«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых (а то и утаенных на исповеди) грехов. Молитвы о лежащем "на одре болезни" в этом случае теряют всякий смысл.

Разрешается и применяется иногда в практике особый чин елеосвящения, совершаемого в храме одновременно над многими лицами в особо назначенный для этого день для общего исцеления немощей душевных и телесных; но этот чин не тождественен с Таинством елеосвящения.

Приступающим к Таинству Елеосвящения надо помнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): "Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления".218

Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу.

В этом смысле можно сказать, что Елеосвящения приобщает больного к страданиям Христа, делает саму болезнь спасительным и целительным средством от духовной смерти. Многие святые с благодарностью принимали посланные им болезни как возможность избавления от вечных мучений.

Как учит Церковь, Бог всегда стремится обратить зло в добро: в данном случае болезнь, сама по себе являющаяся злом, становится добром для человека, который через нее приобщается к страдающему Христу и воскресает для новой жизни. Известны случаи, когда болезнь заставляла человека изменить свою греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Богу.

При совершении таинства Елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницей, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни - выздоровления и - жизни по смерти тела - воскресения (Иоан. 12, 34; 1 Кор. 15:36-38). Вверху пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления (Мк. 6:13), и вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Елей должен быть чистым без примесей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачеству, какое употребил для болящего самарянин "и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лк. 10:34). Около сосуда с елеем водружают в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою (хлопчатою), к помазанию. Обыкновенно сюда вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и Крест.

Крест и Евангелие означают невидимое присутствие Самого Спасителя. Священники в фелонях становятся около стола, и они, равно и все присутствующие имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол и всех людей и обратясь к востоку, начинают возгласом: "Благословен Бог наш..."

Богослужение таинства Елеосвящения состоит из трех частей: во 1-х, молебного пения; во 2-х, освящения елея; и в 3-х, помазание елеем.

Молебное пение подобно утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обычных начальных молитв утрени читается (как бы вместо шестопсалмия) 142-й псалом: "Господи услыши молитву мою"; далее следует ектения: "Паки и паки миром Господу помолимся" и, после возгласа: "Яко подобает", поется "Аллилуиа". Затем - тропари: "Помилуй нас, Господи", 50-й псалом: "Помилуй мя Боже"; потом поется канон. В каноне и стихирах испрашивается больному исцеление от его недугов и болезней. Потом первый из Священников читает вслух молитву над кандилом с елеем, в которой просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазующегося. Третью часть Елеосвящения составляют семь чтений из апостолов, столько же чтений из Евангелия, семь молитв и семь помазаний елеем.

Внимающие Слову Божию при совершении Таинства Елеосвящения приводятся к сознанию, что помощь страдающему есть путь и собственного спасения. Иерей помазует различные части лица, грудь и руки болящего при словах молитвы: "Отче Святый, Врач душ и телес... исцели и раба Твоего (имя) от одержащей его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего".219

В заключение Таинства на голову больного священник полагает раскрытое Священное Евангелие, буквами вниз, и читает разрешительную молитву.

Таинство Елеосвящения по нужде может быть совершено меньшим количеством иереев и даже только одним. Церковь знает неисчислимое множество случаев скорых, а иногда мгновенных исцелений болящих силою этого Таинства. Если же больной умирает, православные верят, что посредством Таинства Елея он обретает особую благодатную помощь для страшного перехода в иной мир. Тем не менее это Таинство ни в коем случае не является, как многие думают, таинством напутствия к смерти, нет, это прежде всего Таинство исцеления больных и участия Церкви в сострадательной любви к страждущему члену.