Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Употребление антиминсов относится к первым векам христианства, вероятнее всего, ко временам гонений. Из-за постоянных преследований христиане не могли иметь во всех молитвенных собраниях твердые престолы, освященные епископами, а освящать их пресвитерам запрещало Апостольское предание. Антиминс заменял архиерейское освящение престола и в ранней Церкви имел преимущество перед твердым престолом в том, что его легче было предохранить от поругания и осквернения неверных. В древности, по словам патриарха Константинопольского Мануила (1216), антиминсы не обязательно должны были полагаться на освященные престолы. «Нет нужды, - писал патриарх, - полагать антиминсы на всех престолах, но надобно полагать их только на тех, о которых не известно, освящены ли они или нет; ибо антиминсы занимают место освященных престолов, посему полагать их на таких престолах, о которых известно, что они освящены, никакой нужды нет».304 На престолах, получивших благодать архиерейского освящения, антиминсы не были полагаемы и во времена Симеона Солунского (Гл. 126). В греческих и в наших древних требниках также предписывается, чтобы святые антиминсы по освящении храмов лежали на престоле только семь дней, в продолжении которых на них должна совершаться Литургия. По истечении же семи дней антиминсы снимались и Литургия совершалась на одном илитоне.

Необходимой принадлежностью всякого престола в Русской Церкви антиминс сделался с 1675 года, когда на Московском соборе при патриархе Иоакиме постановлено было полагать антиминс и на освящаемых самим архиереем престолах - только без святых мощей. Как видно из древних требников, антиминс полагался под верхнею одеждою престола и пришивался к срачице, а Дары освящались на илитоне. Илитон, таким образом, известен с самых ранних времен христианства. О нем упоминает святой Златоуст в своей Литургии, указывая время, когда следует раскрывать его.305 В наши дни, по Уставу Церкви, Дары освящаются на антиминсе, который обычно завертывается в илитон.

Обычай полагать под престолом останки святых мучеников существует в христианской Церкви с глубокой древности. Он был восстановлен и навсегда утвержден Седьмым Вселенским собором после времен иконоборчества, когда святые мощи выбрасывались из храмов и сжигались. Амвросий Медиоланский в своем письме к Марцеллине, описывая обретение мощей святых мучеников Гервасия и Протасия, говорит следующее об этом обычае: «Сей (Иисус Христос) на алтаре, - Который за всех пострадал, а те (мученики) - под алтарем, которые искуплены Его Кровию».

В эпоху гонений алтари, на которых совершалось священнодействие бескровной жертвы, ставились преимущественно на гробах мучеников. Когда гонения прекратились, христиане, не желая забывать о прежних бедствиях, стали строить храмы над гробами святых мучеников. Но поскольку не везде были гробницы мучеников, а по мере увеличения числа христиан росло и количество храмов, христиане стали из отдаленных мест приносить в свои храмы священные останки и полагать их под святым престолом.

Перенесение останков святых мучеников и других угодников Божиих Святая Церковь с самых древних времен чтила крестными ходами. Первоначально святые мощи торжественно переносились в новые храмы из обычных мест их погребения. Со временем единственным хранилищем святых останков остались святые храмы, поэтому уже с VI века святые мощи переносились в новопостроенный храм из ближайших храмов. В 558 году при освящении храма святых Апостолов из другого храма был Крестный ход. Патриарх Мина ехал на императорской колеснице, держа три ковчега с мощами святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея.

Историческое свидетельство о кроплении святою водою стен и принадлежностей храма впервые встречается у святого Григория Двоеслова, хотя несомненно, что этот обряд установлен значительно раньше, потому что употребление святой воды было известно у христиан еще до времен святого Григория - с апостольского периода.

Если освящение храмов ведет свое начало с момента возникновения самой Церкви, то так же давно употреблялись при освящении храмов и молитвы, поскольку они составляют непременный атрибут всякого христианского Богослужения. С IV века до нашего времени сохранилась молитва Амвросия Медиоланского на освящение храма, сходная с нынешней молитвой, произносимой при освящении храма после устроения престола. Относительно других молитв, произносимых в чине освящения храма, не сохранилось никаких исторических следов.

2. Схема чинопоследования освящения храма архиереем

I. Утверждение святой трапезы

Кропление святою водою столпов престола и воскомастиха

Возлияние воскомастиха на престольные столпы

Кропление святою водою столпов престола Молитва: «Господи Боже Спасителю...»

Кропление святою водою доски престола