Lopukhin's explanatory Bible. OLD TESTAMENT.GENESIS

“это были сильные, издревле славные люди…”Здесь идет речь уже о плодах смешанных браков, которые в отличие от “нефилим” в еврейском тексте названы “гибборим” (сильные). Последнее имя по библейскому словоупотреблению означает выдающуюся личность (2 Цар. 17:10;[191] Дан. 11:3[192]), отборного воина, человека, превосходящего других своей силой (3 Цар. 11:28[193]). Отсюда очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) превосходили своих прототипов, как по физическим, так и безнравственным свойствам. Называя этих “гибборим” издревле “славными людьми,” бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они, под именем “героев древности” получили мировую известность в универсальных традициях человечества (Вар. 3:26-28[194]).

5. И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

“Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…”Кореньглубокого развращения предпотопного человечества указывается в повреждении сердца, а так как последнее, по библейскому воззрению, считается центральным средоточием всей сознательной деятельности человека, то и развращение его равносильно заражению самого источника жизни (Мф. 15:19;[195]).

6. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

“и раскаялся Господь… и восскорбел в сердце Своем…”Понятие о свойстве приписываемого Богу раскаяния можно заимствовать из повествования о Сауле, где двукратно приписывается Богу раскаяние (1 Цар. 15:11 и 35[196]) и где, между тем, Самуил говорит о Боге, что Он – не человек, чтобы Ему раскаиваться (29[197]). Из сего видно, что когда говорится о Нем, как о человеке, то это потому, что, по выражению Абен Езры, закон говорит языком сынов человеческих, т.е. языком простого, народного смысла (Филарет). В частности, “раскаяние” Божье – как бы особый способ изменения неизменяемого – есть высшее выражение мысли о крайнем божественном сожалении, доходившем как бы до того, что само неизменяемое Существо, казалось, готово было измениться.

“и восскорбел в сердце Своем…” Подобно предыдущему это – такое же человекообразное выражение. “Скорбь Божия – предвидение невозможности человеку, созданному со свободной волей, сознательно и упорно злоупотребляющему ею, возвратиться на добрый путь; посему там, где говорится о скорби Божией, как, напр., о городах, навлекших на себя гнев Божий (Мф. 11:20-26;[198] Лк. 10:13[199]), там нужно понимать, что приговор вечной правды Божией совершился, что род этот, или человек, должен погибнуть, чтобы зло не было увековечено” (Властов).

7. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

“И сказал Господь: истреблю… ибо Я раскаялся, чтο создал…” Здесь дано более сильное выражение той же самой мысли – о глубоком несоответствии действий человеческой свободы планам божественного промышления и желаний Всемогущего уничтожить эту дисгармонию.

При этом печальную участь человека, по приговору божественного суда, должен был разделить и весь окружающий его мир живых существ, так как между судьбой человека и жизнью природы, по учению Писания, существует самая тесная, нравственная связь; отсюда, падение и восстание человека соответствующим образом отражается и на всей остальной твари. И это не было, строго говоря, истреблением человечества (так как праведный Ной и его семья спаслись и возродили его), а лишь искоренением царившего на земле зла омытием в водах всемирного потопа (3 Езд. 3:8-9;[200] 1 Пет. 3:20-21[201]).

8. Праведный Ной.

8. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Бога).

“Ной же обрел благодать…”Фраза, совершенно аналогичная с ранее сказанной об Енохе “и угоди Енох Богу” (славян., LXX) и имеющая соответствующие себе параллели в других местах Библии (Лк. 1:30;[202] Деян. 7: 46[203] и др.).

9. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

“Вот житие Ноя…”Это начало нового библейского раздела – история праведного Ноя и всемирного потопа (6:9-9:29).