«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"Ты создал нас для себя, - говорит бл. Августин, - и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе".7

Кому под силу разъяснить во всех подробностях пути Божией благодати, т.е. воспитательное действие Божие в жизни людей? Они сложны и разнообразны.

Верующими не рождаются. Вера дается, но дается усилиями и подвигом того, кто взыскал ее.

Для человека важно не остановиться ни перед каким усилием в своем искании и предать себя воспитательному воздействию Божию. Внутри нас существует способность знать Бога, но нужно еще, чтобы Он нас воспитал, возвысил бы нас до познания божественных тайн; в этом смысле и говорится, что вера есть "сверхприродный дар": наша способность знать Бога поднимается на такую ступень, которой мы своими силами достичь не можем. Нужно, чтобы в Божии тайны нас посвятил сам Бог.

Бог никогда не скроет Себя от добросовестно ищущего человека. Рано или поздно такой человек получит веру. Бог будет действовать в нем - и он заметит это действие Божие в своем сердце.

Истинно верующий беспредельно доверяет Христу. И ему не приходится бояться разочарований, потому что он себя доверил самому Богу. Он в руках Божиих.

Все это не значит, что христианин может засесть в своей вере, как в неприступной крепости. Отнюдь нет, скорее можно сказать, что он в лодке, которая качается от жизненных бурь - и может потонуть. Но направляет лодку Христос, человек ему доверяет, а сам гребет - и в этом его долг; вот тогда он уверен, что доплывет до пристани.

Особый взгляд на жизнь, особый подход к суждениям о ней, особая настроенность, особый жизненный стиль, слагающийся из бодрости, понимания и любви, - вот что характеризует веру у христиан. У христианина есть определенное понимание мира и определенное понимание истории.

Все время возрастающей, углубляющейся, развивающейся и светящей всем - вот такой должна быть вера у христианина.

Что необходимо для спасения.

Целью жизни падшего человека является достижение спасения. «Пространный Катихизис» учит, что для «благоугождения Богу и для спасения души» необходимы8:

а) «познание истинного Бога»

Но что значит познать Бога. Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова? Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через непосредственное личностное отношение, т.е. в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть прежде всего образ жизни, а не образ мысли.

б) «правая вера в Него»