«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Спустя шесть месяцев после предречения Архангелом Гавриилом о Рождестве Предтечи Господня, тот же Архангел послан был от Бога в галилейский город Назарет. Сюда, в дом Иосифа-древодела, в недавнем времени из Иерусалимских обителей при храме переселилась Богоизбранная Отроковица Мария, из рода Давидова, дочь Иоакима и Анны. И вот, в доме обрученного Ей Иосифа является Архангел и приветствует Ее: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты преимущественно пред всеми женами!" — Она смутилась и подумала: что бы значило это приветствие? Архангел сказал Ей: "Не смущайся, Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Это будет Сын Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иакова на веки, и царству Его не будет конца". Пресвятая Девая Мария сказала: "Как же это не будет, когда Я непричастна браку?" — Архангел отвечал Ей: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято (без греха прародительского). Вот и Елисавета, родственница Твоя, слывущая бесплодной, несмотря на старость свою, шесть месяцев носит уже во чреве сына. Так у Бога не останется бессильным никакое слово". Пресвятая Дева Мария сказала: "Я — раба Господня, да будет со Мною по слову твоему". И Гавриил отошел от Нее.

(Из "Священной истории" протоиерея М.Богословского)

Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородице

«Радуйся Благодатная, Радуйся Невесто Неневестная!»

Как в светлый день Пасхи в торжественных песнопениях церковных непрестанно слышится сладостное — «Христос воскресе», так и в светлый праздник Благовещения непрестанно повторяется радостное —«радуйся Благодатная! Радуйся, Невесто неневестная, Господь с Тобою!» Это — привет Архангела Богоблагодатной Деве Марии, привет, который и мы так часто повторяем не только ныне, но и в повседневных молитвах наших к Небесной Заступнице рода христианского. Но приходило ли вам, возлюбленные о Христе братия, когда-нибудь на мысль спросить самих себя: достойны ли мы, грешные, своими нечистыми устами приветствовать Архангельским приветствием Преблагословенную Владычицу нашу? Приятно ли Ей слышать это — «радуйся» — из грешных уст наших? Другими словами, возглашая Ей свое «радуйся» устами, радуем ли мы Ее своими делами, своей жизнью, поведением нашим? О, блаженны вы, святые составители священных песнопений в честь Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов! С незазорной совестью, из глубины чистого сердца, пламеневшего святой любовью и благоговением к Пренепорочной Матери Бога нашего, воспевали вы Ей чудные гимны свои, и эти дивные песнопения были отголоском вашей чистой святой радости о Бозе Спасителе нашем и Его Пречистой Матери! А мы, грешные, можем ли с теми же чувствами повторять эти песнопения? По греховности нашей для нас поистине удобнее было бы возлюбить молчание, ибо кто из нас своими делами грешными не оскорбляет Пречистую Матерь Божию и Ее Божественного Сына Господа Иисуса? А оскорбляя Ее, можем ли с чистой, незазорной совестью воспевать Ей: «Радуйся Благодатная!» Ибо не будет ли это «радуйся», напоминать собой другое «радуйся», которым некогда приветствовали Сына Ее и Господа — Его распинатели, взывая Ему: «Радуйся, Царю Иудейский!»

О, грехи, грехи! Как тяжело говорить о них в столь радостный праздник, каков ныне: но что же делать, когда мы грешники? Больному свойственно говорить о своей болезни, — грешнику еще свойственнее говорить о своих грехах, если он хочет исцелиться от своих тяжких недугов душевных. Говорили святые Отцы: кто узрит грехи свои, яко песок морской, тот выше сподобившегося увидеть Ангелов, ибо в познании грехов своих — начало здравия души. Не лучше ли теперь прямо и откровенно спросить у своей совести: угодно ли наше «радуйся» Деве Богорадованной? Вот и святитель Димитрий Ростовский предлагает себе и другим тот же самый вопрос: "Послушайте меня, все грешники, от них же первый есмь аз, — так говорит он, — и к вам, и к себе обращаюсь. Повторяем мы Архангельское Пресвятой Деве приветствие — «радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаем себя, об истинном покаянии не заботимся... Что же мы думаем? Ужели угодно будет наше моление, пение, поклонение Пресвятой Деве Богородице? Если бы кто, — продолжает святитель, — вырвал у матери из рук ее любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами, потом на ее глазах заклал бы его ножом в сердце, а затем подошел бы к ней и, кланяясь, стал бы говорить: радуйся, здравствуй и будь ко мне милостива, — угодны ли бы были матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами! А мы, грешники нераскаянные, каждый раз, когда согрешаем, как бы отнимаем Господа нашего Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери, повергаем, попираем Его и прободаем, снова распиная Его на Кресте! И смотрит на все это Матерь Божья, и мы, распинатели Ее Сына, припадаем к Ней и говорим: радуйся, милостива нам буди! Не прогневляем ли мы Ее чрез то еще более? Не поновляем ли Ей сердечную болезнь, какую претерпела Она под Крестом Сына и Бога Своего?"

Прибавлять ли что-нибудь, возлюбленные о Христе братия, к этому строгому и глубоко правдивому слову святителя Божия? Правда, жестоко слово это грешному слуху нашему, жестоко, но спасительно! Будем же с сокрушенным сердцем приводить его себе на память каждый раз, когда обращаемся с молитвой к Богоблагодатной, возглашая Ей — «радуйся», —устами, потщимся порадовать Ее и добрыми делами, наипаче же всего истинным покаянием. И ныне, прославляя Ходатаицу спасения нашего, будем воспевать Ей священные песни не иначе, как со страхом и в глубоком чувстве своего недостоинства и самоукорения, помышляя, что не нашими бы грешными устами славить Славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу! Тогда и Ей будет благоприятно наше радуйся, и Она, Благого Царя Благая Матерь, обрадует нас милостью Сына и Бога Своего. Аминь.

Тропарь праздника:

Днесь спасения нашего главизна (начало), и еже от века (сокровенного) таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же (посему) и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Кондак праздника:

Взбранной воеводе (на брани за нас подвизающейся военачальнице) победительная (дары победные), яко избавильшеся от злых, благодарственная восписуем Ти (приносим Тебе), раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед освободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная!

42. В чем состоит истинное покаяние

Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать (духовному отцу) свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, какие были прежде соделаны; и не только жалеть, но и заглаждать их трудами покаяния, и притом такими трудами, которые не только бы равнялись соделанным нами грехам, но и превосходили оные. Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от брашен и однодневным пощением покрыть многократное свое объедение и пьянство! Бесполезно покаяние того, кто думает непродолжительным и малым некиим умерщвлением тела очистить многолетние и тяжкие грехи смертные! Неправедно покаяние того, кто надеется немногими воздыханиями и несколькими ударами в перси загладить многие неправды свои! Сомнительно прощение грехов того, кто помышляет немногими слезами без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, омыть свои многие беззакония и нечистоты греховные и тем избавиться от мук вечных! Много слез пролили ниневитяне, и велико было их покаяние: все они, от малого до великого, облеклись во вретище, заповедали пост не только для людей, но и для скота, и обратились к Богу в молитве покаяния, но и при этом не были вполне уверены в своем спасении от угрожавшей гибели, ибо говорили: «Кто весть, аще раскается и умолен будет Бог, и обратится от гнева ярости Своея, и не погибнем» (Иона. 3; 9)? И если они после такого покаяния все еще не были уверены в помиловании от Бога и прощении грехов своих, то как же может быть уверен тот, кто думает кратким покаянием и немногими слезами очистить себя от многих и тяжких грехов? Ты, может быть, скажешь: "Ниневитяне были язычники, — они не знали, что говорит Писание: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50; 19); «близь Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» (Пс. 33; 19), «рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31; 5). А мы, верующие, надеемся, что и малые слезы, соединенные с исповеданием грехов, могут испросить у Господа прощение их. На это отвечаю: конечно, могут, но только тем, которые находятся при кончине жития своего, у которых уже не остается времени для оплакивания грехов и для трудов покаянных; таковым Господь являет Свою милость и за одно сердечное сокрушение. Пример тому — разбойник на кресте. А от здорового человека, имеющего время на покаяние, Бог требует многих слез, многих трудов и подвигов, пока труды покаяния сравняются или, лучше сказать, превзойдут прежде соделанные грехи. О слезах же должно еще сказать и вот что: есть люди, которые иногда и умиляются сердцем, и плачут о грехах своих, а грешить все же не перестают. Что пользы в таких слезах, если люди не исправляют своей жизни? Иные и исповедуют грехи свои со слезами, а потом опять возвращаются к тем же грехам; какая же им польза от омовения слезного, когда они так охотно потом снова погружают себя в прежнее благо греховное?