ Божій, дѣйствовавшій въ Моисеѣ, дѣйствовалъ и въ другихъ святыхъ Пророкахъ, которые являлись послѣ Моисея, и которые всѣ проповѣдывали о Единородномъ Сынѣ Божіемъ. И Іоаннъ, Предтеча Сына Божія, былъ также одинъ изъ числа сихъ проповѣдниковъ: ибо законъ и Пророцы, до Іоанна прорекоша: отъ дней же Іоанна Крестителя доселѣ Царствіе небесное съ нуждею воспріемлется, и нуждницы восхищаютъ é (Матѳ. 11, 12-13) Всѣ сіи проповѣдники, облеченные силою Божіею, видѣли, что никакое сотворенное существо не способно исцѣлить сильную и закоренѣлую болѣзнь рода человѣческаго; но что можетъ сіе сдѣлать только благость Единороднаго Сына Божія. По сему-то Богъ Отецъ наконецъ и послалъ Сына своего въ міръ для спасенія міра: ибо только Онъ могъ заживить глубокія раны человѣческаго сердца. И такъ Богъ не пощадѣ Сына своего, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его (Рим. 8, 32), чтобы избавить насъ отъ беззаконій нашихъ. Сынъ Божій принесъ Себя въ жертву за насъ, и симъ жертвоприношеніемъ исцѣлилъ насъ отъ душевныхъ болѣзней, силою Слова своего собралъ насъ отъ всѣхъ концевъ земли и соединилъ въ Себѣ, открылъ душамъ нашимъ средство къ духовному воскресенію отъ грѣховной смерти, и показалъ намъ, что мы члены одного таинственнаго тѣла, котораго главою есть Онъ Самъ. И такъ, возлюбленные въ Господѣ, прошу васъ, читайте прилѣжно Священное Писаніе, и размышляйте о прочитанномъ. Въ немъ предложено ученіе о нашемъ спасеніи. Размышляйте о смиреніи Господа нашего, который принялъ образъ раба, и уподобился намъ во всемъ, кромѣ грѣха (Евр. 4, 15). Старайтесь очистить сердце свое отъ всякой нечистоты, чтобы въ день послѣдняго пришествія Господа войти вамъ въ радость Его. Только сею чистотою мы можемъ свидѣтельствовать Ему благодарность за благодѣянія Его къ намъ. Буйствомъ проповѣди Его мы умудрились, нищетою Его обогатились, немощами Его укрѣпились. Онъ есть источникъ нашего воскресенія. Онъ уничтожилъ власть смерти. И такъ мы теперь спокойны, и не имѣемъ нужды въ явленіи другаго Спасителя во плоти. Господь нашъ Іисусъ Христосъ освободилъ насъ отъ рабства, избавилъ насъ отъ всякаго зла, и вполнѣ открылъ намъ волю свою. Не ктому васъ глаголю рабы, говоритъ Онъ намъ въ лицѣ учениковъ своихъ, яко рабъ не вѣсть, что творитъ господь его: васъ же рекохъ други, яко вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ (Іоан. 15, 15). Поелику Богъ положилъ усыновить насъ Себѣ: то чрезъ Духа своего Святаго Онъ открылъ намъ, какимъ образомъ мы, сыны Его, должны служить Ему, какъ Отцу своему.

Я, рабъ Іисуса Христа, извѣщаю васъ, возлюбленные, что, обращая вниманіе на состояніе людей, живущихъ въ настоящее время, я не могу не чувствовать какъ радости, такъ вмѣстѣ и печали, и не могу не плакать. Многіе облеклись въ одежду покаянія, и всѣмъ сердцемъ стараются угодить Богу, и такимъ образомъ дѣлаются достойными милосердія Божія, которое открылось пришествіемъ Господа Іисуса Христа. И сіи-то люди производятъ во мнѣ радость. Иные напротивъ удаляются отъ благочестія, и живутъ по волѣ сердца своего, по похотямъ плоти своей. Пришествіе Господа для нихъ будетъ не во спасеніе, но въ осужденіе и погибель. И о сихъ-то я печалюсь. Иные наконецъ будучи уже на пути спасенія, по причинѣ трудности сего пути ослабѣли, пали, и оставивши благочестіе, уподобились безсловеснымъ животнымъ. И о сихъ-то я проливаю слезы. Пришествіе Господа для нихъ также будетъ не въ оправданіе, а въ осужденіе. Возлюбленные въ Господѣ, пользуйтесь даннымъ вамъ временемъ, и приносите непрестанно сердце свое въ жертву Богу. Возлюбленные, я пишу вамъ, тáкъ кáкъ пишутъ людямъ мудрымъ, которые могуть разумѣть слова Священнаго Писанія. Кто разумѣетъ слова Писанія; тотъ легко можетъ познать Бога; а кто познаéтъ Бога, тотъ познаéтъ и пути Промысла Его въ спасеніи людей. Меня побуждаетъ писать къ вамъ не земная, скоропреходящая любовь къ вамъ, но любовь духовная, никогда не преходящая. Возлюбленные, не забывайте въ молитвахъ своихъ и меня, потому что и я молю Господа Іисуса Христа, чтобы Онъ низвелъ и въ сердца ваши тотъ огонь, который Онъ пришелъ низвесть на землю. Научайтесь правильно располагать вашими дѣлами и свято исполнять ваши обязанности. Пріобрѣтайте опытность различать добро отъ зла, постоянное отъ преходящаго, истинное отъ ложнаго. Не прилѣпляйтесь къ земнымъ вещамъ: ибо Господь нашъ сказалъ: Не собирайте себѣ сокровищъ на земли; также: Не пецытеся на утрей; утренній бо собою печется; довлѣетъ дневи попеченіе его (Матѳ. 6, 12. 34). Братія мои, когда вѣтры не волнуютъ моря; то и не довольно искусные мореходцы удобно могутъ плавать: но когда вѣтры сильны, и море волнуется; то потребно искусство мореходцевъ, и оно въ семъ случаѣ ясно открывается. Научитесь изъ сего примѣра благоразумно пользоваться спокрйнымъ временемъ и не ослабѣвать въ дѣлахъ благочестія, чтобы быть искусными плавателями во время мірскихъ волненій и бурь. Я могъ бы болѣе написать вамъ о семъ: но Писаніе говоритъ: Даждь премудрому вину, и премудрѣйшій будетъ (Прит. 9, 9). Желаю всѣмъ вамъ спасенія отъ Господа нашего Іисуса Христа. Ему должно быть приносимо славословіе всегда и во вѣки.

4. О томъ, что строгое исполненіе закона Божія не означаетъ рабства, но истинную свободу.

Антоній возлюбленнымъ дѣтямъ своимъ желаетъ спасенія отъ Господа.

Я никогда не перестаю воспоминать объ васъ, члены Церкви Христовой. Я люблю васъ любовію истинною, духовною. Всякая другая любовь непостоянна, и исчезаетъ, какъ вѣтръ. Дѣти мои, кто боится Господа и исполняетъ заповѣди Его, тотъ есть истинный рабъ Божій. Но рабство сіе оправдываетъ человѣка предъ Богомъ. Оно есть свобода сыновъ Божіихъ. Апостолы Господа нашего Іисуса Христа заключаемы были въ узы и въ темницу единственно потому, что не хотѣли быть невѣрными рабами Божіими, и старались сохранить духовную свободу. Такъ Апостолъ Павелъ говоритъ о себѣ: Азъ Павелъ узникъ Іисусъ Христовъ (Ефес. 3, 1). Законъ Божій подвергаетъ насъ рабству спасительному для насъ. Онъ научаетъ насъ обуздывать страсти и исполнять то, чего требуетъ добродѣтель. Если мы постоянно пребываемъ въ семъ рабствѣ: то получаемъ свободу благодати, такъ что и къ намъ относятся слова Господа нашего Іисуса Христа, сказанныя Имъ ученикамъ своимъ: Не ктому васъ глаголю рабы, яко рабъ не вѣсть, что творитъ Господь его, васъ же рекохъ друзи, яко вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ (Іоан. 15, 15), и слова Апостола Павла, сказанныя Римлянамъ: Не пріясте духа работы въ боязнь, но пріясте духа сыноположенія, о немъ же вопіемъ: Авва Отче (Рим. 8, 15) И такъ познаемъ любовь Божію къ намъ и будемъ соотвѣтствовать ей дѣлами своими. Богъ далъ намъ право быть сынами и наслѣдниками Его и соучастниками наслѣдія Святыхъ. Возлюбленные братія и сонаслѣдники Святыхъ! добродѣтели, которыхъ требуетъ отъ васъ Богъ, не далеко отъ васъ. Онѣ въ васъ находятся. Вы найдете ихъ въ себѣ, когда не будете увлекаться предметами скоропреходящаго міра сего, но будете внимать и послѣдовать гласу благодати въ сердцѣ своемъ. Благодать же, какъ вы знаете, не входитъ въ злохудожну душу, и не обитаетъ въ тѣлеси повиннѣмъ грѣху (Прем. 1, 4).

Возлюбленные, я пишу вамъ, какъ людямъ мудрымъ, которые имѣютъ правильное познаніе о самихъ себѣ. Кто знаетъ самаго себя, тотъ знаетъ и Бога. Кто же знаетъ Бога, тотъ воздаетъ Ему приличное поклоненіе. Вы знаете самихъ себя; но кто знаетъ самаго себя, тотъ не увлекается обстоятельствами времени, въ которое живетъ, но всегда и мыслитъ и дѣйствуетъ сообразно съ закономъ Божіимъ. Въ наше время явился въ Александріи Арій, и вымыслилъ нечестивое ученіе о Единородномъ, Безначальному онъ положилъ начало, Безконечнаго и Неограниченнаго онъ сдѣлалъ конечнымъ и ограниченнымъ. Мы знаемъ, что если человѣкъ сдѣлаетъ грѣхъ противъ другаго человѣка, можно умолить Бога за него, и испросить ему прощеніе: но если человѣкъ согрѣшитъ противъ Бога: то кто умолитъ Бога за него? Арій сдѣлалъ великое беззаконіе. Грѣхъ его непростителенъ и осужденіе неизбѣжно. Если бы Арій имѣлъ правильное познаніе о самомъ себѣ, то языкъ его не сталъ бы говорить того, что отъ ума человѣческаго сокрыто. И такъ очевидно, что Арій не зналъ самаго себя, и потому дерзнулъ измѣнить и превратить таинство вѣчнаго рожденія Единороднаго Сына Божія. Сему вѣчному Сыну Божію съ Отцемъ Его и Святымъ Его Духомъ должно быть возсылаемо славословіе, должна быть приносима честь и поклоненіе всегда, нынѣ и во вѣки вѣковъ. Аминь.