«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(Из книги "Вышний Покров над Афоном")

Тропари Богоматери:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений! Не отврати Твоя рабы тщи (ни с чем), Тя бо и едину надежду имамы!

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла, молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых!

10. Милость за милость

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.5;7).

Одна знатная женщина по смерти своего мужа, приведя себе на память все свои грехи и воспомянув час смертный и Страшный Суд Божий, пошла к преподобному Нифонту и, поклонившись ему, сказала: "По вере пришла я к твоей святыне, честный отче, я хочу исповедать пред тобою все грехи мои". Когда же старец не согласился на сие и говорил: "Мне (как монаху) не следует слушать о женских делах, дитя мое", — женщина сказала: "Отче святый! Господь Иисус Христос, истинный Бог наш, облекшийся в наш образ, не отринул пришедшей к Нему блудницы, которая со слезами лобызала честные Его ноги и исповедовала Ему свои грехи, а ты, отче, отгоняешь меня в то время, когда я хочу покаяться и спастись!"

Выслушав сие, старец сказал ей в ответ: "Если так, чадо, и если ты по вере пришла к моему недостоинству, то пойдем в церковь: исповедуй там с сердечным сокрушением Многомилостивому Человеколюбцу Богу деяния твои, причем и я, грешный старец, услышу их". Они оба пришли в церковь, и женщина, сделав поклон, стала молча.

— Что с тобою, чадо? — сказал ей старец, — с раннего утра ты понуждала смирение мое, чтобы принять тебя на исповедь, а теперь ничего не говоришь?

— Не смею высказать, честный отче, — отвечала женщина, меня смущает непристойный помысл.

— В таком случае напиши мне его на бумаге, — сказал он, — а я прочту его пред лицом Господа Бога, прощающего по Своей великой милости наши согрешения.

— И этого сделать я не в силах, — так велики мои грехопадения, — отвечала грешница.

— Если и сего не можешь сделать, — продолжал старец, — то я вот что сделаю: буду напоминать тебе по одному все грехи, какие бывают в жизни людей, — и он стал ее спрашивать: "Не сделала ли ты то и то?" — Но женщина на все его вопросы отвечала: "По милости Божией и за твои святые молитвы я ничего такого не сделала, мои грехи вовсе не те".

Тогда старец сказал ей: "Если не те, то я — не сердцеведец: не знаю таин человеческих". И несчастная женщина, не умиривши своей совести покаянием, сказала только: "Молись о мне, отче", — и ушла.