«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Душе моя, душе моя», — ты, которая у меня одна, так что если потеряю тебя, то лишусь всего, — ты, которая будучи создана по образу Божию, по тому самому уже превыше всего мира и даже по падении твоем искуплена драгоценною Кровью Сына Божия, и предназначена к вечному блаженству с Богом на небе, — «душе моя, душе моя, что спиши!» Для чего забываешь свою природу и достоинство и так жалко отдаешь себя в рабство плоти и крови, — в плен миру и диаволу, врагам твоим? Зачем, созданная служить Богу живу и истинну, кланяешься до земли всякому кумиру страстей? Зачем, предназначенная к вечности, расточаешь безумно и время, и таланты, тебе вверенные, на суету, не помышляя об ожидающем тебя за все это отчете? «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши!» Тут ли спать, когда пред тобою небо и вечность с разверстыми вратами? Тут ли спать, когда за тебя сражается небо с адом, когда всезлобный враг назирает все пути твои, напрягает все силы свои, чтобы настигнуть и поглотить тебя на веки? «Душе моя, душе моя, восстани!». Отряси сон от веждей твоих и обрати их на себя самую и на твое великое предназначение! «Восстани!» — сбрось постыдные узы злых навыков, коими, как пленница, привязана ты к земле и тлению! Восстани и посмотри, как все ожидает твоего пробуждения: ожидает Ангел-хранитель, дабы не всуе находиться при тебе и не плакать безутешно о твоем ожесточении во грехе, ожидает Церковь Божия, дабы начать врачевать тебя своими молитвами и таинствами, ожидает совесть, дабы вести тебя по стезям правды, ожидает сама смерть, давая место покаянию, дабы не восхитить тебя со грехами твоими перед страшным Судом Божиим...

Ты спишь, бедная душа моя, а время благодати и помилования течет и уходит невозвратно! Ты спишь, а бремя грехов твоих растет и множится без числа и меры! Ты спишь, а враг твой не дремлет и опутывает тебя с ног до головы новыми сетями! Ты спишь, а Ангел смерти грядет, и конец твой приближается! Приблизится, настанет, застигнет, поразит, и что будет тогда с тобою? Помогут ли тебе блага земные, для собирания коих забывала ты Бога и жертвовала всем? Защитят ли тебя от гнева Божия легкомысленные друзья и клевреты, с которыми ты проводила и губила время? Ах, тогда-то узнаешь во всей силе, как праведно говорили тебе, что «никая польза человеку, аще приобрящет весь мир, и погубит душу свою!» (Мк. 8; 36). Познаешь, — но что выйдет из сего познания? Одна скорбь лютая, одно смущение и отчаяние: «и имаши смутитися!» «Смутитися» и от прошедшего, которое предстанет тебе со всеми грехами и нечистою жизнью твоею, — «смутитися» и от настоящего, которое будет исполнено ужаса, мук, смертных и отчаяния, — «смутитися», наконец, и от грядущего, которое, так долго забываемое, отвергаемое, явится пред тобою во всем грозном и низлагающем величии своем...

Душа падшая, душа пленная, душа погибающая, пробудись от своего нечувствия и познай, — кто ты? Грех и страсти унизили, ослепили, подавили, умертвили тебя, но ты и теперь дороже всего видимого мира, ибо ты — одушевленный образ Божий. Сама по себе ты не можешь и подумать о том, чтобы сразиться с жестоким врагом твоим и разорвать узы, на тебя возложенные, но у тебя есть всемогущий Заступник, Который может «связать крепкого» (Мф. 12; 29) противника твоего, разрушить все твердыни его и преподать тебе все средства к возврату в отечество. Предай себя Ему, — и невозможное сделается возможным. Как бы ни были тяжки и велики грехи твои, хотя бы чернотою твоею ты походила на самого духа злобы, — все исправится, все убелится, все просветлеет, и ты паки сделаешься таким существом, в коем будет почивать Сам Бог...

Для чего же, бедная душа моя, ждать нам с тобой беспечно нашей погибели? Для чего, смежив умные очи, идти всю жизнь к пропасти адской? Что мешает нам остановиться, подумать и возвратиться вспять, когда еще есть время к тому? «Душе моя, душе моя, воспряни убо!» Раскрой глаза и поднимись с греховного ложа, стань на путь закона Господня и простри руки к добру, решись служить Богу живу и истинну, как ты служила доселе идолам страстей, а все прочее уже готово к твоему спасению. Готово Евангелие для вразумления тебя во всех случаях жизни, готова драгоценная одежда заслуг Христовых для прикрытия твоей духовной наготы, готово Тело и Кровь Сына Божия для насыщения твоего глада, готов елей и бальзам для уврачевания твоих ран, готова всемогущая благодать Духа Святого для подкрепления твоих слабых сил, готов самый венец для увенчания твоих малых подвигов. «Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог!» Слышишь ли, как Он гласом Евангелия вещает с пренебесной вечери Своей: «и еще место есть!» (Лк. 14; 22). — Это место для нас с тобою, душа моя! Поспешим же сделаться его достойными, пока не наступила полночь, не затворились двери чертога, не угас елей во светильнике нашей жизни! Аминь.

(Из сочинений преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического)

45. «Постящеся телеснее, постимся и духовне»

Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития, душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто положил языку своему воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабления, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный. Полезен нам пост телесный, так как служит нам ко умерщвлению страстей, но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничтожен есть.

Аще убо хощеши, христианине, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, — и тогда постимся всегда. Якоже убо полагаешь пост чреву твоему, наложи его злым мыслям и прихотям твоим.

«Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33; 15).Се есть христианский пост, какового Бог наш от нас требует. Покайся убо, и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься. «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!' Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень», и проч. (Ис. 58; 4-10).

(Из сочинений святителя Тихона, епископа Воронежского,

Задонского чудотворца)