Creations, Volume 3, Book 1

Если пророки отказывают в названии человека которые, присутствуя в церкви, пренебрегают слушанием слова Божия, то, что сказать о тех, которые и совсем не ходят в церковь? - Приходящие в церковь, насытившись словесным хлебом, не должны пользоваться им только для себя, а нести его и к своим отсутствующим братьям и возбуждать в них также желание и самим приходить на эту трапезу. - Отношение такого назидания к вопросу об обращении ап. Павла. - Аллегория, в которой ап. Павел изображается под видом рыбы, Иисус Христос - под видом рыболова и изречение: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? - под, видом уды. - Величие чуда воскресения мертвого, но еще большее чудо - изменение свободной воли. - Достаточно немного поразмыслить об обращении ап. Павла, чтобы убедиться в том, насколько оно представляет собою великое и поразительное доказательство воскресения Иисуса Христа. - Обращение ап. Павла чуждо было всяких человеческих побуждений. - Почему апостол назывался Савлом, а затем Павлом? - Для чего произошла эта перемена в имени, размеры которой встречаются и в других случаях, как в ветхом завете, так и в новом завете? Обсуждение этого вопроса в следующих беседах.

2. БЕСЕДА

к роптавшим на продолжительность поучений и к тем, которые недовольны были краткостью их; об имени Савла и Павла, и о том, для чего первый человек назван был Адамом, - что это было полезно и благотворно, - и к новопросвещенным.

Одни любят длинные назидания, другие - короткие; как удовлетворить столь различные вкусы? - Проповедник объявляет себя рабом своих слушателей, и он более славится своим рабством, чем император своей порфирой. - Перемены имен в Св. Писании имеют важность и значение, к которым нельзя относится пренебрежительно. - Ап. Павел назывался еще Савлом и после своего обращения. - В первый раз имя Павла появляется в книге Деяний при рассказе об обращении проконсула Сергия Павла. - Касательно перемены имен возникают два вопроса: во-первых, почему Бог переименовывал некоторых святых, а не вех? Во-вторых, почему между теми, которых Он удостаивал наименования, одних Он именовал в течение всей их жизни, а других до их рождения? - Бог назвал первого человека Адамом, что означает "девственная земля"; эта "девственная земля", из которой вышел Адам, была прообразом. Девы Марии, матери второго Адама. - Имя земного Адама постоянно увещевало первого человека быть смиренным и ограждало против гордой мысли о том, что он равен Богу. - Первый, кто после Адама получил от Бога имя, есть Исаак, и это имя означает смех. - Будучи сыном благодати, Исаак есть прообраз христиан.

3. БЕСЕДА

к упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, - что эта перемена произошла с ним, не по принуждению, но по свободной воли его; И на слова: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня? " (Деян.9:4).

Св. Иоанна Златоуста упрекали за то, что он делает слишком большие вступления. - Этот упрек становится здесь поводом к еще более длинному вступлению, в котором проповедник развивает такие мысли, что раны, наносимые друзьями, менее опасны, чем поцелуи, напечатлеваемые врагами; что увещания полезны тем, кто принимают их, как и тем, кто их делают, и что хорошо уметь принимать их. - Объяснение вступительной речи Моисея, в которой он, по совету своего тестя Иофора, высказал необходимость избрания мудрых и просвещенных людей для того, чтобы они помогали ему в управлении народом Израильским. - Проповедник приводит несколько оснований в объяснение продолжительности своих вступлений. - Обобщение предшествующего наставления. - Почему изменено было имя ап. Павла? - Почему это не сделано было тотчас же после его обращения? - Объяснение слов: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" до слов "Я Иисус, Которого ты гонишь". Рассуждение о том, что обращение ап. Павла было совершенно свободным.

4. БЕСЕДА

содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: "Павел зван" (1Кор.1:1), и о смиренномудрии.

Те, кто не посещают церкви, не слышали слов пророка: "желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия". - Что испытывает душа при вступлении в церковь. Богопочтение есть единственно необходимая вещь и должна идти прежде всего. - Необходимость заниматься спасением своих братьев. - Объяснение слов Павла "призванный Апостол", находящихся в начале первого послания к Коринфянам. - Не столько важно читать, сколько разуметь Св. Писание. - Имена святых приятны для верных, страшны для грешников. - Слово "призванный" означает, что не апостол первый пришел к Господу, но что он ответствовал на призвание. - Коринфяне были богаты всеми благами мира сего, откуда происходило их тщеславие. - Они гордились даже учением, которое ап. Павел впервые проповедовал им; чтобы преподать им урок смирения, апостол и употребляет это слово "призванный". - Увещание к смирению, как основе всех добродетелей.

VII. БЕСЕДА о скорбях

на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3).

Проповедник во вступлении, где он показывает, что христианин, страждущий в надежде на будущее блаженство, имеет великое преимущество перед земледельцем, мореплавателем и воином, заявляет, что он намерен объяснить слова апостола: "и не сим только, но хвалимся и скорбями"; но, чтобы пролить больше света на это место, он нарисовывает картину яростных гонений, которым подвергались первенствующие христиане. - Ап. Павел, с целью их увещания, не переставал питать их надеждой на будущие блага и напоминать им о тех преимуществах, которыми они пользовались и в этом мире. - Подробно объяснив им эти блага и эти преимущества, апостол прибавил, что они не только не должны были огорчаться этими скорбями, но даже и хвалиться ими. - Доказательства истины этих слов примером самого ап. Павла, примером других апостолов и мужеством мучеников, которые радовались среди самых ужасных мучений. - Ап. Павел особенно хвалился своими скорбями, и это именно он высказывал в словах: "и не сим только, но хвалимся и скорбями", - Почему же нам хвалиться скорбями? А потому, что они испытывают нас и укрепляют, дают нам силу, которая ограждает нас против всякого зла. - Несколько примеров, взятых из природы, показывают, насколько важно это преимущество. - Поэтому ради собственной пользы мы мужественно должны сносить все скорби настоящей жизни.

VIII. БЕСЕДА