Saint

IGNATIUS

Brianchaninov

ASCETIC PREACHING

PREFACE

to the first edition

"Ascetic Sermon"

In 1863, some of my teachings were published. Here is offered a revised and enlarged collection of my teachings, conversations and words, pronounced and unspoken, written for reading in church and for reading in private. At the same time, their character became even more definite, and the title "Ascetic Sermon" turned out to be quite appropriate for them.

Those who have read the "Ascetic Experiments," which I wrote in the rank of archimandrite, will clearly see that the way of thinking set forth in the "Ascetic Sermon" naturally follows from monastic life and is inseparably connected with it. The sermon serves as a supplement to the description of the spiritual Christian feat, and significantly explains it. From this it does not at all follow that its reading is appropriate for monastics alone: it is appropriate for all Orthodox Christians who wish to become acquainted with the ascetic life according to the mind of the Holy Fathers, according to the mind of the Church.

Bishop Ignatius

1866

Speech

произнесенная по прибытии к Епархии в Ставропольском кафедральном соборе,

5 января 1858 года

Мир граду сему! [1]

Произношу это приветствие, возлюбленные братия, по завещанию Господа моего, пришедши с посохом пастыря в богоспасаемый град Ставрополь, да проповедую и глаголю в сем граде и в окрестных градах и весях, яко приближися Царствие Небесное [2].

Царствие Небесное, Царствие Божие внутрь нас есть [3]. Царствие Небесное — мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов.

Но мир Христов отнюдь не есть мир века сего; подает Господь мир Свой не так, как доставляется мир обычаем падшего человечества [4]. Единство суетной, даже неблагонамеренной цели нередко водворяет между человеками временное и душепагубное согласие. Мир Христов — свят! Мир Христов — весь во Христе! Мир Христов насевается в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми, питается этим невидимым, но небеструдным подвигом, возрастает от него. От действия Святого Духа мир Христов объемлет ум, сердце и тело совершенного христианина, соединяет эти части, рассеченные и разъединенные грехом, воедино; человека, примиренного в себе и с самим собою, составляющего уже собою единое и целое, каким он был до  падения, соединяет с Богом. Такой мир испрашиваю себе и вам, возлюбленные братия, у единого Подателя истинного и святого мира, у Господа нашего Иисуса Христа.

Мир Божий, превосходяй всяк ум, по живому и точному пониманию Апостола, да соблюдет для Христа сердца и разумения наши [5]; да соблюдет для Него земную деятельность нашу и зависящую от этой деятельности нашу вечную участь. Аминь.

Поучение

на Богоявление

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте [6].

Таков был глас предвечного Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы и совершал спасение погибшего человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.

Может быть, кто-нибудь скажет: и хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотию и проповедовал Свое всесвятое учение?