Сокровище духовное, от мира собираемое

24. Путник

Человек, который от места к месту наме­ченному идет, — это путник. Так и мы, хрис­тиане, от дня рождения нашего до дня смерти — путники, по жизненному пути шествуем. У одного путника долгий путь, у другого — ко­роткий. Так и для нас жизненный путь наш не равный — один скорее оканчивает путь свой, другой дольше идет. Путник в пути всякого злополучия опаса­ется. Так и нам, по пути этого мира идущим, надо всего опасаться. «Смотрите, поступай­те осторожно, не как неразумные, но как муд­рые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф.5:15-16). Путник подвержен всякой непогоде и буре. Так с нами, своим путем идущими, приключа­ется всякая буря бед, напастей и искушений. Путник всем тем пренебрегает, но, все претер­певая, идет к намеченному месту. Так и мы дол­жны всем неблагополучием, с нами приключа­ющимся, пренебрегать, терпеть и идти к жела­нному своему Отечеству. На путника часто нападают разбойники и раздевают, а часто и убивают, и так до намечен­ного места не допускают. То же приключается и с нами, так и на нас демоны, как разбойни­ки, нападают и неосторожных уязвляют и убивают, и так до желанного Отечества не допус­кают. Путники защищают себя от разбойни­ков оружием. Так и мы должны защищать себя от демонов молитвой и словом Божиим. У путника всегда на уме место, к которому идет, и он старается до него дойти. Так и у нас всегда должно быть Отечество небесное на уме и о том старание, как бы его достигнуть. «Так бегите, чтобы получить», —говорит нам свя­той апостол (1 Кор.9:24). Путник чем далее по пути идет, тем более сокращается путь. Так чем более мы продолжаем путь жизни нашей, тем более к концу приближаемся. Путник, придя в место, куда шел, в безопасности бывает, и ус­покаивается, и радуется о благополучном окон­чании своего пути. Так и мы, христиане, когда благополучно окончим наш путь и придем в небесное Отечество, в безопасности будем, от всех бед и напастей освободимся, успокоимся, радоваться будем в вечном своем блаженстве, которое получим благодатью и человеколюби­ем Господа нашего Иисуса Христа. Аминь! «К Тебе я возвел очи мои, Живущему на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабы — на руки госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много мы насыщены презрением; премного насыщена душа наша поношением от надменных и уничи­жением от гордых» (Пс.122:1—4).

25. Путник и вождь

Видим в этом мире, что путник, которому путь к намеченному месту незнаком и неизве­стен, требует и ищет себе вождя, а без вождя заб­луждается и не доходит до намеченного мес­та. Возлюбленные христиане! Мы в мире этом путники и хотим дойти до желаемого нам не­бесного Отечества, как выше сказано, — Оте­чества, которого через грех лишились. Вожде­ленное, любезное, пресладкое, прекрасное, спокойное, мирное и всяких благ, которых «око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило» (1 Кор.2:9), исполненное Отече­ство. Отечество, на которое с юдоли этой пла­чевной слезными смотрим очами. Предорогое, говорю, это Отечество, но путь к нему неизве­стен и страшен нам. Неизвестен — так как не знаем, как туда прийти. Страшен — так как бесчисленные демоны, как разбойники, окру­жают его, и идущим препятствуют, и старают­ся не допустить до него. Требуем непременно искусного и премудрого вождя в таком важном деле. Где же нам его искать? В премудрых и разумных ли века сего? Нет! Ибо все, не толь­ко простые, но и премудрые, заблудилившись, отошли от пути этого: «все как овцы заблуди­лись; человек от пути своего уклонился» (Ис.53:6). Поэтому и самые премудрые века сего требуют вождя к Отчеству этому. Где же нам искать его? Пророки, апостолы и учителя — все указывают на Иисуса Христа, Сына Божиего. Он один — верный и премудрый Вождь к небесному Отечеству. Никто не придет туда, если Он не приведет, как Сам о том свидетель­ствует, говоря: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Бог, желая выве­сти Израиль из рабства египетского и привес­ти в землю обетованную, послал на это вели­кое дело Моисея, верного раба Своего, кото­рый и вывел Израиль из горького рабства и вел пустыней в землю обетованную. После кончи­ны Моисея, Господь воздвиг им вождем Иису­са Навина, который и ввел людей Божиих в землю, кипящую медом и молоком. Христианин! Моисей, Иисус Навин прооб­разовали Иисуса Христа, Сына Божия; ветхий Израиль — новый Израиль, христиан; рабство египетское — тяжелое рабство диаволу; про­хождение через море — святое Крещение; хож­дение по пустыни Израиля — жизнь христиан в этом мире. Земля обетованная означает не­бесное Отечество. Бог послал к нам Единоро-дого Сына Своего, Иисуса Христа, чтобы Он нас, выведя из рабства диавольского, привел к Отцу Своему Небесному. О Нем Отец Небес­ный свидетельствует с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). О Нем все пророки, апостолы и учителя церковные свидетельствуют и учат нас следовать Ему. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по сле­дам Его» (1 Петр 2:21). И Сам говорит: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:15). И еще: «Кто Мне слу­жит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Ему следовали все свя­тые, — и привел их в землю, кипящую медом и молоком небесной сладости. Ему следуют и ныне верные рабы Его. Следуют верой, любо­вью, смирением, терпением, кротостью. И ве­дет их в Отечество это, и, как Пастырь доб­рый, взяв их на плечи Свои, приносит к Отцу Своему Небесному. О христиане! Присоединимся и мы к этой благословенной и святой дружине, и пойдем за Иисусом с верой, любовью, смирением, и при­ведет нас не в землю ханаанскую, а в вечное Божие царство, и подаст каждому свой жребий. О Иисус, Сила спасения нашего! Наставь меня на путь Твой, влеки меня за Собою, побежим.

26. Пришелец или странник

Кто отлучился из своего дома и Отечества и живет на чужой стороне, тот там пришелец и странник, как россиянин, находящийся в Италии или в иной какой земле, там прише­лец и странник. Так и христианин, от небесного Отечества удаленный и в многобедствен­ном мире этом живущий, пришелец и стран­ник. Об этом святой апостол с верными гово­рит: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). И святой Давид это ис­поведует: «Cтранник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои» (Пс.38:13). И еще молится: «При­шлец аз есмъ на земли; не скрый от мене запове­дей Твоих» (Пс.118:19). Странник, живя на чужой земле, все ста­рание прилагает к тому, чтобы сделать и совершить то, ради чего прибыл на чужую зем­лю. Так и христианин, словом Божиим позван­ный и святым Крещением обновленный к вечной жизни, старается, как бы не лишиться вечной жизни, которая здесь, в этом мире или приобретается, или губится. Странник в чужой земле с немалым опа­сением живет, потому что между незнакомы­ми людьми находится. Так и христианин, в этом мире живя, как на чужой земле, всего опасается и остерегается, то есть духов зло­бы, демонов, греха, прелести мира, злых и без­божных людей. Странника все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чуже­земца. Так и истинного христианина все ми­ролюбцы и сыновья века этого чуждаются, удаляются и ненавидят, как не своего и им противного. Об этом говорит Господь: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15:19). Море мертвого тела, как говорят, не держит в себе, а извергает вон. Так и мир непостоян­ный, как море, благочестивую душу, как для мира умершую, изгоняет. Миролюбец — лю­безное чадо для мира, тогда как презиратель мира и похотей его прелестных — враг. Странник ничего недвижимого, то есть ни домов, ни садов, ни иного чего подобного, не заводит на чужой земле, кроме нужного, без чего невозможно прожить. Так и для истинно­го христианина все в этом мире недвижимо, все оставит в этом мире, и само тело. Об этом го­ворит святой апостол: «Ибо мы ничего не принес­ли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6:7). Поэтому истинный христи­анин ничего в этом мире не ищет, кроме нуж­ного, говоря с апостолом: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:8). Стран­ник движимые вещи, как-то: деньги и товар — в Отечество свое посылает или везет. Так и для истинного христианина движимые вещи в этом мире, которые он с собою взять может и в тот век перенести, — это добрые дела. Их он стара­ется собрать здесь, в мире живя, как духовный купец духовный товар, и в небесное свое Оте­чество принести, и с ними явиться и предстать перед Небесным Отцом. Об этом увещевает нас Господь, христиане: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20). Сыновья века сего пекутся о теле смерт­ном, а благочестивые души пекутся о бессмер­тной душе. Сыновья века сего ищут времен­ных и земных своих сокровищ, а благочести­вые души к вечным и небесным стремятся и желают таких благ, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце чело­веку» (1 Кор.2:9). На это сокровище невидимое и непостижимое верой они взирают и всем земным пренебрегают. Сыновья века сего ста­раются на земле прославиться. А истинные христиане ищут славы на небесах, где Отече­ство их. Сыновья века сего украшают тело раз­личным одеянием. А сыновья царствия Божия украшают бессмертную душу и облекаются, по увещеванию апостола, «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол 3:12). И потому сыновья века сего несмысленны и безумны, ибо ищут того, что само по себе ничто. Сыновья же царствия Божия разумны и мудры, так как пекутся о том, что блажен­ство вечное в себе заключает. Страннику на чужой земле жить скучно. Так и истинному христианину в этом мире жить скучно и скорбно. Ему в этом мире везде ссыл­ка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от небесного Отечества. «Горе мне, — говорит святой Давид, — что жизнь моя в переселении продолжительна» (Пс.119:5). Так и прочие свя­тые об этом сетуют и вздыхают. Страннику хотя и скучно жить на чужой земле, однако живет ради нужды, ради которой из Отечества своего отлучился. Так и истинному христианину хотя и скорбно жить в этом мире, однако, пока Бог велит, живет и терпит это странствование. У странника всегда в уме и памяти Отече­ство и дом свой, и желает он возвратиться в Оте­чество свое. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда имели в мысли и памяти Отечество свое, Иеру­салим, и усердно желали возвратиться в свое Отечество. Так и истинные христиане в этом мире, как на вавилонских реках, сидят и пла­чут, поминая горний Иерусалим — Отечество небесное, и к нему с воздыханием и плачем воз­водят свои очи, и желают прийти туда. «Отто­го мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище», — воздыхает Павел святой с верными (2 Кор.5:2). Для сыновей века сего, пристрас­тившихся к миру, мир — как отечество и рай, и потому не хотят от него отлучиться. Но сыно­вья царствия Божия, сердцем от мира отлучив­шиеся и всякие скорби в мире терпящие, же­лают к тому Отечеству прийти. Христианину истинному в этом мире жизнь есть не что иное, как всегдашнее страдание и крест. Когда странник в Отечество, в дом свой возвратится, то домашние, соседи и друзья его радуются ему и приветствуют его благополучное прибытие. Так, когда христианин, окон­чив свое в мире странствование, придет в Оте­чество небесное, радуются о нем все Ангелы и все святые жители небесные. Странник, при­шедший в Отечество и дом свой, в безопасно­сти живет и успокаивается. Так и христианин, вошедший в небесное Отечество, успокаива­ется, живет в безопасности и ничего не боит­ся, радуется и веселится о блаженстве своем. Отсюда видишь, христианин: 1) Жизнь наша в этом мире есть не что иное, как странствование и переселение, как говорит Господь: «Вы пришельцы и переселенцы предо Мною» (Лев 25:23). 2) Наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением об­новлены и Словом Божиим позваны. 3) Не должны мы, как позванные к небес­ным благам, земных искать и к ним прилеп­ляться, кроме нужных, как-то: пищи, одежды, дома и прочего. 4) Человеку-христианину, живущему в мире, нечего более желать, как вечной жизни, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). 5) Кто хочет спастись, тому надо сердцем от мира отлучиться, пока душою от мира не отой­дет. 6) Кто в этом мире ищет, как разбогатеть и прославиться, этим показывает, что мир, а не небо Отечеством имеет, и так заблуждается, что в день смерти своей и уразумеет.

27. Гражданин

Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель — москвич, новгородский житель — новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, «которого Художник и Строитель Бог»(Евр.11:10). И называются граж­данами этого города. Город сей — Иерусалим небесный, который видел святой апостол Иоанн в откровении своем: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу; улица города — чистое золото, как прозрачное стекло; и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для осве­щения своего, ибо слава Божия осветила его, и Светильник его—Агнец» (Откр.21:18, 21, 23). На улицах его непрестанно поется пресладкая песнь: «аллилуия!» (См. Откр.19:1, 3, 4, 6). В этот город «не войдет ничто нечистое и никто пре­данный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27). «А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делаю­щий неправду»(Откр.22:15). Гражданами этого прекрасного и пресветлого города истинные христиане и называются, хотя и странствуют на земле. Там они оби­тели свои имеют, уготованные им Иисусом Христом, Искупителем их. Туда они душевные свои очи и воздыхания возводят из своего странствования. Поскольку в этот град не вой­дет ничто скверное, как мы выше видели, «очи­стим себя»,возлюбленный христианин, «от вся­кой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», по увещеванию апостольско­му (2 Кор.7:1). И да будем мы гражданами это­го пресветлого города, и, уйдя из этого мира, удостоимся войти в него, благодатью Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава с Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

28. Обед или вечеря

Как видим, бывает в этом мире так, что ка­кой-то знатный и богатый человек собирает бо­гатую и знатную вечерю или обед и зовет на тот обед многих людей. Так и Бог, Царь Небесный, сотворил вечного блаженства великую вечерю, всякого неизреченного утешения, наслажде­ния, радости и веселья исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию. Всех, говорю: славных и бесславных, благородных и худородных, богатых и нищих, мудрых и не­разумных, и всякого пола, звания и чина людей. Звал через пророков, звал через Едино­родного Сына Своего, звал через святых апос­толов. Зовет и ныне через проповедников сло­ва Своего, пастырей и учителей: «идите, ибо уже все готово» (Лк 14:17). Возлюбленный христианин! Богу благо­дарение, и мы, недостойные, позваны Чело­веколюбцем Богом к той великой вечере. Примем благодарно эту милость Царя Небесного к нам и поспешим с радостью на эту свя­тую и пресладкую вечерю. Там мы увидим Царя Небесного «лицом к лицу» (1Кор.13:12). Увидим пламеноносных слуг Его, Ангелов и Архангелов. Увидим лик патриархов, лик про­роков, лик апостолов, святителей, лик муче­ников, лик преподобных отцов, и всех Богу угодивших, и со всеми ними любезное будем иметь дружество. Видим, что многие как прежде отрекались, так и ныне отказываются на эту преславную ве­черю идти. И вместо вечных и небесных благ, временные и земные избирают, и тем самым тень истине предпочитают. И так сами себя тво­рят недостойными вечного блаженства и небла­годарными Царю Небесному, Великому своему Благодетелю, показываются, потому и правед­ный гнев Его вызывают. «Ибо сказываю вам, — говорит Господь, — что никто из тех званых не вкусит Моей вечери, ибо много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Христиане! Вложим в уши наши и затвердим в памяти нашей это слово Божие: «никто из тех званых не вкусит Моей вечери». Видим здесь, как гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые к вечному блаженству, к преславной и пресладкой вечери словом Его по­званы, но, презрев великую эту благодать Его, обратились к снисканию временной чести, славы, богатства, угождения и прочих сокро­вищ этого мира. «Никто из тех званых не вку­сит Моей вечери». Читаем в Моисеевых книгах Чисел, что ког­да сыны израилевы, выйдя из Египта, роптали: «кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок, — услышал Гос­подь роптание их, и разгневался гневом, и разго­релся в них огонь от Господа» (Числ.11:4, 5,10, 3). Христиане! Ропщущие израильтяне знаме­нуют тех христиан, которые временные блага предпочитают вечным и небесным, так как мясо египетское и прочую пищу израильтяне небесной манне предпочитают, а потому и гнев Божий на себя воздвигают, и огонь не времен­ный, а вечный, на них возгорится. «Говорю вам: никто из тех званых не вкусит Моей вечери». Страшно это слово, христиане, но истинно. Будет так с презирающими зов Божий. Убоимся же мы, христиане, и, послушав зо­вущего нас Господа, «о горнем будем помышлять, а не о земном» (Кол 3:2). Когда земной царь зо­вет, как сам знаешь, бесстыдно и страшно не идти на его вечерю. Тем более — не идти на ве­черю, которую Бог, Царь Небесный, пригото­вил и непрестанно через рабов Своих зовет. Послушаем спасительный голос Его и пойдем с благодарением и поспешностью на этот пресладкий пир. Вечеря приготовлена, вечеря преславная, вечная и пресладкая. Рабы Бо­жии, посланные от Бога к нам, зовут нас: «идите, ибо уже все готово». Двери открыты, Царь Небесный, Человеколюбивый и Преблагой, зовет всех и ждет. Входят с благодарением по­слушавшиеся голоса Его и приобщаются той небесной сладости. Христиане! Присоединим­ся и мы к святой этой дружине и последуем им, и введет нас Царь в чертог Свой. Аминь!

О том же

В этом мире бывает, что славные и богатые на свои вечери зовут по большей части слав­ных и богатых, подобных себе. У Царя Небес­ного, Человеколюбивого Бога, не так. Он, по Своему человеколюбию, никем не гнушается, но на небесную Свою вечерю зовет, невзирая на лица, всех равно: богатых и нищих, славных и низких, — словом, всякого человека, мужс­кого пола и женского, и всем открывает двери. Однако по большей части спасительного того зова слушают и идут на преславную Его вечерю убогие, нищие, бедные и низкие, а бога­тые и славные по большей части отказывают­ся, ибо не хотят оставить гордости, пышнос­ти и роскоши своей. Они хотят здесь, в этом мире, веселиться и царствовать, и поэтому ту великую вечерю презирают; блага этого мира видят, а вечных благ не видят. Пишется об израильтянах: «Уничижили они землю желанную, не поверили слову Его» (Пс.105:24). Так богатые и славные, присоединив­шись к благам этого мира, унижают ту великую вечерю и не верят Господу, зовущему их туда. Потому и написано у апостола: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: немного из вас муд­рых по плоти, не много сильных, не много благо­родных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы по­срамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор.1:26—29). Охотнее слушают нищие и бедные, и худородные и презренные этого мира зовущий голос Господа и идут на ту вечерю, ибо мало имеют благ этого мира. Любовь чести, славы, бо­гатства, сластей и роскоши этого мира ослепля­ет душевные очи и не допускает видеть вечных благ. А человек чего не видит, того не желает. О, когда бы человек увидел будущие блага, то стремился бы к ним не иначе, как «лань на источники водные»(Пс.41:2)! Но у всех любите­лей этого мира тьма, как покрывало некое, ле­жит на очах душевных, и потому не видят они тех благ. А тот, кто чистым сердцем к Господу «обратится, тогдапокрывало это снимается» (2 Кор.3:16), и оком веры видит те блага и усерд­но ищет их. Христианин, богатый и нищий, славный и убогий! Обратимся от мира к Господу, и откро­ются наши очи, и спешно пойдем на ту вече­рю, поверим слову Божиему, которым Он зовет нас. К великим, небесным, вечным и неизре­ченным благам позваны мы Богом, почему прилагаем наше сердце к тем, которые ничто сами по себе, и вскоре их оставим? Не напрас­но апостол увещевает нас: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин.2:15) и прочее. И еще: «Если вы воскресли со Христом, то ищите гор­него, где Христос сидит одесную Бога; о гор­нем помышляйте, а не о земном» (Кол 3:1—2), поскольку любовь этого мира запинает наши ноги и не пускает идти на ту преславную вечерю. Христианин! Оставь блага этого мира, и там получим все и несравненно лучшие блага, «ко­торых не видел глаз, не слышало ухо, и не прихо­дило то на сердце человеку» (1 Кор.2:9). Будь твердо уверен в тех благах, и непременно, ис­тину тебе говорю, презревши мир, со всяким усердием будешь их искать.

О том же

Бывает в этом мире, что когда все званые на вечерю соберутся, тогда звавший их хозяин вво­дит их в украшенную палату, для вечери при­готовленную, и так садятся все на свои места. Так будет и созванным на вечерю небесную и пришедшим к ней. Тогда Царь Небесный, по­слушавшим зова Его и пришедшим к Нему на вечерю, скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). И пойдут с торжеством и весельем в преславную, небес­ную, нерукотворную, вечную и царскую Его палату, «и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.8:11). Тогда исполнится пророческое слово: «И возвратит их Господь, и придут на Сион с радостью; и ра­дость вечная над головою их; ибо над головою их хвала и веселье, и радость примет их; удалятся болезнь, печаль и воздыхание» (Ис.35:10). Христиане! Послушаем ныне голос Господ­ень и обратимся к Господу всем сердцем и по­каемся, да услышим тогда пресладкий глас Его: «Приидите благословении», и прочее.