Volume 5, Book 2 (on Psalms)

Что значит: "ко всем"? И к грешникам, говорит, и к живущим в беззакониях. Не одни праведные, делающие добрые дела, или кающиеся, но все тем самым, чему они подвергаются, возвещают милость и благость Его. Если кто спросит меня: кому Бог оказал благость? – то я скажу: не Авелю только, но и Каину, не Ною только и детям его, но и погибшим от потопа; Он все дает по человеколюбию. А чтобы ты убедился, что Он благ ко всем, рассмотри вот эти события. Не делом ли великой благости, скажи мне, было то, что братоубийцу, дерзнувшего на такое убийство, осквернившего руку кровью и поправшего божественные законы, Он предал такому наказанию, которое составляет больше вразумление, нежели наказание, дабы и самого грешника продолжительностью времени очистить от сделанного греха, и других научить тем, чему он подвергся? Не делом ли великой благости, скажи мне, было то, что современников потопа, бывших неисцелимо больными и не исправлявшихся ни угрозами, ни внушениями и ничем другим, Он удержал от зла, употребив общий долг природы вместо врачества, и наведши на них легчайшую смерть посредством воды? Впрочем, выражение: "на всех делах" можно относить не только к людям, но и ко всему видимому и к животным бессловесным; даже если бы кто вознесся к ангелам и архангелам, то и там увидел бы великую благость Божию, великое милосердие. На всякое творение простирается великое человеколюбие Его. Это сознавал и пророк и потому присовокупил: "да поведают о Тебе, Господи, все творения Твои, и преподобные Твои да благословят Тебя" (ст. 10), т.е. пусть благодарят Тебя, пусть воссылают Тебе хвалы и те, которые получили дар слова, и те, которые не имеют голоса. Каждое из безгласных существ сотворено так, что, не смотря на свое безгласие, может славословить Бога собственною своею природою, чрез видящих его и пользующихся им людей. Эти существа прославляют Творца своею природою, а люди – и поведением и делами, на что указывает и пророк, прибавляя: "преподобные Твои да благословят Тебя". "Преподобными" он называет здесь людей святых, исполняющих заповеди Божии, недоступных для грехов и нечестия. "Славу царства Твоего изрекут и о могуществе Твоем поведают" (ст. 11).

Что значит: "славу изрекут"? Т.е. совершенство, человеколюбие, попечение, неимение нужды в подвластных Ему, столь великое промышление о них, неприступность света, неизреченность существа, непостижимость Его. "И о могуществе Твоем поведают", т.е. воспоют непобедимую и непреодолимую силу Твою – не потому, чтобы Ты нуждался в этих песнопениях и хвалах, но как для блага самих воспевающих, так и для того, чтобы научить других и сделать их общниками славословия. Потому он и продолжает: "чтобы возвестить сынам человеческим о силе Твоей и великолепной славе царства Твоего" (ст. 12). Этим он показывает, что Бог допускает славословия для того, чтобы другие познали могущество Его. Так, велика сила Его, велика слава, велико благолепие, велико и неизреченно, превосходит всякое слово и побеждает всякий ум; но самая великость и неизреченность Его требует, чтобы кто-нибудь научал людей, по причине безумия многих. И солнце есть самая светлая звезда, – однако больные глазами не видят света его; так точно и промысл Божий яснее всякого солнца, – но люди с превратными мыслями и закрытым слухом имеют нужду в великом попечении, чтобы раскрылся ум их.

4. Итак, нужно постоянно повторять им и внушать учение об этом. Далее, так как пророк, сказав о славе царствия Божия и великолепии, оставил это без объяснения, он опять возвращается к тому же и по возможности объясняет, какова эта слава, и говорит: "царство Твое – царство всех веков и владычество Твое – во всех родах. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих" (ст. 13), – не настоящих только, но и грядущих; оно бесконечно, беспредельно, и одно только вечно. "И владычество Твое – во всех родах". Смотри, как и здесь выражается бесконечность царства Божия; оно простирается на всю вселенную, на все века, на все времена. "Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих". Сказав о бесконечности царства Божия, об его крепости, твердости, непоколебимости, он говорит и о непреложности изречении Его. Слово: "верен" значит: тверд, истинен. Если же Бог верен, то сказанное Им непременно сбудется. Как царство Его неразрушимо и беспредельно, так и слова Его тверды и непоколебимы; первое никогда не прекращается, и последнее никогда не остаются без действия. Если же они не остаются без действия, то непременно должны сопровождаться делами. Даже, если когда Бог сказал что-нибудь, и не исполнилось, то и это служит доказательством истинности Его. "Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему" (Иер.18:7-8). Подобным образом и о благодеяниях говорит: благое скажу, и если изменятся, то и я изменю сказанное о них (Иер.18:10). "И свят во всех делах Своих". Что значит: "свят"? Безукоризненный, правый, чистый, непорочный, не подающий никому никакого повода к осуждению Его. "Подкрепляет Господь всех падающих и восстановляет всех низверженных" (ст. 14). Сказав о царстве Божием, что оно беспредельно, об изречениях Его, что они истинны, о делах Его, что они безукоризненны, о славе и великолепии, Псалмопевец говорит опять о человеколюбии Его, так как и то самое составляет величайшую славу Его царствия, что Он не только поддерживает стоящих, но бодрствует и над готовыми упасть, чтобы этого не случилось с ними, и поднимает лежащих, и притом, – что особенно удивительно, – поднимает всех, не одного кого-нибудь, а всех, хотя бы то были рабы, хотя бы бедные, хотя бы незнатные, хотя бы происходящие от незнатных. Он – Господь всех; Он не проходит мимо лежащих и не презирает колеблющихся. Так поступает Он со всею природою, так и с каждым порознь. Если же некоторые из лежащих не восстают, то не по вине Его, желающего восстановить всех, но по вине самих нехотящих встать. Так Господь хотел восстановить и падшего Иуду и для того сделал все с Своей стороны, но он сам не хотел этого. Так Он восстановил падшего Давида и сделал его крепким; восстановил и Петра, готового пасть; а как, послушай. "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лк.22:31,32). Далее Псалмопевец говорит о другом виде благодеяния, потому что разнообразно и многоразлично попечение Божие. "Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно" (ст. 15). Видишь ли, как он показал, что "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его"? Как в Евангелии сказано: "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.5:45), так и здесь он выражает тоже словами: "и Ты даешь им пищу благовременно". Действительно, не дожди, земля и воздух, но повеление Божие всегда произрещает плоды.

Слово: "благовременно" означает, что все распределено по временам и производится в разные сроки. И это много доказывает премудрость Его, что Он производит не все вместе и вдруг, но разделяет пищу по временам целого года, так, чтобы и земледелец имел отдых, и произведения земли не портились. Итак слово: "благовременно" означает или то, что мы сказали выше, т.е., что все распределено по временам, или то, что Бог дает пищу нуждающимся и имеющим недостаток. Но, скажешь, как он говорит: "очи всех на Тебя уповают", когда есть много людей, живущих в нечестии, которые утверждают, что все существует само по себе? Он говорит здесь о сущности дела, подобно тому, как и в другом месте говорит: "и птенцам ворона, призывающим Его", хотя эти птенцы – животные бессловесные (Пс.146:9); и еще: "молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе", хотя и эти также бессловесны и сами просить не могут (Пс.103:21). Здесь он говорит о сущности дела; так надобно сказать, имея в виду не желание их, а сущность дела. "Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему)" (ст. 16). "Рукою" он называет деятельность и силу подающую, всеми способами внушая тебе, что произрастание плодов зависит не от стихий, а от промысла Божия; и вместе с тем показывает, как это легко для Бога: "открываешь", говорит, "руку Твою". Так как тогдашние люди, оставив Виновника всего, покланялись воздуху и солнцу и думали, что от этого происходят плоды, то Псалмопевец, желая возвести их к верховному началу, Виновнику и Владыке всего этого, часто говорит так, внушая, что все зависит от Его десницы, что все блага происходят от Его промысла.

5. "Насыщаешь", говорит здесь пророк, "по благоволению", т.е. благоугождения, так что каждое животное удовлетворяется, по желанию своему, потребным ему. Бог не просто дает пищу, но, сколько полезно каждому, сколько каждое желает, сколько нужно для удовлетворения. Смысл этих слов следующий: Ты даешь и бессловесным, и людям, и всем так, как приятно каждому, как угодно каждому, и удовлетворяешь так, что ни в чем не бывает недостатка. Поэтому он и говорит: "насыщаешь все живущее по благоволению". "Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих" (ст. 17). "Путями" он называет здесь распоряжения Божии, промышление, попечение, с каким Он благоустроил все. Все дела Его, говорит, достохвальны, исполнены чудес, не подают никому никакого повода к осуждению, хотя иные и беснуются и безумствуют. Дела Его в сущности своей таковы, что они сияют, блестят, проповедуют Создателя, Его промысл, попечение, человеколюбие, правду, святость. "Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его истинно" (ст. 18). Вот и другой вид промышления, главное из благ. Сказав о благах общих, подаваемых и неверным, о пище, о дождях, пророк говорит теперь о благах, подаваемых особенно верным. Какие же это блага? То, что Господь находится близ их, т.е. охраняет их, печется о них и промышляет гораздо больше, нежели о других, благоволит к ним, милостив и благосклонен к ним, открывает им блага по преимуществу. "Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их" (ст. 19). Но, скажешь, Павел хотел, чтобы отступил от него ангел сатанин, т.е. искушения, скорби, гонения, и, однако, Бог не сделал этого. Нет, сделал, потому что когда Павел узнал, что он просил не полезного для себя, то по действию Божию стал снова желать и сильно желать скорбей, и потому говорил: "благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях" (2Кор.12:10). Если же прежде он желал противного, то желал по неведению; а когда узнал, что этого хочет Бог, то и сам стал находить в том удовольствие. Не иного желает воля Божия, и иного воля боящихся Его; если же иногда они сами, как люди, желают чего-нибудь несогласного с волею Божиею, то после исправляются. "Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешников истребит" (ст. 20). И то не малое дело промысла – охранять, доставлять безопасность, проявлять Свое промышление. "Грешниками" пророк называет людей неизлечимо больных, не желающих исправиться. Если же кому-нибудь и из любящих Его Он попускает подвергаться смерти, то и это для сохранения их, как случилось с Авелем, потому что хотя тела их разрушаются, но по душе они делаются более светлыми, а после получат и тела нетленные. Таким образом, изобразив разные виды промышления Божия, сколько можно было изобразить словом, общие, частные и особенные о святых, попечение о колеблющихся, промышление о лежащих, долготерпение, исправление грешников, хранение святых, Псалмопевец заключает, свою речь опять славословием, призывает всю вселенную к общению в славословии и говорит: "хвалу Господу изрекут уста мои, и да благословит всякая плоть имя святое Его во век и в век века" (ст. 21), Видишь, как он, движимый благоговейным расположением, призывает не только получающих благодеяния, но и подвергающихся наказаниям, – ведь и это знак промышления, – не только людей, но и бессловесных животных, и стихий, и все бездушные твари, – потому что все исполнено благости Божией. Не перестанем же и мы словами и делами постоянно прославлять Бога столь благого, столь человеколюбивого, везде распространяющего Свои благодеяния, чтобы нам получить и настоящие и будущие блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.

БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 145

1 Аллилуиа, аггеа и захарии. Хвали, душе моя, Господа: 1 Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвали, душа моя, Господа. 2 восхвалю Господа в животe моем, пою Богу моему, дондеже есмь. 2 Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую. 3 Не надeйтеся на князи, на сыны человeческия, в нихже нeсть спасeния. 3 Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения. 4 Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. 4 Выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все замыслы его. 5 Блажен, емуже Бог иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, 5 Блажен, кому Бог Иакова - помощник, и у кого упование - на Господа Бога Своего, 6 сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в вeк, 6 Который сотворил небо и землю, море и все, что в них, хранит истину во век, 7 творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь рeшит окованныя: 7 Совершает (правый) суд для обижаемых, дает пищу алчущим. Господь разрешает окованных; 8 Господь умудряет слeпцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. 8 Господь умудряет слепых, Господь поднимает низверженных, Господь любит праведников. 9 Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грeшных погубит. 9 Господь хранит пришельцев, сироту и вдову приимет и путь грешных погубит. 10 Воцарится Господь во вeк, Бог твой, сионе, в род и род. 10 Господь во век будет царствовать. Бог Твой, Сион, в род и род!

1. The prophet begins this psalm with the way in which the previous one ended, with praise and praise. This contributes not a little to the purification of the soul. By "praise," as I have repeatedly said, he calls glorification by works, just as Christ says: "Let your light shine before men, that they may see your good works, and glorify your Father which is in heaven" (Matt. 5:16); so also Paul: "Glorify God both in your bodies and in your souls" (1 Corinthians 6:20). And as in the previous psalm the prophet said: "I will bless Thee all the day" (Psalm 144:2), so here: "I will sing to my God as long as I exist." Then, again wishing to make other people participants in the doxology, he begins to tell about God's love for mankind, burning and burning with love, surveying the entire universe, inviting everyone to his choir. Indeed, and this is the great praise and the greatest glory to God, when He calls many to be partakers of His salvation. "Trust not in princes, nor in the sons of men, in whom there is no salvation" (v. 3). Another translator (unknown, see ORIG.) says: on the one who cannot save (τω̃ μὴ έχοντι σω̃σαι). Let those who hope for human protection, unstable and untrue, listen to this exhortation and advice. What does it mean: "in whom there is no salvation"? They, he says, have no power in their own salvation, they cannot even protect themselves; when the end comes, they will lie silent than stones. This is the meaning of the following words: "His spirit shall go out, and he shall return to his land: in that day all his designs shall perish," v. 4. Another (unknown, see Orig. Exem.): his assumptions (προθέσις). The meaning of these words is as follows: he who cannot defend himself, how can he save others? There is nothing weaker and more unreliable than such a hope. This is shown by the deeds themselves. Paul, speaking about hope in God, said: "But hope does not disappoint" (Romans 5:3).

Such are not the deeds of men, they are weaker than a shadow. Don't tell me that such and such a person is the boss. And the ruler has no advantage over the ordinary man in this respect; it is subject to the same uncertainty. Even if it is possible to say something surprising, therefore one should not especially rely on him that he is the boss. Such power is very unstable.

However, the prophet, leaving all this, because many avoided such cases, points to what is beyond doubt, to death. Even if, he says, everything goes well with you, if he is benevolent to you, benevolent, and ready to recompense, then, having ended his life in the midst of promises, he leaves you with vain hopes, because he did not have enough life to fulfill the promise. But if he does not even have enough life to fulfill a promise, but his life is cut short before it is fulfilled, then you have recourse to unreliable help. Or do you not know that this happened to many, and when their protector fell, they, having lost a helper, suffered a greater fall because of this? But what do I say about the fragility and failure to fulfill promises, when the author of them himself does not remain long? "And he shall return," says the prophet, "to his own land." If he perishes, how much more so are his promises. That is why the prophet adds: "In that day all his plans will perish," expressing that not only will his promises not be fulfilled, but the one who promises himself will perish. What does he do then? Rejecting the hopes of men, he points out a safe harbor and an indestructible fortress and offers advice. This is the most excellent method of exhortation – to deviate from the weak and lead to the firm, to destroy the false and present the true, to denounce the harmful and show the useful. "Blessed is he to whom the God of Jacob is a helper, and to whom the hope is in the Lord his God" (v. 5). Do you see the importance of counsel and exhortation? By the name of blessedness he means all good things and shows the security of this hope. Having called blessed the one who trusts in God, he then speaks of the power of the Helper, explaining what man is like, and what God is like; this one perishes, but this one remains, and not only does He Himself abide, but also His works. Wherefore he adds, "Who made the heavens and the earth, the sea, and all that is in them, keepeth the truth for ever," v. 6.

2. But if His works are constant, how much more is He Himself unchangeable and omnipotent; His very works prove His power and that He is so. But what if He, with His immutability and omnipotence, does not will? Many foolish people say this. But see how the prophet destroys such doubt. Having said, "Who made the heavens and the earth, the sea, and all that is in them, keeps the truth for ever," he adds: "He executes (right) judgment for the oppressed, gives food to the hungry. The Lord looses those who are chained" (v. 7). The meaning of his words is as follows: this is the work of God, which is ordinary and especially peculiar to Him, not to leave unattended those who are offended, not to pass by the oppressed, to give a helping hand to those to whom intrigues are being plotted; And this is constant. Therefore he says, "for ever," indicating this, and not only this, but also what follows. "He gives food to the hungry. The Lord looses those who are chained. The Lord makes the blind wise" Another (unknown translator, see Orig. Exem.): enlightens (φωτιζει). "The Lord makes the blind wise, the Lord lifts up the cast down, the Lord loves the righteous. The Lord preserves the strangers, and will receive the fatherless and the widow, and will destroy the way of sinners" (vv. 8, 9). Do you see how he proves in every way that God's providence extends to everything, that His work is to deliver from calamities, to satisfy hunger, to free from bonds? However, people can also do this in part; But the next one is not. He heals, he says, blindness, restores the fallen, glorifies those who shine with virtue, saves the defenseless, comforts and encourages the sorrowful and needy from orphanhood and widowhood. Then, by saying, "He loves the righteous," he shows that God helps many even for one misfortune alone. Thus, He nourishes those who hunger because they hunger, although there is no virtue in it; He looses those who are bound because they are bound, although this is not a virtue, but a misfortune; He gives sight to the blind because of blindness, although this is not a merit, but a misfortune, as well as relaxation, and wandering, and orphanhood, and widowhood. If He helps those who are in adversity, how much more so do those who strive in virtue. If, then, He is able and willing, and all His works are constant, if He accepts virtue and has mercy on misfortunes, why do you not abandon the unreliable, weak, perishable defender, and do not have recourse to the strong and invincible, Who does not reproach misfortunes, but delivers them from them, and can do whatever He wills? See with what precision the prophet expressed himself in his last words. He did not say, He will destroy sinners, but their "way," that is, their works. God does not abhor being, but hates vices. "The Lord shall reign forever. Thy God, O Zion, for generations and generations!" (v. 10). But if He reigns constantly and abides forever, then there should be no doubt; but if He has not made a recompense here, He postpones it until a greater recompense. Therefore, let us not be troubled and troubled in temptations, if we do not immediately receive deliverance from them, but leave the time of deliverance to the Lord Himself; and when we have done something good, let us not immediately demand recompense, but also rely on His will, because if He delays, then afterwards He makes a greater recompense. Let us thank Him for everything and constantly send Him praise. In this way we will spend our present life in great security, and we will attain unspeakable blessings, through the grace and love of mankind of our Lord Jesus Christ, to Whom be glory and dominion, with His Father without beginning and the life-giving Spirit, now and ever, and unto the ages of ages. Amen.

DISCOURSE ON PSALM 146

1 Alleluia. Praise the Lord, for the psalm is good: let praise delight in our Gods. 1 Alleluia. Praise the Lord! For psalmody is good, let praise be pleasing to our God! 2 The LORD will gather the scattering of Israel for Jerusalem: 2 The Lord, who builds Jerusalem, will gather together the scattered people of Israel. 3 Heal the brokenhearted, and bind them to be broken: 3 He healeth the brokenhearted, and bindeth up their wounds, 4 Thou shalt read a multitude of stars, and call them all names. 4 He numbers the many stars, and gives names to all of them, 5 Great is our Lord, and great is his strength, and his understanding is innumerable. 5 Great is our Lord, and great is His might, and His understanding is incomprehensible. 6 Receive the meek Lord, humble sinners to the ground. 6 The Lord receiveth the meek, but brings down sinners to the ground. 7 Begin the Lord in the singing, sing to our God in the harp: 7 Begin to praise the Lord, sing to our God with the harp, 8 To him that clotheth the heavens with clouds, Who maketh rain for the earth: To him that vegetates in the mountains grass and cereals for the service of man; 8 Who clothe the heavens with clouds, who prepares rain for the earth, who brings forth grass and grain on the mountains for the service of men, 9 To him that giveth their food by cattle, and by the young of corvids that call him. 9 Who gives food to the cattle, and to the young of the raven that call upon him. 10 Not in the strength of the conste he is delighted, lower in the baldness of men he pleases: 10 He does not love the strength of the horse, nor does he delight in the running of a man, 11 The Lord is pleased with them that fear him, and in them that trust in his mercy. 11 The Lord is pleased with them that fear him, and trust in his mercy.

1. Above, in the one hundred and forty-fourth Psalm, the prophet said: "Great is the Lord and exceedingly glorious" (Psalm 144:3), and talked much about His glory, and here he shows that the doxology itself is "good," and the psalmody itself is a source of innumerable blessings. It detaches the mind from the earth, gives wings to the soul, lightens and elevates us. That is why Paul also says: "Be filled with the Spirit, edifying yourselves with psalms and hymns and spiritual songs, singing and singing in your hearts to the Lord" (Ephesians 5:19). "Let praise be pleasing to our God!" Another translator (unknown, see Orig. Ex) says: Alleluia, because good is a song to God (αλληλούια, δτι καλὸν ωδὴ τω Θεω̃). What does it mean, "Let praise be pleasing unto our God"? Let it be, he says, favorable. In order for praise to be pleasing to God, it is not enough to sing, but a good life, prayer, and the attention of the singer are needed. It seems to me that this psalm refers to the return from the captivity of Babylon, as is evident from the following words. The Psalmist continues, "The Lord, who builds Jerusalem, will gather together the scattered people of Israel" (v. 2). Although Cyrus dismissed them, all this was accomplished not by his reasoning, but by the beckoning of God. Another translator (Symmachus), instead of "he who builds," said, "He creates," and instead of "scattering," he said, "those who are exiled" (οικοδομήσει... τοὺς εζωσμένους). Why does the prophet say this? Because they did not all return suddenly, but gathered little by little after the vacation.