Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Весь род человеческий находится в погибели, в па­дении. Мы лишились общения с Богом в самом корне и источнике нашем: в наших праотцах, при посредстве их произвольного согрешения. Они были сотворены непо­рочными, непричастными греху и тлению; с самого сотворения своего соделались причастниками Святаго Духа; получив бытие естественное по человечеству, вме­сте получили и бытие сверхъестественное от соедине­ния с Божеским Естеством. Произвольно отвергнув под­чинение Богу, произвольно вступив в подчинение диа­волу, они утратили общение с Богом, свою свободу и достоинство, предали себя в подчинение и рабство пад­шему духу. Они произвольно отвергли жизнь, призвали в себя смерть; они произвольно нарушили целость да­рованного им при сотворении добра, отравили себя грехом (Послание св. Григория Паламы к монахине Ксении). Как начала рода человеческого, они сообщи­ли и не престают сообщать свою заразу, свою погибель, свою смерть всему человечеству. Адам, сотворенный по всесвятому Образу и Подобию Божиим, долженствовав­ший произвести соответствующее потомство, осквер­нил Образ, уничтожил Подобие, произвел потомство, соответствующее оскверненному образу, уничтоженно­му подобию. Священное Писание, засвидетельствовав­шее, что человек сотворен по Образу Божию (Быт.1:27), уже ли­шает этого свидетельства чад Адамовых. Писание гово­рит о них, что они родились по образу Адама (Быт.5:3), то есть такими, каким соделался Адам по падении. По причине утраты подобия образ соделался непотребным [139] . От лица каждого человека, вступающего в бытие падения, Писание произносит горестную исповедь: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс.50:7). Человеки соде­лались врагами Бога, Творца своего (Рим.5:10).

Бог, по неизреченной милости Своей, призвал сно­ва род человеческий в общение с Собою. Это совершил он при посредстве самого чудного, непостижимого способа. Единым из трех Лиц Своих, Всесвятым Сло­вом, Он принял человечество, зачавшись в утробе Пре­святой Девы действием Всесвятаго Духа, устранив от Себя обыкновенное человеческое зачатие от семени мужеского, зачатие, сообщавшее всем человекам заразу греховную. Таким образом явился в роде человеческом непорочный Человек, каким создан праотец. Этот непо­рочный Человек был причастником Божественного Ес­тества, подобно первозданному, но несравненно в боль­шей степени: первозданный был святым по благодати человеком, а вочеловечившийся Бог соделался Богоче­ловеком. Все грехи человеческие Он принял на Себя. Он мог сделать это, потому что, будучи человеком, был и всемогущим, всесовершенным Богом. Приняв все че­ловеческие грехи на Себя, Он принес Себя в искупи­тельную жертву правосудию Божию за согрешившее человечество: Он совершил искупление, ибо мог сде­лать это. Неограниченно и бесконечно Святый искупил Своими страданиями и смертью многочисленные, но ограниченные согрешения человеческие, — и Свя­щенное Писание со всею справедливостью свидетель­ствует о Нем: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29). Бо­гочеловек заменяет Собою пред Богом и весь мир, и каждого человека. Добродетели, и общественные и ча­стные, истекающие из падшего человеческого есте­ства, утратили по вочеловечивании Бога значение: они заменены великим делом Божиим — верую в Того, Его же посла Бог (Ин.6:29). В этом великом деле Божием заклю­чается и спасение, как засвидетельствовал Сам Спаси­тель: Се же есть живот вечный (спасение), да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Хрис­та (Ин.17:3). Добродетели христианина должны истекать из Христа, из обновленного Им человеческого естества, а не из естества падшего. Как падение наше состоит не в истреблении добра из естества нашего — это отличи­тельный признак падения отверженных ангелов, — а в смешении нашего естественного добра с неестествен­ным для нас злом, то падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Совер­шают их язычники, магометане и все, чуждые Христа.

Добрые дела и добродетели эти, как оскверненные примесью зла, недостойны Бога, препятствуют обще­нию с Ним, противодействуют спасению нашему. От­вергнем это мнимое добро, или, правильнее сказать, это величайшее зло! Отвергнем деятельность падшего естества! Предадимся деятельности, заповедуемой нам Верою во Христа! Престанем проводить жительство до указаниям нашего падшего разума, по влечению нашего падшего сердца! Начнем проводить жительство по указанию евангельских заповедей, по требованиям воли Божией. Жительствуя так, спасемся.

Те, которые дают добрым делам падшего естества незаслуживаемую ими высокую цену, впадают в вели­чайшую душевную погрешность. Они впадают, не по­нимая того, в уничижение и отвержение Христа. Час­то слышится от них вопрос: «Отчего не спастись языч­никам, магометанам, лютеранам и всем подобным, яв­ным и прикрытым врагам христианства? Между ними много самых добродетельных людей». Очевидно, что вопрос и возражения являются от совершенного не­знания, в чем заключаются погибель и спасение чело­веческие. Очевидно, что таким вопросом и возражени­ем уничижается Христос, выражается мысль, что Ис­купление и Искупитель не были необходимостью для человеков, что человеки могут удовлетворить своему спасению собственными средствами. Короче: этим вопросом и возражением отвергается христианство. Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в со­стояние, способное принять Спасителя. Свет прииде в мир, сказал Богочеловек о Своем пришествии к человекам, и возлюбиша человецы паче тму, неже Свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая, ненавидит Света и не приходит к Свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть: творяй же истину, грядет к Свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана (Ин.3:19-21). Свойственно возлюбившим грех отвергать Христа, потому что Христос повелевает ос­тавление возлюбленного грешникам греха. Свойствен­но любителям добродетели притекать и прилепляться ко Христу, потому что исполнение (полнота) возлюб­ленного им добра — Христос.

Не на лица зрит Бог, но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду, приятен Ему есть (Деян.10:34,35). Эти слова произнес святой апостол Петр по поводу призванного Богом к Вере язычника, сотника Корнилия. Стремление к ис­тинной добродетели предуготовило и соделало Корни­лия способным к принятию спасения. Так должно разуметь слово приятен, по объяснению великого учителя Церкви, святого Иоанна Златоустого (Беседа 23 на Деяния апостольские); так объясняет­ся это слово и самым повествованием, изложенным в Деяниях апостольских святым евангелистом Лукою. Корнилий хотя был язычником, но, оставя идолов, мо­лился прилежно единому истинному Богу и подавал обильную милостыню. Однажды во время молитвы предстал ему Ангел Божий и сказал: Корнилие! Молит­вы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. И ныне посли во Иоппию мужей, и призови Симона, нарица­емаго Петра (апостола): той речет тебе глаголы, в них же спасешися ты и весь дом твой (Деян.10:3-6). Молитвы и милостыни Корнилия были так сильны, что милосердый Господь призрел на них; но они, сами собою, не доставили спа­сения Корнилию. Они соделали его способным уверовать во Христа, а вера во Христа доставила ему спасе­ние. Вот точная оценка добру падшего естества! Тогда имеет цену это добро, когда оно приводит ко Христу. Когда же оно, удовлетворяясь собою, отлучает от Хрис­та, тогда оно делается величайшим злом, отнимает у нас спасение, даруемое Христом, спасение, которого оно, само собою, никак подать не может.

Подобно действию естественного добра действие Ветхого Завета. Уклонение от него до пришествия Хри­стова было отступлением от Бога; желание остаться при Нем, по пришествии Христа, соделалось отступлением от Бога (Гал.5:4). Ветхий Завет был служителем спасения, при­уготовляя человеков к вере во Христа, которою дарует­ся спасение; но для иудеев, захотевших остаться навсег­да в Ветхом Завете, он соделался ходатаем, орудием по­гибели. Душепагубная погрешность иудеев заключается в том, что они, по действию гордости и самомнения, дали Богом данному им завету иное значение, нежели какое дано ему Богом, и ради Ветхого Завета, который был живописною тенью Истины — Нового Завета, от­вергли Новый Завет; ради тени они отвергли то, что предъизображала тень; ради временного руководства ко спасению они отвергли самое спасение, отвергли Ис­купление и Искупителя.

Столько же душепагубна погрешность тех, которые, ослепляясь гордостью и самомнением, дают своим доб­рым делам, делам падшего естества, несвойственную им цену. «Разбойник и хищник тот, — говорит преподобный Макарий Великий, — кто не входит дверьми, но прелазит инуде (Ин.10:1): таков и тот, который без оправдывающего Хри­ста, оправдывает сам себя (Беседа 31, гл. 4). Все святые, оставляя свою правду, искали правды Божией, и в ней обрели (святую) любовь, сокровенную от естества» (Беседа 37, гл. 2), растленного паде­нием. Естество, будучи растлено падением, имеет и правду растленную. Заблудихом, говорит пророк, и быхом яко нечисти вси мы, яко же порт нечистыя вся правда наша (Ис.64:6). От ног до главы, несть в нем, в падшем человеке, целости (Ис.1:6). Зло, поразившее нас, по объяснению отца-ми слов пророка, не частное, но во всем теле, объяло всю душу, овладело всеми силами ее [140] . Не осталось в естестве нашем никакой частицы неповрежденной, не­зараженной грехом: никакое действие наше не может обойтись без примеси зла. Когда вода смешана с вином или уксусом, тогда каждая капля ее содержит в себе под­месь; так и естество наше, будучи заражено злом, содер­жит примесь зла в каждом проявлении деятельности своей. Все достояние и достоинство наше в Искупите­ле [141] . Оправдится человек токмо верою Иисус Христовою (Гал.2:16). Чтоб усвоиться Искупителю живою верою, требуется всецелое отвержение души своей (Лк.14:26). Подтверждают это требование все евангелисты), то есть не только греховности, но и праведности падшего естества. Стремление к удержанию за собой оскверненной грехом правды падшего естества есть деятельное отвержение Искупителя. Упразднистеся от Христа (вы отчуждились от Христа) иже законом Моисеевым или естественным оправ­даетеся: отпадаете от благодати (Гал.5:4), говорит апостол. Аще бо законом правда, убо Христос туне умре (Гал.2:21). Это значит: в образе мыслей (мудровании), допускающем достоин­ство собственной правды человеческой пред Богом по явлении христианства, непременно существует бого­хульное понятие, окрашивающее весь этот образ мыс­лей, понятие о ненеобходимости Христа для спасения, понятие, равновесное отвержению Христа. Господь ска­зал фарисеям, усиливавшимся удержать за собою свою правду: глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает (Ин.9:41). Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13). Это значит: не признающие своих грехов грехами, а своей правды непотребным рубищем, оскверненным и истерзанным посредством общения с грехом и сата­ною, отчуждаются от Искупителя, — исповедуя Его, может быть, устами, деятельностью и в духе отверга­ют Его. Святой апостол Павел, бывший непорочным и праведным по законам Моисееву и естественному, вме­нил свою праведность в тщету за превосходящее разуме­ние Христа Иисуса, Господа. Он отрекся своей праведно­сти, вменив ее за уметы (за сор), да Христа приобрящу, говорит великий Павел, не имый моея правды, яже от закона, но яже верою Христовою, сущую от Бога правду в вере (Флп.3:4-9). Ища же оправдатися о Христе, обретохомся и сами грешницы (Гал.2:17), потому что нет возможности приступить к Христу и усвоиться Ему, не признав себя от искренно­сти сердца грешником, грешником погибшим, не име­ющим никакого собственного оправдания, никакого собственного достоинства. От дел закона не оправдится всяка плоть пред Богом. Ныне же кроме закона правда Бо­жия явися, свидетельствуема от закона и пророк. Правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе (Рим.3:20-24).

По непреложному закону подвижничества, обиль­ное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественною благодатию, предшествует всем прочим благодатным дарам. Оно предуготовляет душу к приня­тию этих даров. Душа неспособна принять их, если предварительно не придет в состояние блаженной ни­щеты духа. «Когда ум увидит согрешения свои, количе­ством подобные песку морскому, то это служит призна­ком начавшегося просвещения души, признаком ее здравия» [142] . Пришедши в это состояние, святитель Ти­хон Воронежский сказал: «Познаем грехи наши: се бо есть начало покаяния (Келейные письма, т. 15, письмо 73, 70 и 11). Покаемся, признаем себя дос­тойными ничего. Чем недостойнейшими признают себя они (угодники Божии), тем Бог, яко благ и мило­серд, более их удостаивает (там же). Что наше собственное? Немощь, растление, тьма, злость, грехи» (там же). Остере­жемся смертоносного заблуждения! Убоимся сопря­женного с заблуждением отречения от Христа! Убоим­ся верной утраты спасения за усвоение мысли ложной, враждебной Вере! Тем нужнее осторожность в наше время, что ныне с особенным усилием распространяет­ся проповедь о высоте добродетелей и успехов падшего человечества с открытою целью привлечь всех на по­прище этих добродетелей и этого преуспеяния. Осмеи­вая всесвятое добро христианства, проповедь эта стара­ется внушить к нему презрение и ненависть.

Дела спасения суть дела веры, дела Нового Завета. Этими делами исполняется не человеческое разуме­ние, не человеческая воля, но воля Всесвятого Бога, открытая нам в заповедях Евангелия. Христианин, же­лающий наследовать спасение, должен совершить сле­дующие дела:

1) Уверовать в Бога так, как Бог повелевает веро­вать в Него, то есть принять учение о Боге, открывае­мое Богом, принять христианство, хранящееся во всей чистоте и полноте в недре Православной Церкви, на­сажденной Богочеловеком на Востоке, распространив­шейся с Востока по вселенной, доселе пребывающей в целости только на Востоке и содержащей богопредан­ное христианское учение неизвращенным, без изменения и без примеси к нему учений человеческих и бесов­ских (Требник. Последование исповеди). Веровати подобает, говорит апостол, приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздаятелъ бывает (Евр.11:7). Учение христианское возвещено вселенной пропове­дью, а принято верою. Будучи учением Божественным, учением богооткровенным, превысшим человеческого разума, оно иначе не может быть принято, как сочув­ствием сердечным, верою. Вера, по естественному свойству своему, способна принять и усвоить уму и сер­дцу то, что непостижимо для ума и не может быть при­нято обыкновенным путем суждения. Иже веру имет и крестится, сказал Господь, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16).

2) Уверовавший должен принести покаяние в пре­жней своей произвольно греховной жизни, и твердо решиться проводить жизнь богоугодную. По звавшему вы святому, завещавает святой апостол Петр христианам, и сами святи во всем житии будите, яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении (1Пет.1:15,14). Не­возможно ни усвоиться Богу, ни пребывать в усвоении Богу, оставаясь и пребывая произвольно в греховной жизни. Новый Завет всем, приступающим к Богу, возве­щает покаяние в первое условие доступа к Богу. Пропо­ведник, начавший проповедь Нового Завета, великий Иоанн, Предтеча Господень, начал проповедь свою с приглашения к покаянию. Покайтеся, говорил он отвер­женным человекам, вновь призываемым в общение с Богом; приближися бо Царствие небесное (Мф.3:2). С этих слов начал проповедь Свою Сам Богочеловек: оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство небесное (Мф.4:17). С этих слов заповедало Божие Слово Своим святым апостолам начинать их проповедь, по­слав их первоначально к овцам погибшим дому Исраилева, косневшим в погибели, не смотря на дарованное им предъизображение общения с Богом. Ходяще, повелело апостолам Слово Божие, проповедуйте, глаголюще: покай­теся, яко приближися Царствие небесное (Мф.10:7). Призвание к вере и покаянию — Божественны. Послушание к этому призванию необходимо для спасения: оно есть испол­нение всесвятой Божией воли.

3) Уверовавшие в Бога, отвергшие греховную жизнь для вступления в общение с Богом вступают в это обще­ние посредством начального христианского таинства — святого крещения: крещение есть рождение в Боже­ственную жизнь. Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества; невоз­можно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь, или наше спасение, не вступив в христианство посредством святого крещения. Таково Божественное установление. Крещением вступаем в па­кибытие (Тит.3:5), то есть в то святое бытие, которое даровано было Адаму при его сотворении, потеряно им при его падении, возвращено нам Господом нашим Иисусом Христом. Аще кто не родится свыше, сказал Господь, не может видети Царствия Божия. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин.3:3,5). Рождаясь по плоти, мы составляем потомство нашего праотца по плоти, Адама, доставляющего нам бытие вместе с веч­ною смертью; посредством святого крещения мы пе­реходим в духовное потомство Богочеловека, Кото­рый, по свидетельству пророка, есть Бог крепкий, Влас­телин, Князь мира, Отец будущаго века (Ис.9:6), Который, рож­дая нас духовно, уничтожает в нас начало смерти, на­сажденное рождением по плоти, и дарует нам вечную жизнь, спасение, блаженство в Боге. Святой Иоанн Богослов возвещает об уверовавших в Бога и возрожден­ных святым крещением: Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога родишася (Ин.1:12,13). Святое крещение, соделав нас чадами Божиими, восста­новляет нашу свободу, данную нам при сотворении, ут­раченную нами при падении, восстановляет силу воли, предоставляет нашей власти или пребывать чадами Бо­жиими, или отвергнуть усыновление (Прп. авва Дорофей. Поучение 1). Так в раю пре­доставлено было самовластью праотцев или пребывать вечно в блаженстве, или потерять его. Сего ради подоба­ет нам лишше внимати, то есть с особенною тщательнос­тью наблюдать за собой, да не когда отпадем (Евр.1:11). Святое крещение запечатлевается другим, непосредственно последующим за ним таинством, святым Миропомаза­нием. Справедливо это таинство названо печатью, так как святое крещение со справедливостью может быть названо условием, заветом между Богом и человеком. Печать, которою запечатлевается это условие, — святое Миропомазание.

4) Пребывание в усыновлении Богу, доставляемом чрез святое крещение, поддерживается жизнью по евангельским заповедям; теряется пребывание в усы­новлении отступлением от жительства по Евангель­ским заповедям. То и другое засвидетельствовал Сам Господь: Аще заповеди Моя соблюдете, сказал Он, пребудете в любви Моей. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю, и во огнь влагают и сгарает (Ин.15:1,6). Дляспасения необходимо, чтоб крещеный во Христа жительствовал по законодательству Христа.

5) Богочеловек, родив нас во спасение святым крещением, вводит нас в теснейшее общение с Собою другим великим, непостижимым таинством, таинством Евхаристии, при посредстве которого мы соединяем и смешиваем [143] наши тело и кровь с телом и кровью Бо­гочеловека. Ядый Мою Плоть, сказал Господь, и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный. Аще не снесте Плоти Сына человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин.6:56,54,53). Богочеловек посредством этого таинства совершенно отторгнул нас от сродства с ветхим Адамом и ввел в тес­нейшее сродство, в единение с Собою. Как не спастись тем, которые с Богочеловеком составляют едино? Иде же тело, тамо соберутся, и орли (Лк.17:37), питающиеся этим те­лом, свидетельствует святое Евангелие. Достойным и учащенным вкушением духовной пищи, сшедшей с неба и дающей жизнь миру, соделаемся духовными орлами, подымемся с низин плотского состояния на высоты со­стояния духовного, возлетим туда, куда вознес челове­ческое естество и тело Свое Богочеловек, искони быв­ший в Боге Отце по Божеству Своему, воссевший одес­ную Отца человеческим естеством по совершении ис­купления человеков.