Sacraments and Rites of the Orthodox Church

269

вина, то вода».

В древнехристианской церкви для освящения елея и воды служили одни и те же молитвы. В этих молитвах вода утверждалась целительным веществом, как и елей, удаляющим всякую болезнь. В силу таких свойств освященная вода получила широкое распространение в христианской церкви, почему и вошла в чин Елеосвящения.

Седмеричное число помазании святым елеем болящих восходит к обычаю древних христиан, в частности, пресвитеров, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд. Это число и составило полный круг благодатного врачевания болящих.

Над больными Таинство Елеосвящения может быть совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, если этого требует состояние больного. Эта «треба», понимаемая как «священное действие», «молитвенная жертва Богу», незамедлительно совершается священником, особенно в случае смертельной опасности для больного.

Схема чинопоследования Елеосвящения

«Последование Святаго елеа» условно делится на три части.

I. Молебное пение

«Благословен Бог наш...»

Обычное начало: Трисвятое по «Отче наш...»

Псалом 142

Малая ектения

Аллилуиа, покаянные тропари Псалом 50

Канон с ирмосами: «Моря чермную пучину...»

Стихиры

Трисвятое по «Отче наш...» Тропарь: «Скорый в заступлении...»

II. Освящение елея:

Мирная ектения

Молитва на освящение елея

Тропари Господу, Богоматери, святым

III. Помазание болящего елеем:

Прокимен, Апостол, Евангелие Сугубая ектения

Молитва одного из семи священников 7раз

Помазание болящего при чтении молитвы «Отче

Святый...»

Возложение Евангелия на голову болящего при чтении молитвы «Царю Святый...»

Сугубая ектения

Стихиры

Отпуст

Испрашивание болящим прощения у священников

4. Содержание богослужебных текстов чина и их богословский смысл

Таинство Елеосвящения признается Церковью врачевством от болезней, употребление которого всегда благотворно.

Митрополит Московский Филарет ( 1867) так высказался по этому поводу: «Обыкновенно ныне Таинство Елеосвящения употребляется в тяжких болезнях и в приметной близости к смерти. А мне кажется, и для тонкой болезни особенно прилично врачевство, от Духа и молитвы приемлющее свою силу. И сие говорю не без известности опытов» (Из письма к архимандриту Иннокентию, настоятелю Чудова монастыря).

Церковь преподает это Таинство всем, кто в болезненной немощи желает получить благодатную помощь Божию, по слову Христа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Через священнодействия Таинства совершается «молитвенная жертва Богу», в которой участвуют священники, близкие к болящему христиане и сам немощный человек.