Creations, Volume 1, Book 1

Такой жизни я и ищу теперь, какая именно и предложена в Писании, но какой в других местах и на опыте (не нахожу) нигде. Не указывай мне на такого, который обижен и терпит, ибо случается терпеть и по бессилию; но на такого, который в отношении к равносильным и к тем, кому он мог бы мстить, показал бы терпение, хотя и не до такой степени, чтобы превзойти страсть врага и дать ему более, нежели сколько он хотел, и этою добровольною уступкою большего доказал бы свое великодушие и на счет отнятого насильно. Но, что еще выше и этого и что составляет самый верх (добродетели), - Христос повелел нам считать друзьями, и друзьями близкими, тех, которые так поступают с нами и причиняют нам вред и в деньгах, и в телесном здоровье, и во всем прочем. Не только, говорит Он, прибавляй хищнику и лихоимцу, но и люби его любовью самою крепкой и искренней. Это именно желал Он выразить, когда сказал: "молитесь за обижающих вас и гонящих вас"(Мф, 5:44; сн. Лк. 6:28). Это мы обыкновенно делаем только за тех, кого весьма любим. И чтобы ты опять не счел этих слов за преувеличение и не подпал дьявольскому обольщению, Он приводит этому доказательство и основательную причину: " Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" (Мф. 5:46-47)? Если же мы в этом нисколько не отличаемся от мытарей и язычников, то как нам не плакать и не сокрушаться? И если бы зло состояло только в этом! Но теперь мы так далеки от любви к врагам, что отвращаемся и ненавидим даже тех, которые любят (нас); потому что враждовать, завидовать и губить их честь и добрую славу и делами и словами свойственно только тем, кто сильно ненавидит и отвращается. Таким образом, мы в этом не только ничем не отличаемся от язычников, но еще оказываемся гораздо хуже их. Христос повелел "молиться за обижающих," а мы строим ковы; нам повелено "благословлять проклинающих" (Мф. 5:44), а мы осыпаем тысячью проклятий. Что может быть сильнее этого противоречия и противоборства, какое мы ведем против Законодателя, поступая вопреки всем Его повелениям? Не говорю уже о власти тщеславия, которую Он низложил последующими словами (Мф. 6:1-8)

Один совсем не подает милостыни, а другой даже если и уделяет нуждающимся несколько из своего имущества, но делает это с тщеславием, и потому оказывается ничем не лучше неподающего. Так дьявол всех совершенно опутал своими сетями! Если же кто сможет избежать этого недостатка, то по неразумию опять впадет в схожий с этим или еще гораздо больший грех; и останется не только без пользы для себя от того, что сделал, но и с причинением себе некоторого зла. Я знаю многих, которые помогают нуждающимся не по этим только причинам, но и по дружбе и из угождения и по многим другим подобным побуждениям, а не по страху Божию и не по заповеди. Итак, когда есть столько обстоятельств вредящих добрым делам, то кому из подверженных этим недостаткам легко будет спастись?

5. А слова: "прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим"(Мф. 6:12) кто может произнести смело? Мы если и не мстим врагам, то и не залечиваем (нанесенной нам) раны. А Христос желает, чтобы мы не только прощали, но и принимали врагов в число первых друзей. Поэтому, как я сказал выше, Он и повелел молиться за них. Если же ты, хотя и не делаешь зла (врагу), однако отвращаешься от него, смотришь на него с неудовольствием и хранишь в душе рану свою неисцельною, то ты еще не исполнил заповеди, которую дал тебе Христос. Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив (к тебе), когда сам ты не милостив к оскорбившим тебя? Посмеваясь этому, один мудрец говорит: "Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу, кто очистит грехи его?"(Сир. 28, 3-5)? Хотел бы я уже замолчать и остановить речь на том, что сказано: так стыдно и совестно продолжать далее, потому что дальнейшая речь еще яснее покажет эту борьбу и непримиримую вражду, которую мы оказываем против заповедей Христовых. Но что пользы от нашего молчания, когда дела вопиют об этой вражде, а еще прежде самых дел ясно все знает Тот, Кто будет судить нас? Заповедь - не собирать себе "сокровища на земле, но на небе" (Мф. 6:19, 20), хотя и немногие, однако находятся исполняющие верно; прочие же все, как будто услышав противоположную заповедь, как будто имея повеление собирать сокровища на земле, оставили небо и прилепились ко всему земному, с безумной страстью собирают богатство и, возненавидев Бога, любят маммону. Что же касается до заповеди: " не заботьтесь о завтрашнем дне" (Мф. 6:34), то я не знаю никого, кто бы слушался и повиновался ей, по маловерию нашему. Поэтому, от стыда, пройду молчанием эту заповедь. Хотя надлежало бы верить Христу и тогда, как Он просто объявляет, но теперь мы не верим Ему, когда Он представил и неопровержимые доказательства, и привел примеры, именно птиц и травы; напротив, подобно язычникам и даже с большим, нежели они, малодушием, терзаемся попечением (о земном), и о чем даже не получили повеления молиться, на то истощаем всю свою заботливость. Посему эту заповедь, со стыдом, как я сказал, пройду молчанием, и перейду к последующему, не найду ли там хоть малое облегчение своего стыда. Что же после этого говорит (Христос)? "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7:1). Здесь я думал найти облегчение своего стыда, но вижу приращение его не меньше, чем от предыдущего. Если бы мы не сделали даже никакого другого греха, то уже этот один может свести нас в преисподнюю геенну: так мы строго осуждаем чужие грехи, а у себя (в глазах) не видим бревен (ст. 3); так мы тратим всю свою жизнь на разведывание и осуждение чужих дел! И не скоро найдешь, и между мирянами и между монахами и клириками, такого, кто был бы свободен от этого греха, несмотря на относящуюся к нему такую угрозу: "ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить" (ст. 2). И однако, несмотря на то, что этот грех подвергает такому наказанию, а нисколько не доставляет удовольствия, мы все бежим на зло, как будто стараясь и соревнуя войти в гееннскую печь не одною, а многими дорогами. Мы одинаково грешим не только в отношении к более трудным, но и в отношении к легчайшим (заповедям); нарушая равно и эти и те, и преступлением легчайших доказываем, что мы и труднейших не исполняем по своему небрежению, а не по трудности самых заповедей. Так, скажи мне, какой труд в том, чтобы не разведывать о чужих делах и не осуждать грехов ближнего? Напротив, труд нужен на то, чтобы разведывать и судить о других. Кто же, услышав это, поверит когда-либо нам, что мы дошли до нарушения (заповедей) по беспечности, а не с намерением и не по желанию? Когда то, что (Господь) повелевает делать, легко и удобно для желающих (исполнять), напротив то, что Он воспрещает, более тяжело и трудно, а мы, опуская повеленное, делаем запрещенное, не могут ли враги сказать, что мы грешим по желанию сопротивляться Ему? А что заповеди Христовы не имеют в себе ничего трудного, это объяснил сам Он, в словах: "возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко"(Мф. 9:29-30). Но мы, по неизъяснимой беспечности, делаем то, что легкое кажется для многих трудным. Кто хочет ничего не делать, а всегда спать, тому, конечно, кажется трудным и есть и пить; напротив, люди бдительные и бодрые не уклоняются и от весьма дивных и трудных дел, но приступают к ним с большею смелостью, чем беспечные и сонливые к весьма легким. Нет, точно нет ничего легкого, чего бы великая леность не представила нам весьма тяжелым и трудным; равно как нет ничего трудного и тяжкого, чего бы усердие и ревность не сделали весьма легким. Что, скажи мне, могло бы быть тяжелее, как всякий день терпеть опасности, угрожающие смертию? Однако блаженный Павел и это назвал легким, сказав так: "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу"(2 Кор. 4:17). И трудное само по себе дело становится легким по надежде на будущее; эту (причину) привел и сам (Павел), сказав: "когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое" (ст. 18).

6. Посмотрим и дальше. Не давайте, говорит Христос, "святыни псам, не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Мф. 7:6). Христос дал эту заповедь как повеление, а мы, по тщеславию и неразумному дружелюбию, нарушили и это повеление, допуская к общению таинств, просто и без исследования, людей развратных, неверующих и исполненных множества пороков; прежде точного дознания их нрава открываем им все учение о догматах и сразу вводим в святилище тех, которые еще не могут видеть и преддверия. Поэтому некоторые из посвященных таким образом, скоро сделавшись отступниками, наделали множество зла. И мы нарушаем эту весьма страшную заповедь не только по отношению к другим, но даже и по отношению к самим себе, когда, имея нужду приобщиться бессмертных таин, часто делаем это с присущею нам нечистотою и с бесстыдством. И не только эти заповеди всеми всецело нарушаются, но, как оказывается, и последующие. Так Христос сказал: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"(Мф. 7:12). А мы делаем (другим) все, чего сами терпеть не хотим; и, имея повеление входить (в царство небесное) тесными вратами (ст. 13), ищем везде широких. И что таких врат желают и домогаются некоторые из мирян, это не очень удивительно; но что мужи, которые, по-видимому, распялись (для мира), ищут их более, чем миряне, это изумительно, даже походит на загадку. От всех почти монахов, если пригласишь их на какое-либо дело, тотчас услышишь прежде всего вопросы в таких словах: можно ли им найти покой, может ли приглашающий успокоить их; постоянно повторяется слово: покой. Что говоришь ты, человек? Тебе повелено идти тесным путем, а ты спрашиваешь о покое? Тебе заповедано входить узкими вратами, а ты ищешь широких? Что может быть хуже такого извращения дела? А чтобы ты не подумал, будто я теперь говорю это в осуждение других, расскажу тебе о самом себе. Когда я недавно решился, оставив город, уйти в келии монахов, то много раздумывал и беспокоился о том, откуда мне будет доставляемо необходимое и можно ли будет есть хлеб, новоиспеченный в тот же день; не заставят ли меня употреблять одно и то же масло и в светильнике и в пище, не принудят ли питаться жалкими овощами, не отправят ли на тяжелую работу, приказав например рубить или носить дрова, таскать воду, и исполнять все прочие такого рода службы? И вообще у меня было много заботы о (своем) покое. Между тем люди, принимающие на себя должности начальников и управление общественными делами, нисколько не заботятся об этом (покое)

А мы, которым уготованы не деньги и не земля, но небеса и небесные блага, которые "не видел глаз, не слышало ухо", и которые "не приходили на сердце человеку" (1 Кор. 2:9), - мы спрашиваем о покое? Так мы более их жалки и слабы! Что говоришь ты, человек? Ты намереваешься идти на небо и получить там царство, и - спрашиваешь, нет ли какой трудности на этом пути и в этом путешествии, не стыдишься, не краснеешь и не бежишь скрыться под землею? Хотя бы там были все человеческие бедствия, злословия, обиды, бесчестия, клеветы, меч, огонь, железо, звери, потопления, голод, болезнь, и вообще все беды, какие случаются в жизни от начала доселе, неужели ты не посмеешься, скажи мне, и не презришь все это? Даже подумаешь ли об этом? Что было бы глупее, ниже и жалче такой души? Объятому желанием небесного не должно, не говорю - искать покоя (телесного), но и наслаждаться им, когда он имеется. Не странно ли, что, тогда как любящие нечистою любовию так всецело предаются своим возлюбленным, что кроме их и пребывания с ними, не находят ничего приятного в других удовольствиях настоящей жизни, как ни много их, мы, объятые не какою-либо нечистою, но самою возвышенною любовию, не только не пренебрегаем покоем, когда его имеем но еще ищем, когда его нет?

7. Никем еще, возлюбленный, не овладело желание небесных благ, как следовало бы овладеть; иначе он почел бы тенью и посмешищем все то, что (теперь) кажется трудным. Так, кто увлекается настоящим, тот никогда не удостоится увидеть будущие блага; а кто презирает здешнее и все считает не лучше тени и сновидения, тот скоро получит те великие и духовные блага. И если у кого действительно будет это благое (настроение), то оно окажет такую же силу, как огонь в терновнике; и хотя бы (такого человека) угнетало множество зол, хотя бы опутывали его многие верви грехов, хотя бы сильно горел в нем пламень похоти и окружало его великое смятение житейских дел, это (желание небесных благ), как бы крепким бичем, совершенно рассеет все такое и удалить от души. Как легкая пыль не может устоять против напора сильного ветра, так и множество нечистых пожеланий не может выдержать устремившейся против них силы сокрушения, но исчезает и рассеивается скорее всякой пыли и дыма. Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и подчиняет влиянию одной возлюбленной, то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него? Как трудно и даже невозможно смешать огонь с водою, так, думаю, невозможно совместить наслаждение (земными благами) с сокрушением; потому что они противоположны и взаимно исключают друг друга. Одно есть мать слез и трезвенности, а другое - смеха и неумеренности; одно делает душу легкою и окрыленною, а другое приводит ее в состояние тяжелейшее всякого свинца. И это я попытаюсь доказать не моими словами, но - того, кто сам был объят этою прекрасной любовью. Кто же это такой? Пламенный любитель Христа, Павел, который так был уязвлен этою любовию, что даже стенал о замедлении и продолжительности здешнего странствования: "находясь в этой хижине", говорит он, "воздыхаем" (2 Кор. 5:4); однако готов был и желал еще оставаться здесь для Христа: "а оставаться во плоти" , говорит он, "нужнее для вас"(Флп. 1:24), то есть, для того, чтобы распространилась вера во Христа. Поэтому он переносил и голод, и жажду, и наготу, и узы, и (опасности) смерти, и морские путешествия, и кораблекрушения, и все прочие беды, им самим исчисленные; и не только не тяготился ими, но еще радовался, а причиною тому была любовь Христова. Потому он и говорил: "Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (Рим. 8:37). И не удивляйся этому: если любовь человеческая часто побуждала решаться на смерть, то чего не сделает любовь Христова? Какой не облегчит трудности? Так и ему все было легко, потому что он взирал только на возлюбленного (Христа), и для Него все терпеть считал выше всякого удовольствия и наслаждения, что и действительно так. Он даже и не думал, что он находится на земле, в настоящей жизни, и обращается с людьми; но как будто уже имел небесный жребий, обитал с ангелами, получил царство и наслаждался (созерцанием Бога) лицом к лицу, поэтому презирал и радости и горести настоящей жизни, и нисколько не заботился о покое, которого мы ищем постоянно, но восклицал так: " Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками" И еще: "мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне"(1 Кор. 4:11-13). Обратив же очи души на небо и прилепившись к тамошней красоте, он не хотел уже опять возвратиться на землю; но как бедняга и нищий, все время скрывавшийся в темной и низкой хижине, увидев царя блистающего золотом и лучами камней, не захочет уже и подумать о своем бедном жилище, а будет всячески стараться о переселении в другое жилище, если это возможно; так и блаженный (Павел), увидев небесные блага, смотрел с пренебрежением на здешнюю бедность и, - по необходимости, телесно обращаясь с людьми, ни к чему здешнему не прилеплялся, а всецело переселился в тот (небесный) град. И что я говорю о горестях настоящей жизни? Любовь Христова так воодушевила его, что если бы ему предстояло терпеть для Христа и вечные наказания, он никогда не отказался бы и от этого, потому что он служил Христу не так, как (служим) мы, наемники, страшась геенны и желая царствия. Быв объят какою-то другой, несравненно лучшей и блаженнейшей любовью, он и терпел и делал все не для чего иного, как для того, чтобы только удовлетворить любви, которую питал ко Христу и которая так овладела умом его, что он охотно расстался бы и с тем, что для него было дороже всего, - т. е. пребыванием со Христом, - для чего он пренебрегал и геенной и царством небесным, решившись для Христа встретить и с великой готовностью принять, как одно из вожделеннейших благ, даже и это невыразимое отлучение (от Христа за израильтян, Рим. 9:3).

8. Сказанное мною теперь, может быть, многим покажется неясным; а когда я скажу то же яснее, тогда опять покажется невероятным для тех, кому прежде было неясно. И это нисколько не удивительно; сам блаженный (Павел), ожидая, что ему не поверят в этом, предварительно сказал: "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (Рим. 9:1). Однако, несмотря на то, что он присовокупил в своему изречению такие слова и призвал таких свидетелей своей совести, и ему теперь еще не верят.

What exactly does he say? Listen to me. After speaking about the calamities in this world, he said: "Who shall separate us from the love of God: tribulation, or distress, or persecution, or famine, or nakedness, or danger, or sword?" (Romans 8:35), and having enumerated all that is on earth, he ascends to heaven; and wishing to show that it was not a great thing for Christ to neglect the punishments here, he added: "neither death, nor life, nor angels, nor principalities, nor powers, nor things present, nor things to come, nor height, nor depth, nor any other creature" (Romans 8:38-89). The meaning of his words is this: not only will people not be able to distract me from this love, but neither will the angels, and even if all the heavenly powers are gathered together, they will not be able to do so. What am I saying? Even if it were necessary for Christ to lose the kingdom or to fall into hell, and this does not frighten me. This, and nothing else, is the meaning of the words: height, and depth, and life, and death. And he said this, not because the angels would try to separate him from Christ; but he presupposes in words what he can never be, in order to depict and explain to everyone his great love. Such is the characteristic of lovers: they cannot be silent about their love, but reveal their flame before all their neighbors, calming their souls by continuous conversation about the superiority of love. Thus did the blessed one (Paul): having embraced in words all that is and will be, what happens and what never happens, the visible and the invisible, all punishment and all joy, he, as if this were not enough for him to express his feelings, supposes and expresses in words the same number of other non-existent objects (to these non-existent objects belongs the expression: "what other creature applies"), thus he showed that of all that was said, "nothing can separate him from the love of God which is in Christ Jesus our Lord" (Romans 8:39). To such a height did he raise his love (Paul); but we, who have received the command to imitate him (1 Cor. 11:1), do not endure the sorrows of this world with good humor, but lament and murmur no less possessed by fever. This prolonged illness, which has seized our souls, has become, so to speak, incurable by its duration, and we cannot even think of perfect health, the restoration of which seems to us no longer possible. And if we hear that someone points to the Apostles and speaks of their exploits, instead of immediately weeping for ourselves that we have fallen so far behind them, we do not consider this (backwardness) to be a sin, but behave as if it were impossible to ascend to such a height. And if anyone asks the reason, we immediately present such an unreasonable excuse: this was Paul, then Peter, then John. What does it mean: it was Paul, it was Peter? Tell me, did they not have the same nature? Did they not come into life in the same way as we do? Did they not eat the same food? Did they not breathe the same air? Did they not use the same things? Did not some of them have wives and children, others also worldly trades, and some did not even fall into the very abyss of evil? But they, someone will say, enjoyed the great grace of God! Thus, if we were commanded to raise the dead, or to open the eyes of the blind, or to cleanse lepers, or to mend the lame, or to cast out demons, and to heal other similar diseases, then this would be our justification. But if strictness of life and an expression of obedience (to the law of Christ) are now required, then how does such justification proceed to this? And at baptism you received the grace of God and became a partaker of the Spirit, if not so much as to work miracles, then as much as you need to have for a correct and well-ordered life; Thus, our corruption comes solely from our carelessness. And Christ on that day (judgment) will give rewards not only to those who have done miracles, but to those who have fulfilled His commandments. "Come," He will say, "ye blessed of my Father, inherit the kingdom prepared for you from the foundation of the world," not because you have done miracles, but because "I hungered, and you gave me to eat; I was thirsty, and you gave me to drink; I was a stranger, and you received me; 36 I was naked, and you clothed me; was sick, and you visited me; I was in prison, and you came to me. " (Matt. 25:34-36). And in the teaching about the Beatitudes, He nowhere mentions those who work miracles, but only those who lead a righteous life (Matt. 5:3-12).

9. And so, although grace is now diminished, it cannot harm us in the least, but it will not serve to justify us when we give an account of our deeds. And to those blessed (apostles) we marvel, not for miracles, because miracles were completely dependent on the power of God, but for the fact that they revealed angelic life; and this life, with the highest help, is also the work of their own diligence. It is not I who say this now, but the imitator of Christ himself (Paul). When in his Epistle to His disciples he refuted the false apostles and wanted to show the difference between pure and unclean ministry, he pointed not to miracles, but to his exploits, with the following words: "Servants of Christ? (in madness I say:) I am more. I have been much more in labor, immeasurably in wounds, more in prisons, and many times at the point of death.

Besides strangers, I have daily concourse [of people], taking care of all the churches. Who is weary, with whom I am not weary? Who is offended, for whom am I not inflamed?" (2 Corinthians 11:23-29)? For this I am amazed at the apostles; and without this, those who have received the power of wonderworking according to the economy (of God) would not only not deserve to be surprised, but would even become rejects, as Christ also shows when He says: "Many will say to Me in that day, Lord! God! Have we not prophesied in Thy name? and did they not cast out demons in Thy name? and did not many miracles work in Thy name? And then I will declare to them, I never knew you; depart from me, you workers of iniquity" (Matt. 7:22-23). That is why He also inspired His disciples: "But do not rejoice that the spirits obey you, but rejoice that your names are written in heaven" (Luke 10:20). A righteous life without miracles will receive crowns and then lose nothing; but a lawless life, and with miracles, cannot escape punishment. Thus the justification we have said is inappropriate, and not only inappropriate, but even dangerous, and serves as a pretext for many heretics.

And that even before the blessed (Paul) did anything wondrous, God, having first known his disposition, had already given him grace, learn from what He says about him: "He is My chosen vessel, to declare My name before the nations, and kings, and the children of Israel" (Acts 9:15). Thus did He who searches our hearts testify when (Paul) had no grace. Let us not, beloved, deceive ourselves and say that it is impossible for anyone to be like Paul. Of course, there will never be another Paul, according to grace and miracles, but according to a strict life, anyone who wishes can be like this; and if there are none, it is only because they do not want to. But I do not know how I have come to be so foolish as to look among the people of today like Paul, when I cannot see any who are like the third or fourth after him. For this we must grieve, and weep, and weep, not only for one or two days, but for the rest of our lives; for whoever brings himself into such a state will not sin soon afterwards. If you do not believe these words, then look at those who weep, namely with worldly weeping, and not from among the simple and leading a working life, but from among those pampered people who know nothing but pleasures.

Those who have taken away what is not theirs, at this time are ready to willingly give up what is theirs; and even if someone puts fire under their house with all their possessions, they will not be angry. I know many of whom, after the loss of their beloved, left the city and its comforts, settled in the villages, while others built houses for themselves at the graves of the dead and ended their lives there. But more on that later. As long as their sorrow is in force, they do not care in the least about the present, but that insane passion with which they strove to save and accumulate money and acquire power and glory among the people, falling into the fire of sorrow, like grass or the flower of grass, they expel from their souls, and then their minds are seized with such wisdom that it is unpleasant for them even to talk about the pleasures of the present life; but everything that previously seemed to them to bring pleasure already seems disgusting and very bitter, and none of the servants and friends will then dare to say a word about worldly affairs, even very necessary ones; everything is ignored and gives way to conversations about wisdom, because then sorrow, as if in some sacred place, the soul learns the insignificance of human nature, the brevity of the present life, the perishability and inconstancy of worldly, the deceptiveness of what is done in disgrace (of the world). Then (appears) great contempt for money, then anger is destroyed, then ambition is abandoned, and envy can no longer dwell, nor pride rage in contrite sorrow, and lust does not kindle the voluptuous; but, after all this is removed from the heart, one thought dwells in it, which constantly represents the image of the dead. This image (for him) is food and drink, and sleep, and pleasure, and peace, and great joy; it is (for him) fame, and riches, and power, and delight.

10. So it would behoove us, not to say anything more, to lament our negligence about our salvation; with such love and readiness, everyone should direct the eyes of the soul there and constantly remember and imagine it. Whereas those who have lost children and wives occupy their minds with nothing else but the idea of those who have departed from them; We, who have lost the kingdom of heaven, think of everything more than of it.

And we, mourning not for children, not for wives, but for the destruction of the soul, not someone else's soul, but our own, pretend to refer to the weakness of the body and the tenderness of upbringing. And if only evil were limited to this! But now we do not do anything for which we do not need bodily strength in the least. Thus, tell me, what need is there for bodily strength, when it is necessary to break the heart, to pray soberly and cheerfully, to think about sins, to cast down pride and arrogance, to humble the mind? This is what propitiates God to us, without requiring much effort; And we don't do that either. To weep (for the soul) means not only to put on sackcloth, to shut oneself up in a cell and sit in darkness, but to constantly remember one's sins and torment one's conscience with these thoughts, to constantly measure the distance of the path to which we are separated from the kingdom of heaven. How, it will be said, is this to be? How? If we always have hell and angels before our eyes, who at the time (of judgment) will go forth everywhere and gather from all the world those who are to be led away to hell; if we begin to ponder what a great punishment, even without hell, is to lose the kingdom.