Creations, Volume 3, Book 1

на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

СЛОВО 1-е.

В Св. Писании нет ничего излишнего. - Отчего зарождаются ереси. - На что нужно обратить внимание в рассматриваемом приветствии. - Ап. Павел приветствует рабочих и бедных. - В этом заключается его благородство. - Не должно порицать брака. - Назиданием служат не только слова праведных, но и их жизнь. - Нравственное увещание к ручному труду. - Не должно стыдиться труда и положения ремесленника.

СЛОВО 2-е

об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих.

Как велика была заботливость ап. Павла. - Прискилла и Акила были счастливее царей земли. - Строгость апостолов: польза этих примеров. - Возражение против апостолов и против других христиан касательно бедности: ответ неверующим. - Почему Иисус Христос одобрил бедность? - Почему Он не поставил ее в безусловную и постоянную обязанность Своим ученикам? - Как нужно истолковывать известные повеления. - Сравнение между богатым и бедным. - Единение и взаимная любовь учителей и учеников во времена апостолов как источник процветания христианства. - Какой великий грех злословить вождей церкви. - Злословя их, тем самым мы вредим самим себе. - Даже когда они имеют недостатки, мы должны воздерживаться от осуждения их по причине священного характера их личности; было бы постыдным лицемерием - публично оказывать им почтение и прибегать к их помощи, а у себя дома злословить их или одобрять тех, кто их злословит. - Этот недостаток почтения и любви к священникам есть язва церкви. - Кроме того, это прямо подрывает и наше спасение, потому что раз мы не хотим подвергаться суду Божию, мы не должны судить других, а должны судить самих себя.

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

Три следующие беседы, из которых первая берет своим текстом слова ап. Павла: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор.7:2) и проч., вторая имеет своим предметом вопрос о браке с отверженной, а третья трактует об избрании супруги, очевидно, были произнесены одна за другой. Одно место в начале второй беседы показывает, что она следовала за первой, текстом которой она занимается. Третья беседа, вероятно, была произнесена несколько дней спустя после второй: доказательством этого может служить само вступление. Главным образом обсуждается вопрос (в первой) о совершении брака и о неудобстве распущенных танцев и соблазнительных песен, которыми во времена Златоуста обыкновенно сопровождались брачные церемонии. Проповедник затем восстает против тех, которые пребывают в блудодеянии даже после брака, а также против общественного мнения, которое не придает название блудодеяния неверности замужних женщин и соучастию их соблазнителей. В следующей беседе св. Иоанн Златоуст говорит об отвержении жены и заключает рассуждением о том, что непозволительно брать женщину, отвергнутую вследствие прелюбодеяния. Наконец, самое заглавие третьей беседы об избрании супруги с достаточностью определяет предмет ее. В ней Златоуст восхваляет никоего Максима, которого он называет своим помощником и который вероятно, был тем епископом селевкийским в Исаврии, который раньше его проповедовал на этом месте: из этого свидетельства можно заключать, что св. Иоанн Златоуст в это время был уже архиепископом Константинопольским.

1. БЕСЕДА

на слова апостола: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор.7:2).

Действенность Слова Божия. - Нужно уметь пользоваться его языком. - О совершении брака. - Сопровождающие его злоупотребления. - Участие демона в этих злоупотреблениях. - К чему служит учреждение брака. - Опровержение общественного заблуждения касательно прелюбодеяния. - Наказание прелюбодейному супругу в настоящем и будущем мире.

2. БЕСЕДА

на слова: "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так" (1Кор.7:39-40).

Непозволительность вступления в брак с отвергнутой женой. - Мирские законы не могут возобладать над законом божественным. - Побуждение Моисеева закона касательно отвержения. - Переход к новому закону. - Прелюбодеяние мужа, вступающего в брак с отвергнутой женщиной. - Прелюбодеяние женатого человека, совершающего блуд с какой-нибудь женщиной. - Мудрость ап. Павла: его снисхождение к немощи человеческой. - Награды, связывающиеся даже в настоящем мире с постоянством во вдовстве. - Как совершается очищение души. Заключительное увещание.