Sacraments and Rites of the Orthodox Church
1 часть
«Благословен Бог наш...»
Трисвятое по «Отче наш...»
«Господи, помилуй» (12)
«Приидите, поклонимся...» (3)
Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...».
Ектения: «Миром Господу помолимся»
Возглас: «Яко Ты еси...», «Аллилуиа», глас 8-й со стихами
Тропари «Глубиною мудрости...» и «Тебе и Стену, и Пристанище имамы...»
Кафизма 17 «Блаженни непорочнии...» (разделенная на две статии)
По первой статии ектения малая заупокойная
По второй - тропари по Непорочных с припевом «Благословен еси Господи...»
Ектения малая
Седален «Покой, Спасе наш...» и Богородичен «От Девы возсия-вый миру...»
Псалом 50
II часть Канон Октоиха по гласу
После 3-й песни ектения, седален «Воистину суета всяческая...» После 6-й песни ектения, кондак «Со святыми упокой...» и икос «Сам Един еси Бессмертный...»
По 9-й песни «Богородицу и Матерь Света...», «Людие: Дуси и души праведных...» и ирмос 9-й песни
III часть Лития
Трисвятое по «Отче наш...» Тропари «Со духи праведных скончавшихся...» Ектения: «Помилуй нас, Боже...», молитва: «Боже духов...» Премудрость. Пресвятая Богородице, «Слава Тебе, Христе Боже...»
Отпуст: «Воскресый из мертвых...»
«Во блаженном успении вечный покой...»
«Вечная память...»
3. Лития об усопших
Лития (греч Aftai - усиленное всенародное моление) об усопших короче панихиды, она бывает вместе с панихидой и совершается при выносе тела умершего из дома. Кроме того, лития об усопших совершается на Литургии после заамвонной молитвы, а также после вечерни и утрени. Как при совершении панихиды, так и литии в память усопшего на особом месте ставится кутия, иначе называемая Коливо - сваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Значение кутии, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в следующем. Семена заключаюг в себе жизнь. Чтобы образовать колос и дать плод, они должны быть положены в землю и там истлеть. Так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38). Мед знаменует сладость благ будущей жизни. Таким образом, кутия есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего Своим верным рабам воскресение и жизнь. Симеон Солунский пишет: «Мы приносим Богу семена с другими различными плодами, выражая тем, что и человек, как и семя пшеницы, полагаемое в земле, опять восстанет Божественною силою и,как бы прозябши, приведен будет ко Христу, живым и совершенным. Как малейшее семя, погребенное в земле, возрастает впоследствии и приносит обильный, зрелый и совершенный плод, так и человек, предаваемый смертию земле, опять восстанет» (Новая скрижаль).
Поминовение усопших по уставу православной церкви