Volume-2 Fundamentals of the Art of Holiness

— капля крове, каплю щи на землю». (Очевидно, от разрыва, под влиянием чрезмерного душевного напряжения, кожных сосудов — капилляров.)

Для тех, кто привык уверять себя данными науки, можно привести как справку в объяснение евангельского текста случай, рассказанный доктором Handfield Gones.

Один матрос, здоровый датчанин тридцати лет, с белым цветом лица, во время страшной бури пришел в такой ужас, что упал безгласным на пол и, что всего удивительнее, у него выступил кровавый пот. Сначала думали, что у него кровь идет из носу или что он поранился во время падения, но, вытирая блестящие капли, хирург Паулини (Paulini), который, собственно, и принял его на судно, был удивлен, видя, как они заменялись тотчас же новыми. Этот окрашенный пот вытекал из различных частей лба, щек и подбородка, но дело не ограничивалось этим, потому что когда расстегнули одежду, то увидели, что то же самое было на шее и груди. Вытирая и исследуя старательно кожу, хирург ясно видел, что жидкость выступала из отверстий потовых желез. Платок, которым вытирали матроса, был весь в крови4.

Итак, будем трудиться до изнеможения и пота, и последний из физиологического явления обратим в благо-75-

датное, сделаем так, чтобы он тек не по причине животного ужаса, от страха будущих мучений, а от боязни оскорбить Спасителя своими грехами. Кратко сказать, он должен быть от трудов послушания, а не корыстолюбия и тщеславия, и тогда он будет спасителен. И, повторяю, обязателен также.

2. Слезы

Еще драгоценнее и вожделеннее Богу наши слезы, но опять-таки не от злости, зависти, жадности и прочих страстей, а от сокрушения и плача о грехах. Ангелы такие слезы собирают. Преподобный Феофил, чудотворец Печерский, когда молился и плакал о своих грехах, имел обыкновение подставлять сосуд под падавшие слезы. В продолжение многих лет он наполнил ими сосуд доверху, ибо Господь даровал ему великий и непрестанный источник слез. И когда получил откровение о своей скорой кончине, то еще умиленнее стал плакать о том, чтобы его горькие слезы о своих грехах сделались приятными Богу. И вот явился ему ангел Господень, показал ему еще больший, чем у него, сосуд, наполненный слезами и столь благоуханный, как будто миро в нем было налито, и сказал: «Это

— твои же слезы, которые в молитве к Богу проливал ты от сердца и вытирал рукою, или платком, или одеждою, или ронял на землю, — все это я собрал в этот сосуд и сохранил, по повелению Владыки моего и Творца. И ныне я послан поведать тебе радость об отшествии твоем к Сказавшему: блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф. 5, 4). И, оставив сосуд свой, ангел стал невидим. На третий день преп. Феофил, по бывшему ему откровению, преставился в жизнь славную и достоблаженную для вечного лицезрения Трисиятельного Божества. Слезами же святого из двух сосудов омыли преподобное его тело5.

Но вопрос о слезах основной во всей аскетике и требует особого рассмотрения, которое в своем месте и будет предложено для руководства6. Здесь же я упоминаю только о его внешней стороне, не входя в изложение причин и следствий слез, указываю, что и эта область телесного существования очень важная и требует от человека всяческого попечения и внимания. Собирать, конечно, их в кувшин не надо, не нашей высоты духовной это дело, но хоронить следы их от людей всячески надобно стараться.

-76

3. Истечения *

(* Об отделениях предстательной железы — это, конечно, тоже блудное, но не погрешительное.)