Sacraments and Rites of the Orthodox Church

In the Sacrament of the Priesthood, the chosen ones from among the faithful are given spiritual authority and strength to perform the Sacraments and shepherd the flock of Christ. In it, the mystery of God is revealed to a worthy and prepared candidate for a hierarchical degree - how to save the people entrusted to him. For this purpose, the chosen person, through the "trial of the most God-loving bishops" (from the rite of episcopal consecration), through the laying on of their hands with prayer, receives from God the gift of the Holy Spirit to be a participant in God's service to people, to be "a co-worker with God" (1 Corinthians 3:9).

The visible form of the Sacrament, its "flesh," is the ritual rites. They play the role of an intermediary between God and man. Through rites, grace-filled sanctification comes to a person, which is achieved by the prayer of invoking the Holy Spirit.

Молитвы сообщают обрядовым формам Таинства их священное значение. Только через слово молитвы действие становится священнодействием, ряд внешних процессов

- обрядом, явственное - Таинством, ибо «повседневное словом сокрывается в тайну».10

В каждом Таинстве человек ищет «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Реальность этого поиска открывается по его вере в тайносовершительной формуле -«вершине» Таинства. В ней - кульминация взаимного проникновения благодатной сущности Царства Божия и устремления души человеческой к Богу, ибо «Благодать и свобода взаимовходны», как учит святитель Феофан Затворник. Чтобы человек дошел до этой вершины участия в Таинстве, вкусил благ Небесных и освященным, духовно обновленным вернулся к трудам повседневной жизни, Святая Церковь определяет совершать при богослужении Таинств священнодействия и обряды.

Обряды в этом случае представляют собой «лестницу», по которой человеческое разумение восходит от земного к горнему и нисходит от горнего к земному. По ней ум «снует» между Небом и землей.

Обряд, представляя собой часть земной действительности, своим строением возводит дух к созерцанию Таинства. Он организует область мира таким образом, чтобы своей организованностью направить наш ум к подвигу веры в соответственное этому обряду Таинство.

Обряд помогает человеку вступить в общение с Богом и остаться в живых. В этом смысле обряд необходим как путь восхождения к святыне Таинства, и без него мы не добрались бы до святыни. А добравшись, получив дар Небесный и святой, мы посредством обряда возвращаемся от святыни в жизнь и без обряда не смогли бы снова участвовать в ней.11

Итак, каждое Таинство Церкви приобщает человека к Божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное в жизненном явлении Таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в Таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимно проникновеннее они, и тем полнее преображение духовной жизни человека.12

4. Виды священнодействий (обрядов) и их значение

«Обряд (взятый сам по себе),- говорит священник Павел Флоренский,- есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни».

В таких явлениях жизни, как великое освящение воды в канун и самый праздник Крещения Господня - Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освящение дома, освящение плодов и вещей,-во всем этом и многом другом Святой Церковью усматривается та же тайна жизни: Бог дарует человеку святое содержание жизни своим приближением к нему, «входом, яко в дом Закхея» (из молитвы на освящение дома).

Эти обряды, существуя самостоятельно, тоже - явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. В результате человеческое, бывшее само по себе, включается в процесс спасения людей Сыном Божиим, а в человеческое внедряется святость, идущая от Бога.

Обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для того, чтобы через них благословение Божце нисходило на жизнь и деятельность человека, святостью и благом укрепляя его духовные силы, а также все окружение его жизни.