Creations, Volume 3, Book 1

Was it the military commander who then advised and urged him? Is it a memory of the past? But nothing induced him to kill; on the contrary, the very ease of the murder deflected him from it. He thought that God had betrayed his enemy for this purpose, in order to provide him with a pretext and an opportunity for greater wisdom. And so, you may be surprised that he did not remember any of his past disasters; I am much more surprised at him for another reason. Which one? Because even the fear of the future did not impel him to kill the enemy. He well knew that Saul, having escaped his hands, would again rise up against him; but he resolved to expose himself to danger by sparing the enemy, than to kill the enemy for his own safety. What can be compared with this great and noble soul, who, while the law commanded to pluck out an eye for an eye, and a tooth for a tooth, and to repay equals (Deuteronomy 19:21), not only did not do so, but showed even greater wisdom? And yet, even if he had killed Saul then, he would not have lost the praise of his wisdom, not only because he had avenged himself by not being the first to commence violence, but also because he would have fulfilled the law, an eye for an eye, with great meekness. Not for one murder he would have repaid with one murder, but for the many deaths with which he threatened him, not once or twice, but repeatedly trying to kill him, he would have repaid with one death; or, better yet, not only this, but also that the danger in the future had disposed him to revenge, and this, together with the above, would have given him a whole crown of patience. For whoever is angry and seeks punishment for what has been done to him before, cannot receive praise for his patience; but he who, having forsaken all that had passed, many and difficult things, feared for the future and was anxious for his own safety, and was therefore compelled to turn to vengeance, no one would deprive him of the crowns of meekness.

7. But David did not do this, but showed extraordinary and wondrous wisdom. Neither the remembrance of the past, nor the fear of the future, nor the advice of the commander, nor the desolation of the place, nor the convenience of murder, nor anything else impelled him to kill, but as if he were a benefactor who had done him much good, so he spared the enemy and the offender. What excuse shall we have, who remember past transgressions, and avenge those who have offended us, while this innocent man, who had suffered so many evils, and expected greater and more grievous ones after the deliverance of the enemy, spared him in such a way that he resolved rather to expose himself to danger, and to live in fear and trembling, than to justly kill him who intended to do him so much evil?

Так любомудрие Давида можно видеть из того, что он не только не убил врага, при такой нужде, но даже не произнес против него и хульного слова, которого притом оскорбляемый не мог бы и услышать. Мы часто и о друзьях отсутствующих говорим худое, а он не поступил так и с врагом, сделавшим ему столько зла. Итак, из этого можно видеть его любомудрие; человеколюбие же его и попечительность видны из того, что сделал он после. Отрезав край одежды и взяв сосуд для воды (1Цар.24:5; 26:13), отошедши далеко и ставши, он воззвал и показал это пощаженному, поступив так не из тщеславия и честолюбия, но, желая делами убедить его, что напрасно и тщетно тот считал его врагом, и, надеясь чрез это расположить его к дружелюбию. Впрочем, и таким образом не убедив его и имея возможность убить его, он опять решился лучше удалиться из отечества и жить в чужой стране и бедствовать каждый день, добывая себе необходимое пропитание, нежели, оставаясь дома, оскорблять обидчика. Что может быть кротче его души? Поистине справедливо говорил он: "вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его" (Пс.131:1). Будем же подражать ему и мы; не будем ни говорить, ни делать худого врагам, но будем даже благодетельствовать им по силам; чрез это мы сделаем больше добра самим себе, нежели им. "Если вы будете прощать людям согрешения их", сказал Господь, "то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф.6:14).

Прости грехи раба, чтобы тебе получить прощение грехов от Господа; если он сильно оскорбил тебя, то, чем больше ты простишь, тем большее и сам получишь прощение. Потому мы и научены говорить: "прости нам, как и мы прощаем", (Мф.6:12), чтобы мы знали, что мера прощения первоначально зависит от нас. Таким образом, чем больше зла сделает нам враг, тем больше окажет благодеяний. Поспешим же и постараемся примириться с обидевшими нас, справедливо ли или несправедливо они гневаются. Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там; если же вражда останется, между тем наступившая смерть прекратит ненависть, то там необходимо постигнет тебя суд. Как многие из людей, ссорящихся друг с другом, если решают ссору между собою дружелюбно вне судилища, то избавляются от убытка, страха и многих опасностей, полагая конец ссоре по желанию обеих сторон, если же обращаются к судье, то бывает часто и трата денег, и наказание, и нескончаемая остается вражда, так точно и здесь, если мы прекратим вражду в настоящей жизни, то избавимся от всякого наказания, если же, оставшись врагами, придем на то страшное судилище, то непременно подвергнемся крайнему осуждению по определению Судии, и получим неизбежное наказание оба: и несправедливо гневающийся – за то, что несправедливо гневается, и справедливо гневающийся – за то, что злопамятствовал, хотя и по справедливости, потому что, хотя бы мы и несправедливо терпели зло, нужно давать прощение обидевшим. Посмотри, как Господь располагает и побуждает несправедливо обидевших мириться с обиженными. "Если", говорит Он, "ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди прежде примирись с братом твоим" (Мф.5:23,24). Не сказал: приготовь, принеси жертву, но: "примирись", и тогда принеси. Оставь ее, говорит, пусть она лежит, чтобы необходимость ее принесения заставила тебя невольно идти для примирения с гневающимся справедливо. Посмотри еще, как Он побуждает идти к оскорбившему нас, когда говорит: "прощайте" должникам вашим, "дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши" (Мк.11:25). Не малую назначил он награду, но весьма много превышающую важность самого дела. Итак, помня все это и представляя воздаяние, назначенное за это, и то, сколь небольшого труда и старания нужно для заглаждения грехов, будем прощать оскорбившим нас. Чего другие едва достигают посредством поста, воздыханий, молитв, вретища, пепла и многократного раскаяния, т.е. заглаждения грехов своих, того нам можно легко достигнуть без вретища, пепла и поста, если только мы истребим из души гнев, и будем искренно прощать обидевшим нас. Бог же мира и любви, исторгнув всякое раздражение, озлобление и гнев из души нашей, да даст нам, как сочленам, тесно соединиться друг с другом, и согласно, одними устами и одною душою, постоянно воссылать Ему подобающие благодарственные песнопения Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

БЕСЕДЫ

на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

СЛОВО 1-е

1. Многие из вас, я думаю, удивляются этому отделению прочитанного из апостольского послания, или – лучше –