The mysterious meaning of church rites

Духовный отец приводит исповедующегося непокровенна, т.е. с открытым лицом. "Этим выражается состояние искренно кающегося, который не должен прикрываться, оправдываться и утаивать чего-либо пред отцом духовным, как свидетелем Христовым и служителем Бога кающихся", - слугою Самого Искупителя, вземлющего грехи мира.

Сложивши руки к груди, с поникшею головою, в знак своего глубокого смирения, благоговения и недостоинства, кающийся открывает все свои грехи духовному отцу, как они есть, ничего не скрывая и не утаивая, рассказывает все свои грехи с глубоким сокрушением, с живою верою в Господа Иисуса Христа и крепкою надеждою на милосердие Божие, с твердым намерением вперед не повторять тех грехов, в которых раскаивается.

Когда кающимся исповедано будет все обременяющее совесть его, то духовник говорит ему: "От сих всех должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися по таинству христианскому, и да положиши начало благое Богу помогающу ти; и, став на колена, ныне преклони главу твою и приложи руце к переем, твоим и помолися ко Господу прилежно". Крестообразное сложение рук на груди выражает сердечное сокрушение пред Господом и означает решимость на преломление воли своей или распинание ветхого в себе человека, а также самопредание Спасителю, за нас предавшемуся на распятие. Преклонение главы выражает покорение воле Господа своего, Которому прощенный Им, примиренный с Богом отдает себя в собственность всецело.

Разрешая покаявшегося от исповеданных грехов по власти, от Спасителя данной, иерей возлагает на главу исповедника епитрахиль и руку свою, осеняя крестным знамением, разрешающим (как бы рассекающим) вины греховные. Епитрахиль означает Христово иго, которому подчиняется разрешаемый; покрытие епитрахилью выражает, что грехи покаявшегося покрываются милосердием Искупителя по сказанному: блажени, ихже оставшийся беззакония и ихже прикрышася греси. Покрывая нас епитрахилью, сам духовник символизирует (представляет) собою покров Единого Ходатая и Спасителя человеков, и Его Церкви, как матери, возрождающей нас снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4, 19), и доколе мы не начали ходить в обновленной жизни (Рим. б, 4).

Покаявшийся и разрешенный повергается после того пред Святым Евангелием и Святым Крестом, чрез целование которых обязуется жить по воле Спасителя, сочетаваясь с Ним, как при первом вступлении своем в Церковь. Ибо сила святого крещения восстановляется покаянием, составляющим потому с крещением одно великое целое, как и в самом крещении совершается оставление грехов по сказанному: "Исповедую едино крещение, во оставление грехов".

Таинство брака

Переходим теперь к таинству брака.

По уставу церковному бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии (треб.), дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией (а по примеру древних благочестивых христиан очищением себя чрез таинства покаяния и причащения Святейших Тела и Крови Христовых) достойно приготовились к принятию благодати таинства брака.

Жених во святом храме становится по правую, а невеста по левую сторону, так соблюдается узаконенный Богом чин и благоприличие: муж глава жены и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагают вблизи друг друга на святой престол в ознаменование того, что брачущиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа, от Его святого престола испрашивают благословения на свое обручение.

Жених и невеста держат в руках светло горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов, что брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого света грех и порок. Как светло и ярко горят свечи, так светла, чиста и целомудренна должна быть у брачущихся душа. Как пламенно горят свечи, такою пламенною любовию они должны гореть во все время супружеской жизни друг к другу и к Святой Церкви, их благословляющей.

Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятаго Духа, действием и наитием которой, подобно тому, как некогда курением Товии (Тов. 6, 18), отгоняется от брачущихся вся сила вражия.

После молитв о брачущихся, священник берет с престола перстни и возлагает их на пальцы правой руки жениху и невесте. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатию и утверждением; троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полная взаимная доверенность лиц брачущихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне-круге - нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен).