Сокровище духовное, от мира собираемое

Когда человек, неблагодарный своему бла­годетелю, придет в разум и раскаяние о своей неблагодарности, начнет мыслить и говорить про себя: «Что это я, окаянный, делаю? То ли я должен воздавать своему благодетелю? Нена­висть ли за любовь, и зло за добро? Воистину обезумел я!» И так жалеет и сокрушается о без­законных своих поступках. И стыдится смот­реть на своего благодетеля, падает перед ним со смирением и просит у него прощения, не боясь ничего от него, но только жалея, что того, кого должен был любить и почитать, как любя­щего, поносил, ругал и оскорблял. Это истин­ное раскаяние! Видишь, христианин, что человек челове­ку, благодетелю своему, делает, когда выкажет ему неблагодарность и в раскаяние придет! Так и христианин, когда придет в разум и рассу­дит о Божиих благодеяниях, как прочим, так и ему оказанных и оказываемых, и о Боге, Бла­годетеле своем, им забвенном и презренном, весьма сокрушается и, удрученный печалью о Боге, как стрелой, уязвляется, и на себя самого, как на врага, гневается, судит себя, как не достойного ни неба, ни земли, ни куска хлеба, ни рубища. Словом, ничего себя достойным не считает, а только одного наказания. Видит, что Его, как Создателя своего и Бога, должен был почитать, но не почитал. Должен был слу­шать, но не слушал. Должен был любить, но не любил. Должен был смиряться перед Ним, но не смирялся. Должен был покоряться Ему, но не покорялся. И тем оскорблял Того, в люб­ви и благодеяниях Которого заключен, Того, Который есть одна любовь и благость, Того, у Которого в руке все концы земли и он сам, Того, Которому Ангелы со страхом и любовью поклоняются, почитают и поют. Это печаль по Богу, которая покаяние не­раскаянное во спасение соделывает! Сокрушен­ное такой печалью сердце не может не испус­кать слез. Пожелает и он с пророком источни­ка слез. Такому впредь уже тяжко согрешать. Лучше он пожелает умереть, чем согрешить. Это есть истинное христианское покаяние, ко­торое происходит от размышления о презрении нашем к Богу Благодетелю и благодеяниям Его! О, когда бы всякий христианин рассуждал, какое ему Бог добро делал и делает, и как тяжко грехом оскорбляет Его, Того, от Кого всякое благодеяние получает, и взирал бы на Божие величие и свое не достоинство, — никогда бы не захотел согрешить! Но в том беда, что закрытые душевные очи имеет и потому не ви­дит, что сам делает. «Встань, спящий, и воскрес­ни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Пробудись, о, бедная душа! Вот, сатана хочет тебя вечного сокровища лишить навеки.

15. Царь и его поданный, просящий у него милости

Когда человек стоит перед своим Царем и у него простит милости, то со смирением и бла­гоговением на него смотрит, колени прекло­няет и падает перед ним, весь ум и мысли собраными имеет, старается, как бы царя на ми­лость преклонить и желаемое получить. Видишь, христианин, как человек у чело­века милости просит! Какое внимание, смире­ние и благоговение показывет, желая получить просимое! Из этого примера мы учимся, как должны мы в молитве стоять перед Господом Богом и Царем нашим, с умилением взирать на пресвя­тое Лицо Его, колени со смирением прекло­нять и падать перед Его величеством и желае­мое просить. О человек! Помни в молитве сво­ей, что ты перед Богом стоишь, с Богом беседуешь, Богу говоришь: «Господи, помилуй! Господи, ущедри! Господи, услыши! Господи, спаси!» — и прочее. И псалмы ли читаешь, или песни церковные поешь, Бога поешь, к Богу простираешь речь свою: «Ты, Господи! Тебе, Господи!» — и прочее. Кто ты? Земля, пепел и грешник. Перед Кем стоишь и беседуешь? Перед Богом Святым и страшным, перед Ко­торым все создания, видимые и невидимые — как ничто. Ты малый и бедный червячок, к тому же и грешник, Богу Вечному, непостижимо Всемогущему, предстоишь, молясь. Сам рас­суди, какое здесь смирение и благоговение тебе требуется! Перед Царем земным со сми­рением стоим и просим его, а тем более — пе­ред Царем Небесным! Отсюда следует: 1) Чтение молитв со скоростью, с какой только может язык справиться, не приносит никакой пользы. 2) Спешно читаемые стихи и поющиеся песни только шум один делают, а читающим и поющим не только не полезны, но и в грех об­ращаются. 3) Отсюда бывает, что попы, клирики и про­чие люди, так читающие и поющие, не только не исправляются, но и хуже делаются, ибо ни­когда не молятся, хотя и часто в церковь хо­дят и молятся. Молитва — всех благих ходатаица нам. Поэтому без молитвы невозможно исправить себя, жить по-христиански и тво­рить добро. Всякое добро нужно у Бога про­сить. Будучи злыми, без Бога добрыми быть не можем. 4) Поскольку молитва бывает нам причи­ной всяких благ, то сатана, враг наш, зная эту великую пользу, исходящую нам от молитвы, всячески препятствует нам, то мысли о мирс­ких вещах предлагая, то злыми помышления­ми докучая нам, то уныние влагая. Потому благочестивым нужно в молитве осторожны­ми быть, врагу противиться, мыслям не допус­кать рассеиваться, и Богу одному внимать, чтобы как телом, так и духом перед Богом сто­яли, как телом перед Ним падаем, так и духом перед Ним падали, чтобы то, что говорит язык, о том ум и сердце не молчали бы, — словом, чтобы внутренность молящегося с наружнос­тью согласна была.

О том же

К доброму и милостивому человеку, хотя и высокого звания, удобно все приступаем ибо благость его и милость всякого к себе влечет, и надежда милости его удобным приступ к нему делает. Каждый в себе так думает о нем: «Хотя он велик и высок по своему сану, однако всем бедным, приступающим к нему и просящим милости у него, доступен и отверзает двери милосердия». Тем более мы должны рассуждать так о Господе Боге нашем, христианин! Хотя Он и Велик и страшен, и величество Его не­постижимо, но насколько Велик, настолько Благ и Милостив, и каково величие Его, такова и милость Его. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Гос­подь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144:8-9). И все святое слово Его ничто так нам не проповедует, как благость и милость Его, к на­дежде и утешению нашему. Без сомнения при­ступим к Нему и будем стучать в двери мило­сердия Его. Да и Сам Он велит нам присту­пать к Себе с молитвой и прошением в нуждах наших. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и сту­чащему отворят» (Мф.7:7—8).

«Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое» (Пс.9:38). Двери милосердия и приступ к Богу отво­рил нам Сладчайший Спаситель наш Иисус предорогими Своими заслугами. И пусть не ус­трашает нас величие Его, чтобы приступать к Нему с молитвой, но пусть ободряет благость и человеколюбие. «Да приступаем с дерзнове­нием к Престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовремен­ной помощи» (Евр.4:16).

О том же

Видим, что к Царю или к какому-либо вы­сокому лицу не в любое время и не в любом месте можно приступить с прошением. К Богу же нашему, христианин, — не так: к Нему вез­де и всегда удобен приступ бывает. Везде и все­гда готов Он слушать нашу молитву. Ночь и день, вечер и утро и всякое время и час удоб­ны для молитвы. Также в любом месте удобно к Нему при­ступать, ибо везде и всегда со всеми нами нахо­дится. Можем к Нему приступать с прошени­ем нашим в церкви, в доме, в собрании, в пути, при делах, на ложе, идя и сидя, трудясь и от­дыхая, и в любое время. Ибо везде и всегда мо­жем ум и сердце к Нему возводить, и прошение сердца Ему приносить, и с коленопреклонени­ем сердечным падать перед милосердными Его очами, и милости от Него ожидать. Ведь к Богу не ногами, но сердцами приступаем. Приступай, христианин, везде и всегда к Милосердному Создателю твоему, исповедуй и признавай нищету твою, бедность и окаян­ство, и получишь богатство благости от Него.

16. Лоза и розги

Что лоза и розги между собой, то и Хрис­тос и христиане между собой. Розги с лозою соединены. Так и христиане с Христом духовно соединены. Розги от лозы сок принимают и плод творят, так и христиане от Христа силу живительную добронравия и добродетелей принимают и плоды добрых дел рождают. На розгах, хотя и видится плод, лозе приписыва­ется, так, хотя христиане и приносят плод доб­родетелей, однако приписываются они Хрис­ту, Сыну Божию. Розги сами по себе без лозы не могут пло­да приносить; так и христиане без Христа ни­чего не могут творить. Розги очищаются делателем, чтобы луч­ший и больший плод приносили. Так и хрис­тиане Небесным Отцом наказываются, чтобы больший и приятнейший плод добродетелей принесли. Розги снаружи некрасивы, но внутри доб­рый и приятный сок и плод содержат; так и хри­стиане снаружи некрасивы, презренны, но внутри добры, некрасиво говорят, но красиво живут. Розги чем более плодами обременяются, тем более к земле приклоняются и опускаются; так и христиане чем более добрых дел тво­рят, тем более смиряются. Розги плод приносят ради труда делателя; так и христиане добрые дела творят по слову Небесного Отца, от Которого всякое добро происходит. Розга, не приносящая плода, отсекается от лозы; так и христианин, который не приносит плода доброго, отторгается от Христа. Розга, от­сеченная от лозы, иссыхает; так и христианин, отторженный от Христа, всю духовную свою живность губит и духовно иссыхает. Розга ис­сохшая не пригодна ни к чему иному, как к со­жжению; так и христианин, отторгнувшийся от Христа и иссохший, вечному предается огню (См. Ин 15:4-6). Отсюда видишь, христианин: 1) Сколь тесный союз и общение истин­ных христиан со Христом! Он — Лоза, они же — розги. 2) Какое это великое и высокое достоин­ство! Ибо что более славно, чем со Христом, Царем Небесным, иметь общение? Преславно с земным царем или князем иметь общение, но несравненно более славно — со Христом, Царем царствующих. 3) Сколь велико их блаженство! Если Хри­стос с христианами, кто против них? Весь свет и весь ад ничего не может против христиани­на, так как Христос — его Крепость и Сила. 4) Без Христа быть добродетельными и добрые дела творить не можем, ибо розги при­носить плоды без лозы не могут. 5) Отсюда следует, что прежде всего должно во Христе насадиться и так плоды добрых дел приносить — нужно прежде всего сделаться добрым и тогда добро творить. «Злое дерево не может добрые плоды приносить» (Мф.7:18). 6) Сколь бедственно состояние тех христи­ан, которые беззаконной жизнью от Христа от­торглись! Ибо они — как розги иссохшие. 7) Всякий, кто хочет спастись, должен чис­тым сердцем обратиться к Господу и покаяни­ем и слезами омыть себя, и так ко Христу, Лозе истинной, прилепиться. Ибо, помимо Христа и вне Христа нет спасения. Христос — Жизнь и Свет, и потому окажется в смерти и во тьме тот, кто от жизни и света отлучился. Рассуж­дай так, христианин, и покаянием и слезами омой грехи свои, да с Жизнью — Христом — опять соединишься.

17. Глава и тело

Что голова и тело между собой, то и Хрис­тос и христиане. Тело с головой соединено, — так и христиане с Христом духовно соедине­ны. Голова прочим телом управляет, — так и Христос Телом Своим духовным, или Церко­вью Своей, святой управляет. Голова о пользе и целости всего тела промышляет, — так и Хрис­тос о пользе и спасении Церкви Своей, или вер­ных, промышляет. Что голова задумает и захо­чет, то члены тела и делают. Руки делают то, что голова хочет. Ноги идут, куда голова хочет. Без изволения головы никакой член ничего не делает. Так и христиане по воле Христовой все должны делать, то есть что Он хочет. Голове все члены тела повинуются, — так и Христу долж­ны повиноваться христиане. Когда голова стра­дает, то и все члены тела ей сострадают. Так и с Христом пострадавшим должны христиане в этом мире страдать, должны с посмеянным Христом посмеянными быть, с поруганным — поруганными быть, — словом, с Христом, по­несшим Крест, крест свой нести и Ему следо­вать. Когда голова прославляется, то и члены те­ла к той же славе приобщаются. Так и с про­славленным Христом прославятся и духовные члены Его — христиане — во царствии Его. Члены телесные — орудия головы: голова все делает, но через члены свои. Так и христиане — орудия Главы, Христа, Который через них доб­рые дела совершает. Что члены доброго дела­ют, то голове приписывается. Так должно все Христу приписываться то, что христиане доб­рое делают. Когда голову кто-то бьет, то руки всячески защищают ее и охраняют от бьюще­го, чтобы не была повреждена. Так и когда Христос хулится и бесчестится, должны христиа­не стоять и славу имени Его защищать, хотя бы и самим следовало страдать. От головы все бла­женство тела зависит. Так и от Христа всех хри­стиан блаженство зависит. Когда тело или член какой страдает, то сострадает и голова. Так и когда христиане страдают, сострадает им и Хри­стос. Что члену какому телесному делается, то вменяет себе и голова. Так что христианам де­лается, то вменяет Себе и Христос. Обида или зло какое-нибудь делается христианину? Все это Самому Христу делается. Гонится, ругает­ся, поносится, укоряется ли христианин? Все это Самого Христа касается. Добро или благо­деяние какое-либо делается христианину? Это вменяет Себе Христос. О том говорит Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. И еще: Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:40, 45). Отсюда видишь, христианин: 1) Каков союз и общение имеют христиане со Христом, подобно членам тела с главой. 2) Святая Глава — Христос. Святыне Его на­добно приобщаться и членам Его — христиа­нам, и творить святыню в страхе Божием. Ина­че «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор.6:14). Надо очиститься истинным покаянием и приносить плоды достойные покаяния, чтобы быть истинным христианином, живым членом Хрис­товым, и так приобщаться святыне Его. 3) Сколь велико преимущество и блажен­ство христиан! Ибо что большее может быть для человека, как быть членом пренебесной Главы — Христа Царя? 4) Сколь тяжкий грех делают те христиане, которые христиан обижают, поскольку эта оби­да Самого Христа касается, что и говорить страшно; но так на самом деле и есть. 5) Отсюда утешение последует христианам, что Христос — Глава их — состраждет им в стра­дании, и все, что им ни делается, то Себе вме­няет. 6) Постараемся же и мы, христиане, истин­ными быть христианами, и приобщимся свя­тыни Христовой и блаженству истинных хрис­тиан.

18. Члены тела между собою

Что члены в теле, то и христиане между со­бой. Члены телесные составляют тело. Так и христиане составляют тело духовное. Члены в теле соединены и являются одним телом. Так и христиане соединены духовно и являются од­ним духовным телом. Члены в теле соединяют­ся и связываются жилами. Так и христиане со­единяются и связываются верой, духом и лю­бовью. Члены в теле не делают друг другу вреда. Так и христиане не должны друг друга обижать и друг другу вредить. Члены в теле мирны и согласны между собой. Так и между христиа­нами должен быть мир и согласие. Члены в теле друг другу помогают, друг друга защища­ют. Так и христиане должны друг другу помо­гать, друг друга защищать. Когда один член в теле страдает, то и про­чие члены ему сострадают. Так и христиане, когда какой-либо христианин страдает, дол­жны ему сострадать, должны плакать с плачу­щими. Члены в теле друг друга не презирают, друг перед другом не гордятся. Так и христиа­не не должны друг друга презирать, друг перед другом гордиться. Члены в теле все в равном достоинстве. Так и христиане о себе думать дол­жны. Члены друг друга предостерегают от на­ходящего зла, как-то: очи — видением, уши — слухом, ноги — бегством, и прочее. Так и хри­стиане должны друг друга предостерегать: иной словом, иной советом, иной страхом, иной молитвой. О всем же составе телесном голова печется и промышляет. Так и о всем духовном Своем Теле Глава, Христос, печется и промышляет. Ему слава вовеки, аминь! Видишь, христианин, что такое христиане и какие между ними должны быть любовь, мир, согласие, милосердие, сострадание и прочее. Рассуждай, принадлежишь ли ты к святому этому обществу. О первых христианах пишется: «У множества же уверовавших было одно сер­дце и одна душа» (Деян.4:32). О, если бы и сей­час так было! Но противоположное видим с бо­лезнью и воздыханием (См. Рим 12:4—5; 1 Кор.10:17, 12; 12:13 и проч.).