The mysterious meaning of church rites

Каждение фимиамом

Во время службы Божией нередко бывает каждение фимиамом. Выясним знаменование этого обычая.

Каждение в христианской церкви имеет очень разнообразные значения, соответственно тому, когда и при каких богослужебных чинах оно совершается. Так например, на проскомидии, во время литургии, оно совершается в воспоминание событий рождения и погребения Господа Иисуса Христа. Совершаемое на литургии во время апостольского чтения, оно знаменует благодатную силу апостольской проповеди, по слову апостола: Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих (2 Кор. 2, 15). Совершаемое в начале всенощной, оно знаменует увеселявшую сердца наших прародителей благодать Божию, под осенением которой они жили в раю и блаженствовали. Совершаемое при погребении, оно знаменует благочестивую и православную жизнь почившего, который свою душу, яко кадило, предаде Богу и т.д. Словом, смысл каждения очень разнообразится в частностях, соответственно тому, когда оно совершается.

Но все эти частности отнюдь не исключают основного, общего значения каждения: когда окаждается храм Божий или предметы священного почитания христиан (например, святые иконы, мощи, престол и т.д.), то этим вообще знаменуется благоговейное, духовное чествование христианами Господа славы и Его прославленных святых, равно как и приятие ими наших усердных молитв (фимиам), а когда окаждаются христиане, то - в ознаменование освящения их благодатью Божией и вместе для возбуждения в них особенного молитвенного настроения, в показание того, что все их мысли и чувствования должны быть обращены горе, к небу, к престолу Божию.

Из всего этого явствует, что горящий фимиам употребляется при богослужении как символ благодати Божией и споспешествуемого ею молитвенного настроения христианина, горящего любовью к Богу, исполненного духовной радости и преданности Богу; это видно и из молитвы, сопровождающей возношение фимиама: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго: еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа".

В таком случае благоухающее кадило в руке священнодействующего есть образ истинного христианина. И христианин, под мудрым водительством опытной и благодатной руки своей матери-Церкви, соделывает себя благоуханием Христовым Господу (2 Кор. 2, 15).

Тогда христианин обновляется духовно, а свою душу и тело, словом, всего себя, приносит в жертву Господу - живую, благо-угодную и чистую для жизни чистой, святой. Тогда-то и молитвенное возношение души христианина бывает особенно богоугодным, является истинным чествованием имени Божия, становится воистину чистым и благоухающим фимиамом, но гораздо более совершеннейшим и драгоценным.

Открытие и закрытие царских ворот и завесы

Теперь скажем о том, какой смысл имеет открытие и закрытие завесы на царских вратах, а также открытие и закрытие царских врат.

Открытие завесы во время богослужения знаменует открытие миру тайны спасения, которая от века была сокровенна (Кол. 1, 26) и явилась людям при воплощении Сына Божия, открывшего нам вход в Царство Небесное. Св. Иоанн Златоуст говорит: "Когда видишь отъемлемые завесы, висящие во вратах алтаря, тогда помышляй, что разверзаются горния небеса и снисходят ангелы".

Соответственно своему значению, завеса открывается на тех службах, в которых наиболее раскрывается домостроительство спасения рода человеческого и в которых подается наибольшая надежда получить Царствие Небесное, именно на службах торжественных, радостных. Таковы службы: вечерня, утреня, литургия, часы, на которых читается Евангелие, повечерие, когда им начинается всенощное бдение, молебные пения, так как и они по своему составу подобны утрене и на них читается Евангелие, и др. Но на службах, изображающих наше греховное состояние и гнев Божий за наши прегрешения, на службах покаянных, печальных, завеса не открывается. Так, не открывается она на тех службах, которые устав предписывает совершать в притворе, именно: на часах (если на них не читается Евангелие), на малой вечерне, на повечерии и полунощнице.

Перейдем теперь к открытию и закрытию царских врат. Алтарь, как место особенно священное сравнительно с другими частями храма, доступное только для священнослужителей, отделяется от остальной части храма преградою, называемою иконостасом.