Volume 4, Book 2 (Part 2 on Genesis)

6. Вот, чего опасался отец, то и случилось с ними; они пришли в страх и смущение, и не знают, что и делать. "И подошел Иуда к нему и сказал". Так как он взял его от отца и говорил: "если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным перед тобой во все дни жизни", то поэтому теперь, приблизившись (к Иосифу), он рассказывает ему обо всем подробно, чтобы возбудить в нем сострадание и расположить к освобождению отрока. "И подошел к нему Иуда и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово" (Быт.44:18). Замечай, что он говорит совершенно так, как раб с господином; припомни же теперь те сновидения о снопах, которые усилили (в братьях) ненависть к нему, и подивись благопромыслительной Божьей премудрости, которая все привела в исполнение, не смотря на столько препятствий. "Позволь рабу твоему сказать слово, говорит, в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, господин. Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: есть ли у вас отец или брат? Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и сын старости младший сын, которого брат умер" (Быт.44:18-20). Представь себе, что было с Иосифом, когда он слушал это. "Он остался один от матери своей, и отец любит его". Для чего он и здесь лжет, говоря: "брат его умер", тогда, как они продали его купцам? Это потому, что они уверили отца в том, что он (Иосиф) умерщвлен и сожран зверями; а, кроме того, они думали, что он не вынес рабства у варваров и уже умер; поэтому и говорит: "брат его умер. Ты же сказал рабам твоим: приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него. ты сказал рабам твоим: если не придет с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лицо. Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего. И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи. Мы сказали: нельзя нам идти", если брат наш не пойдет с нами. "И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов; один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан" (Быт.44:21, 23-28). Смотри, как из защитительной речи Иуды Иосиф обстоятельно узнает обо всем, что произошло в доме (отца), после того, как он был продан, и как настроили отца и что они сказали о нем. Ныне "если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, сведете вы седину мою с горестью в гроб" (Быт.44:29). А если отец наш так любит этого отрока, то, как нам явиться к нему без отрока? "Если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душой которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью в гроб. Притом я, раб твой взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе грешен буду перед тобой, во все дни (Быт.44:30-32). Такое обещание отцу дал я, чтобы привести отрока и выполнить твою волю, и тем доказать, что мы говорили тебе правду и что в наших словах не было нисколько лжи. "Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо, как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мной? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего" (Быт.44:33-34). Эти слова тронули Иосифа и достаточно уже показали ему и почтение братьев его к отцу и любовь к брату. "Не мог более" переносить, "удерживаться при всех стоявших около него", но, удалив всех и оставшись один с ними, "громко зарыдал он, и открылся братьям своим". И это сделалось известным во всем царстве "и в доме Фараона". И сказал он братьям: "я – Иосиф, жив ли еще отец мой" (Быт.45:1-3)? Нужно, по-моему, удивляться здесь и твердости этого блаженного мужа, тому, что он до сих пор мог притворяться и не обнаружить себя, а еще более удивляться тем, как они могли устоять и открыть, наконец, уста, как не вылетела из них душа, как не поколебался их рассудок, как они не провалились в землю. "Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились перед ним". Справедливо. Представляя себе, как они с ним поступили, и как он вел себя по отношению к ним, размышляя о величии, в котором он тогда находился, они тревожились, можно сказать, за самую жизнь. Поэтому, желая их ободрить, говорит: "подойдите ко мне" (Быт.45:4). Не отдаляйтесь, говорит, не думайте, что вы сами по себе так поступили со мной. Это было делом не столько вашей злобы, сколько Божьей премудрости и неизреченного человеколюбия, именно для того, чтобы, прибыв сюда, теперь, вовремя, я мог и вам и всей этой стране доставить все нужное для пропитания. "Он сказал: я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь" (Быт.45:4-5). Пусть это не смущает и не представляется вам жестоким случившееся, потому что это произошло по устроению Божьему. "Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог" (Быт.45:5-8).

7. Смотри, как раз и другой и третий он утешает их, говоря, что не им приписывает причину своего прибытия в Египет, но Богу, Который устроил это так, что он достиг, такого величия. "Бог поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкой во всей земле Египетской" (Быт.45:8). Мое рабство, говорит, доставило мне эту власть; продажа привела меня к такому величию; мое несчастье послужило поводом к такому благополучию; зависть приготовила мне эту славу. Это не слушать только будем, но и подражать и подобным образом извинять обидевших нас, не вменяя им того, что они сделали нам, но, все перенося благодушно, подобно дивному Иосифу. Итак, говорит, будьте уверены, что я не вам приписываю случившееся со мной, и не обвиняю вас в преступлениях, но все отношу к Богу, все так устроившему, чтобы привести меня к настоящей славе. "Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли ты будешь жить в земле Гесем, и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий, и крупный скот и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое. И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; скажите же отцу моему обо всей славе моей в Египте и обо всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда" (Быт.45:9-13). Сказав все это, достаточно успокоив их и приказав им сказать о себе отцу и немедля привести его, он, "пал на шею Вениамину и плакал" (Быт.45:14) (так как он был от одной матери), и Вениамин "плакал на шее его. И целовал всех братьев своих и плакал" (Быт.45:15). И после такой речи, слез и данного им совета, (братья) едва могли говорить с ним. "Потом", сказано, "говорили с ним. Дошел в дом фараона слух и приятно было фараону" и все в доме. Свидание Иосифа с братьями обрадовало всех. "И сказал" царь "Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш, и ступайте в землю Ханаанскую; и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших" (Быт.45:17-19). Смотри, как и царь заботится о прибытии Иакова. "И привезите", говорит, "отца вашего и придите; и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам. Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона. Каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребреников и пять перемен одежд; также и отцу своему послал подобно десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь". Давши все это, "отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге" (Быт.45:19-24). Посмотри, какая любомудрая душа. Не только сам оставил всякий гнев на них и освободил их от вины, но и им внушает не предаваться гневу в пути и не обвинять друг друга в том, что случилось. В самом деле, если недавно еще, представляясь Иосифу, они говорили между собой: "точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали", – и тогда Рувим говорил: "не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались" (Быт.42:21-22), то, тем более, могло случиться, что теперь он будет обвинять их. Поэтому, предотвращая их гнев и взаимную ссору, говорит: "не ссорьтесь на дороге"; но, размышляя о том, что я ваших поступков со мной не поставил вам в вину, будьте и вы благорасположены друг к другу.

Можно ли довольно надивиться добродетели этого праведника, который с большим тщанием выполнял учение мудрости, открытой в Новом Завете. Что Христос заповедал апостолам: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас" (Мф.5:44), то самое, и еще больше того, сделал Иосиф. Он не только показал столь великую любовь к тем, которые со своей стороны готовы были убить его, но еще всячески старается уверить их, что они нисколько не согрешили против него. Какая высокая мудрость! Какое крепкое благодушие! Какая великая любовь к Богу! Не вы, говорит он, мне это сделали, но попустил Промысел Божий, пекущийся обо мне, чтобы и сновидения мои сбылись и для вас я мог послужить орудием спасения. Итак, скорби или искушения служат свидетельством великого промышления и попечения о нас человеколюбца Бога.

Аминь.

БЕСЕДА 65

"И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, и известили его сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всей землей Египетской. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им" (Быт. 45:25-26).

1. Из вчерашней беседы нашей вы видели любомудрие Иосифа и невыразимое незлобие, какое он оказал своим братьям; он не только не напомнил им об их поступках в отношении к нему, но и их самих, при возвращении к отцу, убеждал и советовал не обвинять друг друга в том, что они сделали против него, но, отложив всякий гнев, совершать путь в единодушии. Теперь рассмотрим дальнейшие события, чтобы нам видеть возвращение братьев Иосифа к отцу и переселение Иакова в Египет, и то, как он, узнав об Иосифе, снова расцвел и сделался, так сказать, юношей из старца. Кто может выразить словами ту радость, какая была у Иакова, когда он узнал, что Иосиф жив, и достиг такой великой знатности? Вы знаете, что неожиданное счастье производит особенно большую радость. Узнав, что тот, кого он уже столько лет считал добычей зверей, теперь начальствует над всем Египтом, как он от столь великой радости не лишился ума? Ведь сильная радость часто сопровождается такими же последствиями, какими и чрезмерная скорбь. Можно видеть, как многие и слезы проливают от излишней радости; а другие нередко приходят в беспамятство, когда видят то, чего не ожидали, и когда нечаянно встречают живыми тех, кого считали умершими. Но, чтобы яснее была наша речь, снова выслушаем прочитанные места (Святого Писания). "И пошли они из Египта", сказано, "и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, и известили его, сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всей землей Египетской. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им". Видишь, как я говорил, Иакову невероятным казалось известие об Иосифе, так что мысли его волновались и он рассказ братьев считал обманом. В самом деле, они сами прежде принесли одежду Иосифа, обагренную в крови козла, и уверяли отца, что сын его сделался добычей зверей, а теперь говорят, что он жив и начальствует над всем Египтом. Смутившись духом, Иаков размышлял сам с собой: что бы это значило? Если справедливо прежнее, то невероятно настоящее; а если настоящее верно и справедливо, то ложно прежнее. Смущало его особенно то, что прежде он слышал от своих детей одно, а теперь узнает от них другое. Но они, видя смущение отца, и желая уверить его в справедливости своих слов, "они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им" (Быт.45:27); а после слов представили колесницы и дары, присланные от Иосифа, – и едва могли убедить отца, что рассказы их не ложь. Видя посланные колесницы, чтобы отправиться ему в Египет – "ожил", сказано (Быт.45:27). Старый, преклонный летами, согбенный, Иаков вдруг помолодел духом, сказано: "ожил". Что значит: "ожил"? Как огонь в лампаде, когда оскудевает елей, начинает угасать; но лишь только прибавит кто-нибудь хотя немного елея в лампаду, огонь, уже готовый погаснуть, тотчас издает яснейший свет, – так и этот старец, уже готовый угаснуть от скорби ("не хотел", сказано, "утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" [Быт.32:35], теперь узнав, что Иосиф жив и начальствует над Египтом, увидев и колесницы, "ожил" духом, из старца стал юношей, рассеял облако грусти, утишил бурю помыслов, и, наконец, успокоился. А все это устроил Бог, дабы праведник после таких страданий обрел, наконец, утешение, и сделался участником благоденствия своего сына; а с другой стороны, чтобы исполнились и сновидения, которые он сам же истолковал, сказав: "неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли" (Быт.37:10). Поверив виденному и слышанному, Иаков воскликнул: "довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру" (Быт.45:28). Это весьма важно, говорит, превышает всякое разумение, и затмевает всякую человеческую радость, если еще жив сын мой Иосиф. "Пойду и увижу его". Итак, поспешим, чтобы мне иметь свидание с ним, прежде, нежели умру я; весть эта воскресила дух мой, прогнала немощи старости, укрепила мой рассудок. Если мне придется увидеться, то я умру, насладившись совершенной радостью. Итак, ни мало не медля, праведник отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на своего возлюбленного сына, увидеть царем Египта того, кого он считал уже давно умершим и добычей зверей. Пришедши к кладезю клятвенному он вознес благодарственную молитву Господу, и "принес жертвы Богу отца своего Исаака" (Быт.46:1).

2. Слыша это, научимся тому, чтобы, когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, – прежде всего, возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как, испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и, таким образом, подражать благочестию древних праведников. "Принес", сказано, "жертвы Богу отца своего Исаака", – чтобы видно было, что он шел по следам отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно Исааку. И как он сам предварительно благодарственной молитвой показал свою признательность к Богу, то тотчас же последовали и знамения Вышнего благоволения. Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость, он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости видеть сына, и поэтому молил Господа продолжить его жизнь, чтобы он мог насладиться совершенной радостью. И смотри, как благой Бог, обнадеживает праведника. "Сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобой в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своей рукой закроет глаза твои". Вот как Господь обещает праведнику то, чего он желал, и даже еще больше. Щедрость Его часто превышает наши желания, по свойственному Ему человеколюбию. "Не бойся", говорит, "идти в Египет". Так как (Израиля) устрашала дальность пути, то и говорит ему Бог: ты не смотри на немощь старости: "там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобой в Египет". Я сам буду сопутствовать тебе, и все благоустрою для тебя. Заметь (божественное) снисхождение в словах: "Я пойду с тобой в Египет". Что может быть блаженнее того, чтобы иметь самого Бога спутником? А затем последовало и утешение, в котором особенно имел нужду старец: "Иосиф своей рукой закроет глаза твои". Он, возлюбленный твой, он сам приготовит тело твое к погребению и возложит руки свои на очи твои. Итак, с радостью и без всякого опасения предпринимай путь. Теперь представь себе, с каким благодушием праведник совершал путешествие, получив из божественного обетования такое удостоверение. "Отправился", сказано, "Иаков и весь род его с ним, и взяли все имущество свое и пришли в Египет" (Быт.46:5-6). В шестидесяти шести душах сошел Иаков в Египет; и Иосиф с сыновьями своими, бывшими у него, был девятым, так что вместе с Иосифом всех душ было семьдесят пять (Быт.46:26-27). Для чего божественное Писание с такой точностью показало нам число лиц? Для того чтобы мы могли видеть, как исполнилось пророчество Божье Иакову: "там произведу от тебя народ великий". От этих семидесяти пяти душ потомство Израиля распространилось до шести тысяч. Видишь, как не напрасно и не без цели Писание показало нам число переселившихся в Египет, но чтобы мы видели, от какого малого числа какое великое число (душ) произошло, и чтобы, смотря на это, всегда веровали обетованиям божественным. Когда подумаешь, как после смерти Иакова и Иосифа царь египетский употреблял все усилия, чтобы уменьшить их потомство и не дать ему размножиться, однако же, не успел в этом, а (род Иакова) более и более прибавлялся и увеличивался, то удивись и изумись промышлению Божьему и (знай), что не может не исполниться определенное Им, хотя бы кто придумывал тысячи препятствий. Но рассмотрим все по порядку, чтобы знать, как произошло свидание Иакова с сыном. Когда Иаков приблизился к земле египетской, то "послал", сказано, "Иуду перед собой к Иосифу, чтобы указать путь", чтобы известить его о прибытии отца. Узнав это и запрягши колесницы, Иосиф "запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его" (Быт.46:28-29). Произошло то, о чем я вначале говорил вам – что нередко и чрезвычайная радость заставляет проливать слезы. "Пал на шею его, и плакал", и не просто, а "долго плакал". Тотчас пришло ему на ум, сколько он сам выстрадал, и сколько вытерпел из-за него отец; представил себе и то, сколько времени прошло после их разлуки, и как, сверх всякого ожидания, и он видит отца, и отец видит сына, и он испускал потоки слез, и показывая этим величайшую радость, и благодаря Господа за совершившееся. "И сказал", сказано, "Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лицо твое, ибо ты еще жив" (Быт.46:30). Я насладился, говорит, тем, чего желал; достиг того, чего уже никогда и не ожидал. Со мной случилось то, чего я никогда не надеялся. Наконец, довольно уже мне жить. Я увидел моего вожделенного; и для полного моего утешения достаточно видеть, что ты еще жив, – ты, которого я давно уже считал умершим и добычей зверей. Отеческий голос, полный любви и вполне обнаруживающий душевное состояние. "И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне; эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они: и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они. Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводы... Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец" (Быт.46:31-34).

3. Заметь разумность, с какой дает совет братьям, не просто и не случайно внушая им это, а, желая поставить их в большей безопасности, и не допустить их до смешения с египтянами. Так как египтяне гнушались людьми, ведущими пастушескую жизнь, и презирали их, а между тем братья Иосифа не имели египетского образования, то поэтому Иосиф и советует им наперед выставлять свои занятия, чтобы под этим благовидным предлогом можно было отделить лучшую для них землю, где бы они могли жить безопасно. Таким образом, Иосиф "из братьев своих взял пять человек и представил их фараону. И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои и мы и отцы наши итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем. И сказал фараон: пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом" (Быт.47:2-6). Как советовал Иосиф, так и ответили братья его фараону, и, таким образом, получили позволение жить на земле Гесем. Но фараон, по своему благоволению к Иосифу, говорит еще: "если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом". Затем ввел Иосиф и отца своего Иакова к фараону. "Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей" (Быт.47:8)? Так как фараон видел перед собой старца в самой глубокой старости, то и спрашивает его о числе лет.

"Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет" (Быт.47:9). Вот как все праведники проводили настоящую жизнь, как бы на чужой стороне, и так в ней располагались. Послушай, как и Давид говорил: "ибо странник я у Тебя и пришелец" (Пс.38:13). Так и Иаков говорит: "дней странствования моего сто тридцать лет". Поэтому и Павел сказал о древних праведниках, что они сознавали, "что они странники и пришельцы на земле" (Евр.11:13). "Дней странствования моего", говорит Иаков, "сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих в днях странствования их" (Быт.47:9). Дни, говорит, которые я прожил, и малочисленны и бедственны. Здесь он разумеет годы рабства, какое он терпел у Лавана, после бегства, учиненного им из-за брата; потом, после возвращения оттуда, – скорбь, столь долговременную, о (предполагаемой) смерти Иосифа, и еще многие другие бедствия, им испытанные. Представь себе, в каком страхе он был, когда Симеон и Левий, в отмщение за свою сестру, истребили целый город и взяли в плен всех жителей Сихема. Он сказал тогда, обнаруживая беспокойство, в каком находился: "вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой". Поэтому и говорит теперь он фараону: малы и несчастны дни жизни моей. И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства" (Быт.47:11-12). Так оправдалось то, что говорил он братьям: "Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле" (Быт.45:7), "Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни" (Быт.45:5). "Снабжал", сказано, "хлебом" по числу тел.

Что значит: по числу тел? Значит, сколько потребно было для каждого. В Писании обыкновенно называется весь человек – иногда душой, иногда – телом. И как выше было сказано: в семидесяти пяти душах сошел Иаков в Египет, вместо того, чтобы сказать: семьдесят пять "мужей и жен", – так и здесь говорится: по числу тел, то есть, на каждого человека. Таким образом, в то время, когда весь Египет и земля ханаанская страдали от голода, дом Иакова благоденствовал, имея продовольствие, как бы из источников каких-либо текущее. "Хлеба", говорит Писание, "не было по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская" (Быт.47:13).

4. Примечай неизреченное промышление Господа. Прежде, нежели усилился голод, Он ввел праведника в Египет, чтобы он нисколько не испытал бедствия, угрожавшего земле Ханаанской. И, когда все туда стекались, "собрал", сказано, "Иосиф все серебро" от живших в Египте и в Ханаане, и так раздавал им хлеб. "И истощилось", наконец, "серебро. И внес" все "в дом фараонов". Пришли же "все" египтяне, сказали: "дай нам хлеба; зачем нам умирать перед тобой, потому что серебро вышло у нас" (Быт.47:14-15). У нас, говорят, нет уже денег, чтобы купить, потому мы погибаем от голода. Не отвергни же нас, которым угрожает смерть; дай нам хлеба, чтобы нам можно было жить и не умереть. "Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш" (Быт.47:16). Если нет у вас денег, говорит, я приму от вас стада. Ежели серебро ваше все истощено, приведите ваших домашних животных, и получите хлеб. "И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей [здесь и далее святитель кратко также передает библ. повествование, опуская некоторые речения или заменяя их своими словами] и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: для чего нам погибать", не имея ни серебра, ни скота, так как все у тебя, господина нашего, ничего другого "не осталось у нас перед господином нашим, кроме тел наших и земель наших. Купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля" (Быт.47:17-19). Себя сами они отдали в рабство, отдали и землю, чтоб только прокормиться: так силен был голод. "И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона" (Быт.47:20). Египтяне отдали ее, будучи принуждены к тому голодом. "И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого. Только земли жрецов не купил: ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей" (Быт.47:20-22). Вот какое благоразумие и какую мудрость имел Иосиф: он не оставил их томиться голодом и всю землю приобрел Фараону вместе с обращением в рабство всех египтян. Но заметь здесь и ту чрезвычайную попечительность, какую оказывал им. "И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю; когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засевание полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших" (Быт.47:23-24). Какая щедрость, какая предусмотрительность, какая необычайная заботливость! Поэтому и те, чувствуя благодеяние, говорят Иосифу: "ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону" (Быт.47:25). Видишь ли щедрость (Иосифа)? Зная, как египтяне отягощены нуждой, зная, сколько труда и усилий они должны были перенести при обрабатывании земли, он говорит им: семена я вам буду доставлять, а обо всем прочем вы сами употребите ваше старание, и если будут плоды, отдавайте одну часть, а четыре части будут оставаться у вас, и в награду за труды и в запас для пропитания вашего. "И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов" (Быт.47:26).

Да слышат нынешние люди, какие преимущества в древности давались служителям идолов, и да научатся хотя такую же честь оказывать тем, кому вверено служение Богу всяческих. Если древние, заблуждаясь и совершая служение идолам, думали, что они воздают особенное почтение идолам, когда такой чести удостаивают служителей их, то какого осуждения заслуживают те, которые ныне не имеют попечения о служителях Божьих? Разве не знаете, что эта честь переходит к Господу всяческих? Итак, не смотри на того, кто принимает честь. Не ради его самого ты должен делать то, что требуется от тебя, но ради Того, Кому он служит, – чтобы ты мог получить от Него щедрое воздаяние. Поэтому-то и сказал Господь: сделавший одному из сих – для Меня сделал, и: "кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка" (Мф.10:41). Разве Господь ниспосылает тебе Свои воздаяния соразмерно с достоинством или слабостью служителей Своих? Он награждает тебя или осуждает сообразно с твоим расположением. И как честь, воздаваемая через них [т. е., через служителей Божиих], подает нам великое дерзновение (потому что Он усваивает Себе то, что делается для Его служителей), так и презрение их низведет свыше великое наказание. Господь усваивает Себе как воздаваемую [т.е., Его служителям] честь, так и презрение. Зная это, никогда не будем пренебрегать попечением об Иереях Божьих. Говорю это я, не столько о них заботясь, сколько о вашей любви, желая, чтобы вы через все приобретали себе благо. Даешь ли ты столько, сколько получаешь от Господа? Какое ты служение оказываешь? Однако и за это, незначительное и ограничивающееся настоящей жизнью служение, ты можешь получить нетленные награды и неизреченные блага.

5. Размышляя об этом, будем внимательны к этим служениям, рассчитывая не издержки, но ту пользу и прибыль, какую можем через это приобрести. Если мы, видя кого-нибудь близкого к человеку, облеченному мирским величием, стараемся оказывать ему всевозможные услуги, зная, что честь, воздаваемая ему, переходит к его покровителю, и что он, сделавши это известным своему покровителю, может, таким образом, еще более расположить его в вашу пользу, то тем более так будет у Господа всяческих. Если кто окажет какое-либо человеколюбие и сострадание прохожему человеку, или поверженному на распутье, то Господь, усваивая Себе это, обещает ввести сделавших им что-либо доброе в царство небесное и изречь: "придите, благословенные Отца Моего, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть" (Мф.25:34-35). Тем более тот, кто оказывает свои услуги подвизающимся ради Господа и облеченным священным саном, получит не только такое же воздаяние, но и гораздо большее, так как человеколюбивый Господь всегда с большим избытком вознаграждает за сделанное нами. Итак, не будем хуже неверных, которые, еще находясь в заблуждении относительно идолов, оказывали такое попечение об их служителях. Но сколь великое различие находится между заблуждением и истиной, между служителями идолов и служителями Божьими, такое же различие покажем и в самом почтении, дабы получить свыше тем большее воздаяние. "И жил Израиль в земле Египетской, и плодились, и весьма умножились" (Быт.47:27). Таково было обетование Божье Иакову: "там произведу от тебя народ великий". И "жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет" (Быт.47:28). Бог определил столько времени для жизни Иакова, чтобы он оставил эту жизнь, получив достаточное утешение за те бедствия, которые претерпевал во все продолжение жизни.