Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Если б я чувствовал умерщвление мое, пребывал бы в непрерывном покаянии! Если б я чувствовал мое умер­щвление, заботился бы о воскресении!

Я весь занят попечениями мира, мало озабочен моим душевным бедствием! Жестоко осуждаю малей­шие согрешения ближних моих; сам наполнен гре­хом, ослеплен им, превращен в столп сланый, подоб­но жене Лотовой, неспособен ни к какому движению духовному.

Не наследовал я покаяния, потому что еще не ви­жу греха моего. Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего на­слаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его — хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца.

Тот только может увидеть грех свой, кто решитель­ным произволением отрекся от всякой дружбы с гре­хом, кто встал на бодрой страже во вратах дому своего с обнаженным мечом — глаголом Божиим, кто отража­ет, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приблизился к нему.

Кто совершит великое дело — установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: Зрение греха своего.

Блаженна душа, узревшая гнездящийся в себе грех! Блаженна душа, узревшая в себе падение праотцев, вет­хость ветхого Адама! Такое видение греха своего есть видение духовное, видение ума, исцеленного от слепо­ты Божественною благодатию. С постом и коленопрек­лонением научает святая Восточная Церковь испраши­вать у Бога зрение греха своего.

Блаженна душа, непрестанно поучающаяся в Зако­не Божием! В нем может она увидеть образ и красоты Нового Человека, по ним усмотреть и исправить свои недостатки. Блаженна душа, купившая село покаяния умерщвле­нием себя по отношению к начинаниям греховным! На этом селе найдет она бесценное сокровище спасения.

Если ты стяжал село покаяния, вдайся в младенчес­кий плач пред Богом. Не проси, если можешь не про­сить, ничего у Бога; отдайся с самоотвержением в Его волю.

Пойми, ощути, что ты создание, а Бог Создатель. Отдайся же безотчетливо в волю Создателя, принеси Ему один младенческий плач, принеси Ему молчащее сердце, готовое последовать Его воле и напечатлевать­ся Его волею.

Если ж по младенчеству твоему не можешь погру­зиться в молитвенное молчание и плач пред Богом, произноси пред Ним смиренную молитву, молитву о прощении грехов и исцелении от греховный страстей, этих страшных нравственных недугов, составляющихся от произвольных, повторяемых в течение значительно­го времени согрешений.

Блаженна душа, которая осознала себя вполне не­достойною Бога, которая осудила себя, как окаянную и грешную! Она — на пути спасения; в ней нет самооболь­щения.

Напротив того, кто считает себя готовым к при­ятию благодати, кто считает себя достойным Бога, ожи­дает и просит Его таинственного пришествия, говорит, что он готов принять, услышать и увидеть Господа, тот обманывает себя, тот льстит себе; тот достиг высокого утеса гордости, с которого падение в мрачную пропасть пагубы (Св. Исаак Сирский. Слово 55). Туда ниспадают все возгордившиеся над Бо­гом, дерзающие бесстыдно признавать себя достойны­ми Бога и из этого самомнения и самообольщения го­ворить Богу: глаголи, Господи, яко слышит раб Твой.

Услышал воззвавшего его Господа юный пророк Са­муил и, не признавая себя достойным беседы с Господом, предстал своему престарелому наставнику, испра­шивая у него наставления для своего поведения. Услы­шал Самуил во второй раз тот же призывающий голос и опять предстал наставнику. Наставник понял, что го­лос призывавшего был голос Божий: повелел юноше, когда он услышит подобное призвание, отвечать гово­рящему: Глаголи, Господи, яко слышит раб Твой (1Цар. гл. 3).

То же дерзает говорить сладострастный и надмен­ный мечтатель, никем не призываемый, упоенный тщеславным мнением, сочиняющий в себе гласы и уте­шения, ими льстящий надменному своему сердцу, ими обманывающий себя и легковерных своих последователей [29] .