Volume 5, Book 2 (on Psalms)

4. А змеи, скажешь, скорпионы, драконы, львы какую приносят выгоду для жизни? Какая от них польза? Великая и неизреченная, не меньше, чем от кротких животных. Те полезны для телесных потребностей, а эти внушают тебе страх, делают тебя благоразумным, приучают к борьбе, приводят тебе на память грех прародителя в раю и показывают, каких зол бывает причиною непослушание. Прежде звери не были такими, не были страшными и опасными для человека, но были кроткими и ручными. Бог привел их к Адаму, и он нарек им имена. Змей говорит с Евою, и Ева не убегает от него. Но когда заповедь была нарушена и оказано было непослушание Богу, тогда уменьшилась честь человека. Поэтому, когда ты увидишь льва или змея, то вспомни об этих событиях и они послужат тебе немалым поводом к любомудрию. Вспомни также о Данииле, как страшные звери сделались для него нестрашными, когда он возвратился к древнему образу (Божию), равно как и эхидна для Павла, и ты приобретешь отсюда немалую ревность и попечение о душе. Вместе с тем и по другой причине нужно дивиться устроению и распоряжению о них Божию. Почему? Потому, что Он назначил им для жительства места, удаленные от городов, пустыни; будучи страшными, они не обитают в городах и не нападают на живущих в них, но любят и предпочитают пустыню, так как Бог издревле назначил им ее, чтобы они там имели удобное и свойственное себе место жизни. Когда ты спишь, они ходят по пустыне. Так и пророк в другом месте говорит: "ты простираешь тьму, – и настает ночь, когда ходят все звери лесные" (Пс.103:20). Видишь ли, как и теперь еще остаются следы твоей власти, хотя и сокращенные, однако свидетельствующие о прежней чести? Дикие звери, как беглые рабы, отделены от тебя и временем и местом; и если ты сам не пойдешь к ним, то и они не нападут на тебя, но будут жить в пустынях. Когда ты огорчаешься и недоумеваешь, для чего сотворены дикие звери, то поступаешь весьма безрассудно, – потому что, если ты сам будешь хорошо вести себя, то не потерпишь от них никакого вреда; если же потерпишь вред от зверей, то вспомни, что и от людей ты часто терпишь вред гораздо тягчайший. Человек бывает хуже зверя. Тот прямо обнаруживает свое зверство; а этот скрывает свою злобу под видом кротости, и потому часто бывает трудно остеречься его. Впрочем, если ты будешь благоразумен, то ни зверь, ни человек не только не причинят тебе никакого вреда, но еще принесут весьма великую пользу. Но что я говорю о звере и человеке, когда и сам диавол не только не причинил никакого вреда Иову, но и послужил для него поводом к получению бесчисленных венцов? И что я говорю: зверь и человек, когда и от заключающихся в тебе веществ, если будешь нерадив, можешь потерпеть гораздо больший вред, как, напр., от желчи или мокроты, если какою-нибудь неумеренностью дозволишь им слишком умножиться? Так во всем нужно внимательное благоразумие. Как при нерадении ты получаешь от них величайший вред, так при благоразумии и внимательности приобретешь от них же не маловажную пользу. Все зависит от твоей воли. Так, к чему во всей природе служит снег, огонь и буря, к тому же в теле служат мокрота, кровь и желчь. Поэтому нужно умерять их с величайшим благоразумием, чтобы получить от них какую-нибудь пользу, а не вред. Но что я говорю о теле, когда и душа имеет такие принадлежности, которые делаются болезнями, если допустишь их дойти до неумеренности, а когда умеряются, то служат в пользу? Так гнев, если будешь пользоваться им, как должно, служит спасительным врачеством, а если неумеренно, то бывает причиною погибели. И похоть, управляемая с умеренностью, делает тебя отцом, так как она бывает полезною для рождения детей; а если не умеряется, то часто ввергает тебя в блуд и прелюбодеяние. Итак, не слагай вины на посторонние предметы, но всегда обвиняй свою волю. Если ты будешь оставлять ее в пренебрежении, то потерпишь вред и от себя самого, погибнешь и от собственного тела; а если будешь благоустроять ее, то не испытаешь ничего худого и неприятного ни от бесов, ни от диавола, а не только от зверей.

"Цари земли и все народы, властелины и все судьи земли". Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз) говорит все племена (φυ̃λα). "Юноши и девы, старцы с молодыми". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): избранные (εκλεκτοὶ). "Старцы с молодыми". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): с юными (μετὰ νέων). "Да восхвалят имя Господне, ибо превознесено имя Его Единого: исповедание Его (совершается) на небе и на земле!" (ст. 13). Здесь пророк говорит о другом виде промышления Божия – о начальниках. Так и Павел в послании к Римлянам весьма мудро доказывает, что разделение всех людей на начальников и подчиненных есть дело премудрости Божией: "ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро" (Рим.13:4). Если ты уничтожишь этот порядок, то все погибнет. Если и теперь, когда между начальниками есть много дурных, самое дело это так нужно, что и при дурных качествах начальников бывает от них великая польза, то представь, каким благоденствием наслаждался бы род человеческий, если бы имеющие в руках своих власть хорошо распоряжались ею. Впрочем, учреждение власти есть дело Божие; а то, что к ней допускаются люди порочные и пользуются ею не так, как должно, зависит от испорченности людей.

5. Итак, пророк говорит, что должно возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии. Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили бессмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управления колесницею или кормило для управления кораблем. Поэтому, если ты начальник, то благодари человеколюбивого Бога за то, что ты удостоился участвовать в таком попечении; если ты подчиненный, то опять благодари Его за то, что имеешь начальника, который печется о тебе и не дозволяет злым людям строить тебе козни. Достиг ли ты старости, или еще молод, благодари Бога. Весь этот псалом особенно научает тому, что должно за все прославлять Бога, хотя бы ты был начальником, хотя бы принадлежал к простому народу. Выражая это, пророк и сказал: все люди. Юноша ли ты, говорит, или старец, жена ли, или муж. "Превознесено имя Его Единого". Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): потому что оно превосходно (ύπερέχον). "Исповедание Его (совершается) на небе и на земле". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): и песнопение его (ύνμνος). "И Он возвысит силу народа Своего. (Такова) песнь всех преподобных Его, сынов Израиля, людей, приближающихся к Нему" (ст. 14). Смысл слов его следующий: из всего видимого я показал его промышление, славу, величие; но должно славить Его не только за это, но и без этого. Действительно, и прежде этого и без этого Богу принадлежит величие, слава и благодарность от всех. Выражение: "Его Единого" здесь употреблено в противоположность мнимым богам. Потом, возводя слушателя к высшим понятиям, пророк опять переносит его от земли на небо. Как в начале псалма он нисходил с неба на землю, так теперь от всего видимого возводит слушателя выше неба и говорит: "исповедание Его (совершается) на небе и на земле", т.е., хотя и высшие силы, невидимые и духовные, не перестают благодарить и славословить Бога, но столь великий и столь благий Бог удостоил и нас назвать Своим народом, и не только назвать, но и возвысить и возвеличить. Поэтому он и присовокупляет: "и Он возвысит силу народа Своего", опять побуждая их этим к усерднейшему служению Богу и внушая, что Он не имеет нужды в их служении (как может нуждаться в нем Тот, Кому по естеству Его принадлежит слава и подчинено столько тварей?), но по одной благости приблизил их к Себе, прославил и возвеличил по всей вселенной. Это и выражает пророк словами: "песнь всех преподобных Его, сынов Израиля, людей, приближающихся к Нему". Чтобы выражение: "сынов Израиля" не подало слушателям повода сделаться беспечными и надменными, и чтобы они, надеясь на одно это название, не стали нерадеть о душевных добродетелях, пророк, после слов: "песнь всех", не сказал просто: людям, но: "преподобных Его", и далее, после слов: "сынов Израиля", присовокупил: "людей, приближающихся к Нему". Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.), вместо: "песнь", сказал: хвала (έπαινος). Смысл слов его следующий: если вы будете праведными, если станете приближаться к Нему, то удостоитесь великой славы. Все, принадлежащее Ему, постоянно, потому что Он так богат и так славен; но мы должны делать должное с нашей стороны; тогда и мы достигнем великого прославления, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во во веки веков. Аминь.

БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 149

1 Аллилуиа. Воспойте Господеви пeснь нову: хваление его в церкви прпдбных. 1 Аллилуия. Воспойте Господу песнь новую: хвала Ему в собрании преподобных. 2 Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове сиони возрадуются о цари своем. 2 Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе своем. 3 Да восхвалят имя его в лицe, в тимпанe и псалтири да поют ему. 3 Да восхвалят имя Его хором, под тимпан и псалтирь да поют Ему. 4 Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасeние. 4 Ибо благоволит Господь к народу Своему и вознесет кротких во спасение. 5 Восхвалятся прпдбнии во славe и возрадуются на ложах своих. 5 Восхвалятся преподобные во славе и возрадуются на ложах своих. 6 Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их: 6 Величания Бога - во устах их, и мечи обоюдоострые в руках их, 7 сотворити отмщение во языцeх, обличения в людех: 7 Чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами, 8 связати цари их путы, и славныя их ручными оковы желeзными: 8 Связать царей их узами и вельмож их - ручными железными оковами, 9 сотворити в них суд написан. Слава сия будет всeм преподобным его. 9 Произвести над ними суд преднаписанный. Слава сия будет на всех преподобных Его.

1. В переносном смысле "новою" названа здесь песнь нового завета, потому что тогда обновилось все – и завет: "Я заключу", говорил Бог, "новый завет" (Иер.31:31), и тварь: "кто во Христе", говорит апостол, "тот новая тварь" (2Кор. 5:17), и человек: "совлекшись", говорит он же, "ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10). Итак, по причине новой жизни и по всему прочему настоящий завет называется новым, и петь ныне пророк заповедует новую песнь этого завета. А в историческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую иудеи должны были петь за победы, за успешные деяния, за трофеи. "Хвала Ему в собрании преподобных".

Видишь ли, как пророк прежде словесной благодарности требует благодарности посредством жизни и дел, и таких людей призывает в хор поющих? Не достаточно благодарить только словами, если они не будут сопровождаться и добродетельною жизнью. "Хвала Ему в собрании преподобных". И нечто другое он внушает здесь, именно, показывает, что должно возносить славословия с совершенным согласием, потому что церковью называется соединение, собрание. "Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе своем" (ст. 2). Прежде частных благодеяний он указывает на общее и далее приведенными словами внушает как бы следующее: благодари Бога за то, что Он произвел тебя несуществовавшего и вдохнул в тебя душу. Подлинно, не маловажен и этот вид благодеяния. Но здесь он внушает и еще нечто большее. Таким выражением он указывает не просто на сотворение, но на близость Израиля к Богу, и заповедует благодарить не только за то, что Бог сотворил его, но и за то, что сделал его Своим народом. Видишь ли, как он приближает и прилепляет народ к Богу, желая, чтобы он не просто благодарил, но с радостью, с веселием и пламенною душою? Все это он выразил словом: "да возвеселится". Он требует от благодарящего такого расположения, чтобы он воспламенялся любовью, чтобы возбуждался усердием, чтобы весь предавался прославляемому Богу. Тоже выражает он и в другом месте, когда говорить: "как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже". И еще: "возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому" (Пс.41:2,3). И еще: "возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя (стремилась) к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной" (Пс.62:2), или, как говорит другой переводчик (Симмах): в земле жаждущей (διψάδι). Желая выразить расположение и стремление души своей, он сравнивает ее с жаждущею землею, с жаждущею ланью. И в другом месте, высказывая словами это стремление, он говорит: "когда приду и явлюсь лицу Божию?" (Пс.41:3) Таковы души святых, как, напр., душа Павла, которая воздыхала о том, что замедлялся исход ее отсюда. "И сыны Сиона да возрадуются о Царе своем". Видишь ли, что пророк, как я выше сказал, указывает здесь на близость, на то, что они были избранным народом Божиим? Потому он и прибавляет: "о Царе своем". Бог был царем их не только по сотворению, но и по усвоению. "Да восхвалят имя Его хором, под тимпан и псалтирь да поют Ему" (ст. 3). Посмотри, как и здесь видно согласие. "Хором" составляются для того, чтобы все вместе и единогласно возносили славословия. Тоже внушает и Павел, когда говорит: "не будем оставлять собрания своего" (Евр.10:25). То же означает и сама молитва, которая возносится всеми вместе: "Отче наш, сущий на небесах! и прости нам долги наши: и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф.7:9; Лук. 11:4), и в которой употребляется множественное число. Так и в древности люди были научаемы петь и славить Бога согласно, чтобы всеми способами они располагались к любви и единодушию. "Под тимпан и псалтирь да поют Ему".

2. Некоторые, принимая названия этих орудий в перенос-ном смысле, говорят, что тимпан требует умерщвления нашей плоти, а псалтирь обращения к небу, потому что это последнее орудие приводится в движение сверху, а не снизу, как гусли. Но я сказал бы, что древние были руководимы этими орудиями по причине грубости души их и потому, что они недавно отстали от идолов. Подобно тому, как жертвоприношения, так и это Бог дозволил им из снисхождения к их немощи. Итак, пророк заповедует здесь петь с радостью. Это означают слова: "да восхвалят имя Его хором", – с согласием, с чистою жизнью. Далее, желая возбудить в них еще большее усердие, пророк говорит и о благоволении к ним Того, Кого воспевают. "Ибо благоволит", продолжает он, "Господь к народу Своему и вознесет кротких во спасение" (ст. 4). Что может сравниться с таким благополучием, когда кому благоволит Бог? "И вознесет кротких во спасение". Посмотри опять, как он представляет и то, что принадлежит Богу, и то, что – людям. Как выше, требуя от них благодарности, он указал и на то, что принадлежит Богу, сказав: "ибо благоволит Господь к народу Своему", так и здесь, возвещая то, что принадлежит Богу, требует и того, что зависит от людей: "и вознесет", говорит, "кротких во спасение". Возносить – дело Божие; а быть кроткими – дело людей; Божие не является, если наперед не будет человеческого. И посмотри на величие дара. Он не сказал просто: спасет, но: "вознесет во спасение", т.е. не только избавит от бедствий, но и сделает известными и знаменитыми, доставит им вместе с спасением и славу. Объясняя это, пророк продолжает: "восхвалятся преподобные во славе и возрадуются на ложах своих" (ст. 5). Как там он призывает "кротких", так здесь – "преподобных". Бог всегда являет все дела Свои чудесно. Так Он освободил евреев из Египта, так вывел их из Вавилона, сделав их славными не только, избавлением от бедствий, но и чудесами, бывшими при этом. "И возрадуются на ложах своих". Таким прибавлением пророк выражает великую безопасность, великое спокойствие, великую радость, великое удовольствие. Это говорит он для того, чтобы они знали, что все сделано было не их собственным оружием, не их собственною силою, но содействием Божием, которое нужно приобретать смирением и кротостью. "Величания Бога – во устах их, и мечи обоюдоострые в руках их, чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами" (ст. 6, 7). Здесь он описывает войну с ликованием и говорит, что, если они будут петь и славословить Бога, то одержат победу. "Величаниями" называет он славословия, песнопения, благодарения. Поэтому другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.), вместо "величания", сказал: славословия (ύμνολογίας). "Чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами". Что это значит? Так как враги, победившие иудеев, во все время (плена) оскорбляли их, то он обещает обличить врагов делами и показать посредством дел, что не недостаток силы в Боге, но грехи иудеев доставляли победу врагам их. Когда они достаточно были наказаны, то человеколюбивый Бог одним мановением произвел в обстоятельствах их чудную перемену. И посмотри на превосходство победы. Пророк продолжает: "связать царей их узами и вельмож их – ручными железными оковами" (ст. 8). Видишь ли величие силы? Они не только прогнали и разбили врагов, но и возвратились с пленниками, являя всем могущество Божие. "Произвести над ними суд преднаписанный. Слава сия будет на всех преподобных Его" (ст. 9). Что значит: "суд преднаписанный"? Явный, всеми признаваемый, такой, который не может быть предан забвению. Таковы дела Божии: и по величию событий, и по чрезвычайности чудес они простираются на все (будущее) время. Такая, говорит, будет победа, такой трофей, будет всем столь известен и столь очевиден, как будто бы он был начертан на столбе, и никогда не изгладится, "Слава сия будет на всех преподобных Его". Какая слава? Слава победы, или – лучше, – не просто победы, но такой победы, при содействии Божием, при помощи свыше. Смотри, как пророк опять упоминает о "преподобных", возбуждая в слушателях ревность к добродетели и святой жизни. Впрочем, мне кажется, под именем славы он разумеет не только победу, но и хвалу, песнопения, славословия, научая всем этим, что прославляющие Бога приобретут и себе великую славу, явятся более светлыми, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.

БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 150

1 Аллилуиа. Хвалите Бога во святых его, хвалите его во утвержении силы его: 1 Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. 2 хвалите его на силах (в силах) его, хвалите его по множеству величествия его: 2 Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его. 3 хвалите его во гласe трубнeм, хвалите его во псалтири и гуслех: 3 Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях. 4 хвалите его в тимпанe и лицe, хвалите его во струнах и органe: 4 Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе. 5 хвалите его в кимвалeх доброгласных, хвалите его в кимвалeх восклицания. 5 Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных. 6 Всякое дыхание да хвалит Господа. 6 Всякое дыхание да хвалит Господа!

"Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его" (Ст. 1). Другой переводчик (Симмах) говорит: во святилище его (έν τω̃ αγίω). Третий (Акила): во святыне его (έν τω̃ ήγιασμένω).

1. Здесь пророк говорит или о народе, или о святой жизни и святых мужах. Смотри, как он оканчивает книгу благодарностью, научая нас, что это должно быть и началом и концом наших действий и бесед. Так и Павел говорит: "всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол.3:17). Так же начинается и наша молитва. Говорить: "Отче наш" свойственно тем, которые благодарят за полученные дары, означая все дары одним этим названием. Кто назвал Бога "Отцом", тот исповедал усыновление; а кто исповедал усыновление, тот возвестил оправдание, освящение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа. Все это наперед должно быть, чтобы мы имели усыновление, и удостоились назвать Бога Отцом. Впрочем, мне кажется, пророк указывает здесь еще на нечто другое: "во святых Его", говорит он, т.е. чрез святых Его. Благодарите Его за то, что Он так устроил жизнь, или: что сделал людей ангелами. Потому, сказав наперед: "во святых", пророк прибавляет "хвалите Его на тверди силы Его", выражая то, что я сказал, так как этого Бог желает более, нежели того, и небо сотворено для человека, а не человек для неба. Другой переводчик (Симмах), вместо: "на тверди", говорит: в неистребимом (τω̃ ακαθαιρέτω), Третий (Акила): во утверждении державы его (κράτυς). Мне кажется, что пророк указывает и еще на нечто другое, как и в предыдущем псалме. Как там он сказал: "хвалите Его, все Ангелы Его", так и здесь: "хвалите Его на тверди силы Его", т.е. находящиеся на тверди Его. Он непрестанно призывает горния силы к участию в славословии. "Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его" (ст. 2). Другой (неизвестный переводчик, см. Орг. Экз.): чрез силы его (διὰ). В еврейском: вегевурофав. Смысл слов его следующий: хвалите Его за силы Его, за могущество Его, за чудеса Его, за могущество, которое Он являет во всем, горнем и дольнем, общем и частном, над каждым и непрестанно. "Хвалите Его по чрезмерному величию Его". Но возможно ли вознести хвалу соответствующую множеству величия Его? Пророк не говорит: соответствующую, но такую, какую ты можешь возносить, представляя множество величия Его; возноси такую хвалу, какая возможна для тебя, какую человек должен возносить великому и безмерно великому Богу; а хвалу достойную Его никто вознести не может. Видишь ли стремление души? Видишь ли душу пламенную, стремящуюся и усиливающуюся преодолеть собственную немощь и возлететь наконец к самому небу, душу соединившуюся с Богом и преданную Ему с великою любовью? "Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях". Другой (Симмах): звуком рога (ὸι ηχσυ κερατίνης). "Хвалите Его на псалтири и гуслях". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): цевницею и лирою (διὰ νάβλας καί λύρας). "Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): струнами и гуслями (διὰ χορδω̃ν καὶ κιθάρας). "Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): в кимвалах знамения (σημασίας). "Всякое дыхание да хвалит Господа!". Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): вздох (αναπνοη) (ст. 3-6). Пророк приводит в движение все музыкальные орудия и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей.

Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: "умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим.12:1). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда простираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководит их к большему усердию. Бог, зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятностью музыкального пения. Что же значит: "на кимвалах доброгласных"? Так называет пророк псалмы, иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. "Всякое дыхание да хвалит Господа". Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, пророк наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким образом наперед рассеивает семена нового завета для людей, распространенных по всей земле. Итак, будем постоянно хвалить Бога и непрестанно благодарить Его за все и словами и делами. Это – наша жертва и приношение; это – служение самое лучшее и достойное ангельской жизни. Если мы будем постоянно славить Его таким образом, то и настоящую жизнь проведем без всякого преткновения, и достигнем будущих благ, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

БЕСЕДА 1