Volume-4 Fundamentals of the Art of Holiness
— Разве ты положил его тут?
— Нет, — отвечал брат.
— Как же ты хочешь взять то, чего не клал? — сказал старец.
Еще подобный же случай.
Один брат, пришедши к тому же авве Агафону, сказал:
— Позволь мне жить с тобою.
Идучи же к нему, нашел он на пути немного селитры и принес с собою. Старец спросил его:
— Где ты взял селитру?
— Я нашел ее на дороге, когда шел сюда, и взял ее.
— Если ты шел жить со мною, то для чего взял то, чего ты не клал?
И послал его отнести селитру туда, где он взял ее5.
-16-
Глава 9. Целомудрие.
§ 1. О целомудрии вообще.
I. Что оно такое?
В широком или, вернее сказать, в собственном смысле, «целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей»1. «Целомудрие, — говорит св. Петр Дамас-кин , — есть здравый (целый) образ мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержность или в окаменение, но хранящий собираемое мудростью доброе и отвергающий все худое; собирающий помысл к себе самому и собою возводящий его к Богу... Невоздержность же разумею не ту только, которая относится к чревоугодию и блуду, но — воздержание от всякой страсти и всякого помысла не по Богу, произвольно помышляемого». В более узком смысле, целомудрие есть чистота и незапятнанность души от блудных пожеланий.
«Целомудренным называем не того, — определяет и св. Василий Великий , — в ком невоздержные пожелания ослабели от старости, или от болезни, или от другого какого-либо случая. Ибо в таком человеке, хотя грех еще и живет, но деятельности его препятствует немощь членов. А целомудрие есть истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений».
Человек может достигнуть чистоты души даже по вкушении плотского греха.
«Не тот чист, — говорит равноангельный св. Иоанн Лествичник4, — кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе». И еще:
«Некоторые говорят, что по вкушении плотского греха невозможно называться чистым; а я, опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно привить дикую маслину к доброй. И если бы ключи Царства Небесного были вверены девственнику по телу, то мнение оное, может быть, имело бы основательность. Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи Царствия [Мф. 16, 19]»5.
Отсюда понятно, почему св. Церковь дерзновенно прославляет св. Марию Египетскую наравне с непорочными и чистыми девами, когда поет: