1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще.

1407. Беседа 12, гл. 8.

1408. Быт. 2. 21–22.

1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24).

1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7).

1411. Быт. 2. 19.

1412. Беседа 12, гл. 6 и 8.

1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого.

1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3).

1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25).

1416. Слово 4, глава 3.

1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21).

1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1.

1419. Там же. Кн. 2, гл. 12.

1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2.

1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина.

1423. Слово 5, гл. 6.

1424. Беседа 7, гл. 7.

1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

1426. Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44).

1427. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII.

1428. См. Слово о смерти.

1429. Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы.

1430. Откр. 6. 11; 7. 9.

1431. Беседа 16, гл. 8.

1432. Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч.

1433. …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39).

1434. В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми».