«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

213. Страсти Христовы

Бесконечно велико Божие милосердие к нам, грешным! Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8; 32), и вот Он, Единородный Сын Девы, удаленный от объятий Своей возлюбленной Матери, как бы оставленный Самим Безначальным Своим Отцом, один предается на страдания... Вот приближается к Нему в саду Гефсиманском один из Его учеников, но — увы! это Иуда предатель, отступник и льстец! «Иудо, лобзанием ли Сына Человеческаго предаеши!» (Лк. 22; 48) — говорит ему кроткий Господь наш Иисус Христос: ведь ты — Мой апостол, Мой ученик, ужели и ты заодно с Моими врагами?... Но Иуда не слушает; у него одно на уме — тридцать сребренников; такая цена, которая была назначена Моисеем за убитого раба! И вот «Сын Человеческий... (предается)... на распятие» (Мф. 20; 18-19). Его крови жаждут архиереи и старцы; они давно ждут Его в палатах Анны и Каиафы. Сюда и приводят Иисуса.

Судии неправедные, свидетели лживые! Каков же будет ваш приговор? «Повинен есть смерти», — провозглашают они (Мф. 26; 66). Но если так, то зачем же плевать Ему в лицо, зачем бить и мучить Его? К чему эти насмешки, это закрывание лица, этот злорадный вопрос: «прорцы нам, Христе, кто есть ударей Тя?» (Мф. 26; 68). Иисусе мой, Избавителю мой! Вот до чего довела Тебя злоба людская! Скажи нам, — не ударяем ли Тебя и мы, грешные? И что больнее Тебе: удары ли иудейские или грехи христианские?.. Ах, брат мой! Для Спасителя нашего, конечно, тяжелее было претерпеть отречение Петрово, нежели эти ударения слуг архиерейских; но помните, что вскоре за этим Петр, «изшед вон плакася горько!» (Мф. 26; 75). И блажен ты, апостол Христов, что во грехе был только один час, а оплакивал его всю жизнь. А мы, несчастные, грешим всю жизнь и не поплачем ни одного часа, ни одной минуты!

Но обратим взоры к страждущему Господу. Настало утро пятницы. Открылось судилище Пилатово. Слышатся крики народные: «распни, распни Его!» (Лк. 23; 21). Злодею, разбойнику Варавве дают жизнь, а относительно Иисуса у всех одно мнение, один вопль: «да распят будет!» (Мф. 27; 22). Удивляется Пилат. Он спрашивает Иисуса: «что бо зло сотворил Сей?» (Лк. 23; 22). Странное дело! Разве ты, Пилат, только один в целом Иерусалиме не знаешь великих дел Иисуса Назарянина? Он слепых просветил, прокаженных очистил, расслабленных исцелил, мертвых воскресил, народ голодный напитал, души заблудших научил — вот что Он сделал, а ты спрашиваешь: «что бо зло сотворил Сей?» Спроси тех, кто с восторгом слушал Его Божественное учение. Спроси Самарянку, которая одним Его словом из блудницы стала девственницей, спроси Магдалину, которая из грешницы стала равноапостольной, Закхея, который из лихоимца стал милостивцем, Матфея, который из мытаря сделался евангелистом. Спроси Лазаря, которого Он всего шесть дней назад из мертвых воскресил... «Что... сотворил Сей?» Если бы нужно было, тебе сказали бы о Нем и море и ветры, которые Ему послушны были! Да и самые бесы Его Сыном Божиим исповедали. «Что ... сотворил Сей!» Да ведь Он есть Предвечное Слово Отца, Слово, «вся Тем быша» (Ин. 1; 3). Он Творец всего видимого и невидимого, Он и твой Творец! Одного только Он не творил: «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (Ис. 53; 9). Об этом сам Пилат свидетельствует говоря: «ни единыя же обретаю в человеце сем вины» (Лк. 23; 14). Не обретает вины и, однако же, бьет, мучает, терзает... Вот каково бывает правосудие человеческое!... Неповинный Иисус уязвляется, Сын Божий, одевающийся светом яко ризою, обнажается, Его Святая Кровь потоками струится под ударами бичей... Ангелы, Серафимы! Поспешите прикрыть Его непорочные уды своими крылами от нечистых очей законопреступников!... Но вот лютые мучители накрывают Его хламидой червленой (красным плащом) вместо царской багряницы, надевают на главу Его венец терновый вместо царского венца, дают Ему в руки трость вместо скипетра; бьют Его этой тростью по голове, чтобы терны глубже вонзались в чело Его, а потом с насмешкой преклоняют колени перед Ним и приветствуют: «радуйся, Царю Иудейский!» (Мф. 27; 29). Не ошиблись вы, нечестивцы, не ошиблись: Он воистину есть наш Царь — Христианский! Этому измученному, израненному, поруганному Царю мы поклоняемся!... Вы поставили Его Царем мучеников и подвижников наших! Да будет же вам ведомо, что этому Царю поклонятся все цари земли... Не так ли, братие мои слушатели? Ведь Он наш Царь — Царь болезней и терпения! Посмотрите на Него: вот Он выходит за Пилатом, неся терновый венец и багряную одежду; вот Пилат указывает на Него и возглашает: «се, Человек!» (Ин. 19; 5). Отче Небесный! Ведь сей Человек, не имеющий ни вида, ни доброты, есть Твой Единородный Сын, Которого из чрева прежде денницы родил Ты! Ангелы и Архангелы! Ведь сей Человек многострадальный есть Тот Царь славы, Которому вы непрестанно воспеваете победную песнь... Где вы, пророки? Посмотрите на Него, надежду народов, желанного Христа. Где вы, апостолы? Посмотрите на вашего Бога и Учителя. Где ты, Мати, возлюбленная Марие? Взгляни на Твоего дорогого Сына... Посмотрите иереи на вашего Архиерея, сироты — на Отца, больные — на Целителя, грешные — на Спасителя. Посмотрите на Него все христиане: Он — Царь наш. Радуйся Царю не Иудейский, а Христианский! Божественный Спаситель душ наших, Жених Святой Церкви нашей! Что до того, что Ты уязвлен, обесчещен, поруган: Ты Царь наш, иного бо разве Тебе не вемы. Ты — Человек и вместе Бог, ибо и страдаешь и спасаешь!...

Но вот Пилат предает Его на распятие. С каким торжеством возлагают на Него Иудеи тяжелый крест, с позором ведут по улицам Иерусалима — на Голгофу, пригвождают ко кресту и с криками радости, со злословием и насмешками поднимают в высоту. И этого мало: для большего бесчестия распинают по сторонам Его двух разбойников. Ужасные муки этого распятия мог бы поведать только Тот, Кто имел терпение их испытать!... Сам Отец Небесный оставляет Своего Сына. «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27; 46), — взывает Христос со креста. Божество Его как бы сокрылось, и страдало одно человечество... Оставил Его Отец, но не покинула Мать! Вот Она — стоит под крестом, безмолвно держа в сердце тот меч, о котором Ей предрек Симеон... Стоит Она как бы Сама распятая при Распятом, и в то же время служит вторым крестом Распятому Сыну!.. Не знаю, какой крест был мучительнее, и кто больше страдал: Сын или Мать? Какой Сын имел такую Мать? Какая Мать имела такого Сына? И Мать страдала, смотря на Сына, а Сын вдвое страдал, смотря на скорбящую Мать. Болезни Сына терзали сердце Матери, а болезни Матери — сердце Сына... И конечно, Мать разделила бы самую смерть с Сыном, если бы Сын не восхотел Один за всех умереть! И вот Он должен был признать Ее как бы чужой и сказать Ей, указывая взором на друга Своего Иоанна: «Жено! се, сын Твой! Потом глагола ученику: се, Мати твоя!» (Ин. 19; 27). Затем слышится вопль со креста: «жажду!» Только язык не испытал еще мучения и вот уксус, смешанный с желчью, служит последней каплей горькой чаши страданий. «Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася!» (Ин. 19; 28-30). Это означало, что настал конец Ветхому Завету и наступил Завет Новый. И вот Он, Начальник этого Завета, прежде всего молится за врагов Своих: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят!» Он завещает благоразумному разбойнику: «...днесь со Мною будеши в рай». Он оставляет Церкви Своей семь Таинств, нам, христианам, крест Свой, чтобы мы всю жизнь носили его на себе... Он поручает наконец дух Свой Богу и Отцу: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой!» (Лк. 23; 34, 43, 46). И это делает с обычным Ему повиновением: «И преклонь главу, предаде дух» (Ин. 19; 30). Так закончились, братие, страдания нашего Господа!...

(Из "Поучительных слов" святителя Илии Минятия)

214. Псалом крестных скорбей Христовых. Изложение псалма 21

Скорбит, тяжко, глубоко скорбит венценосный пророк Давид, но не своей скорбью: он духом провидит крестные страдания своего Божественного Потомка — Христа Спасителя, и вот святая душа Богоотца, пророка, как будто на себе испытывает все ужасные муки Распятого, и эти муки, эти страдания изображает в дивном псалме, начало которого Господь Иисус Христос повторил со креста... Когда подумаешь, что этот псалом написан за тысячу с лишним лет до описанных в нем страданий Христовых, то невольно в благоговении повторишь богомудрое слово брата Господня Иакова: «Разумна от века суть Богови вся дела Его!» (Деян. 15; 18). Вот изложение этого пророческого псалма, который как будто и писан-то был у самого креста.

«Или, Или! лама савахвани!» (Мф. 27; 46). «Боже, Боже Мой! вонми Ми», услыши Меня: почто отвратил Ты лицо Свое от Меня? Тяжело Мне, Отче Праведный, быть в разлуке с Тобой, изнывает душа Моя: «вскую оставил Мя еси?» почто оставил Ты без Божественной помощи Мою природу человеческую? Почто предал ее на крестные муки? Страх смертный смущает душу Мою, изнемогает телесный состав Мой, — дух Мой бодр, но плоть немощна!... Ты ведаешь, Боже Мой, что Сам Я греха не сотворил; чужие грехи, грехи всех людей Я взял на Себя, и вот они теперь удаляют от Меня помощь Твою: «далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих» (людских), которые стали теперь Моими! Я не могу освободиться от страданий за «них... Боже Мой!» к Тебе я взываю, не умолкая среди нестерпимых страданий, «воззову во дни, и не услышиши» (как будто не слышишь), зову «и в нощи», и нет Мне облегчения, нет покоя!.. Правда, Я знаю, что это нужно для спасения людей; но Боже Мой! Ты ведаешь, как нестерпимы скорби Мои, Ты знаешь невинность Мою, и потому не вменишь «в безумие Мне» эту скорбную молитву Мою... С высоты небес Ты зришь на Меня, «Ты же во Святем», в небесном святилище, «живеши, хвало Израилева!» Ты всегда был защитником невинных страдальцев. «На Тя уповаша» (на Тебя надеялись) «отцы наши» (Мои по плоти праотцы, патриархи и пророки), «уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша» в день лют, «и спасошася; на Тя уповаша, и не постыдешася». Им подражаю и Я, будучи подобен им по-человечеству; и Я на Тебя уповаю, к Тебе вопию в скорби Моей. Но Ты не слышишь вопля Моего, и вот Я поруган, умален паче всех сынов человеческих... «Аз же есмь червь», червь безпомощный, «а не человек»; во Мне видят одно «поношение», посмешище «человеков», не верующих истине, «и уничижение людей», исполненных грехов!... «Вси видящие Мя» в таком уничижении, вознесенного на крест, «поругашамися (ругаются надо Мною), глаголаша устнами» поносные речи, покиваша главою, со злорадной насмешкой говоря: «упова на Господа, да избавит Он теперь Его, да спасет Его, яко» — ибо Сам Он говорил, что Бог «хощет Его» — благоволит к Нему (Мф. 27; 39). Да, Я с самого рождения уповал на Тебя, «яко Ты еси исторгий Мя» — Ты чудесно извел Меня из чрева девственного, Ты — «упование Мое» с раннего детства, «от сосцу Матере Моея»; с самого зачатия Моего Ты не оставлял Меня Своим Отеческим попечением. «К Тебе привержен есмь от ложесн» — на Тебя оставлен Я с рождения, ибо не было у Меня земного отца; «от чрева Матере Моея Бог Мой еси Ты! Да не отступиши» — не удаляйся же и теперь «от Мене», ибо Сам видишь, в каком Я крайне бедственном положении —«яко скорбь близ», надеяться Мне не на кого — «яко несть помогаяй Ми». Ближние Мои, ученики Мои, по немощи своей оставили Меня; вместо них «обыдоша Мя» (обступили Меня) «тельцы мнози» — толпы народные, «юнцы тучнии» (свирепые иудейские первосвященники и книжники) «одержаша Мя» (со всех сторон окружили Меня). «Отверзоша на Мя уста Своя», как звери алчные, «яко лев восхищали» добычу свою и страшно «рыкаяй»: с нетерпением они ждут Моего конца. «Яко вода излияхся», как вода пролитая исчезает жизнь Моя, «и разсыпашася» — исторгнуты крестом из мест своих, вывихнуты «вся кости Моя, бысть сердце Мое яко воск, таяй от» пламени страданий «посреде чрева» — внутри телесного «Моего» состава. «Изсше яко скудель», иссохла как обожженный черепок, от огня скорбей лютых «крепость Моя» — Моя сила телесная... Нестерпимая жажда от потери крови страшно мучит Меня, «и язык Мой» иссох — «прильпе гортани Моему», и вот близка смерть Моя, Я вижу уже, что «в персть смерти», в прах смертный, в могилу «свел Мя еси... Яко обыдоша Мя» (напали на Меня) «пси мнози» (палачи, языческие воины), «сонм» (скопище) «лукавых» иудеев «одержаша Мя» (обступило Меня). Ископаша (гвоздями пронзили) «руце Мои и нозе Мои», обнажили, растянули Меня на кресте так, что можно стало пересчитать — «исчетоша вся кости Моя», тии же вместо того, чтобы закрыть глаза из сострадания, «смотриша» — с наслаждением смотрят на Мои мучения как на приятное зрелище, «и презреша Мя», смеются надо Мной. «Разделиша» верхние «ризы Моя себе», и о нижней «одежди Моей» нешвенной «меташа жребий». Так все покинули, все оставили Меня; «Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене; на заступление Мое вонми» — поспеши! Не прошу избавления от смерти телесной. «Избави от» врагов Моих — этого «оружия» диавольского «душу Мою, и из руки песии (из рук нечестивых язычников) Единородную», одинокую и беспомощную «Мою... Спаси Мя от уст Львовых» (от иудеев жестоких) «и от рог единорожь» (от их гордых вождей и начальников) «смирение Мое». Я знаю, что Ты не оставишь души моей во аде; Ты не попустишь меня видеть нетление; Я востану из гроба и тогда «повем имя Твое» — превожделенное имя Отца — «братии Моей» (апостолам и всем верующим — чадам Твоим по благодати), «посреде церкве», Мною созданной, «воспою Тя. Боящиися Господа», вы, уверовавшие в Меня из народов языческих! «восхвалите Его, все семя Иаковле (верующие из народа избранного), прославите Его. Да убоится же от Него», да устрашится гнева Его на нераскаянных грешников, «все семя Израилево», все те, кто еще упорствует и не хочет уверовать в Меня. «Яко не уничижи» — вот Он не презрел, «ниже негодова» — не отверг «молитвы нищаго» (скорби страждущего), «ниже отврати лице Свое от Мене», не оставил Мое человечество без отеческого Своего попечения, «и егда воззвах к Нему, услыша Мя. От Тебе похвала Моя» — Ты прославляешь Меня, посему и Я в «Церкви велицей (вселенской), исповемся Тебе» — прославлю Тебя, и тогда «молитвы Моя воздам» — исполню обеты Мои, принесу жертву благодарственную «пред боящимися Его». И напитаю этой жертвой, этой таинственной пищей всех, в Меня верующих: «ядят убозии» — нищие духом от трапезы Моей вкушают Тело и Кровь Мою, «и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии» — ищущие Его всем сердцем; «жива будут сердца» — души «их в век века». Тогда уничтожится разделение между народом избранным и язычниками; тогда “помянутся» забывшие Бога язычники, «и обратятся ко Господу вси концы земли», и познают Его, «и поклонятся пред Ним вся отечествия язык» — все племена и народы. И это будет, это непременно совершится, «яко Господне есть Царствие», Он един есть истинный Бог всех народов, «и Той (един) обладает языки». «Ядоша» — вкусили от трапезы Моей, «и поклонишася еси тучнии земли (все цари и вельможи), пред Ним припадут еси низходящии в землю», все смертные сыны Адамовы. «И душа Моя Тому (единому) живет», Ему единому повинуется. «И семя Мое» — Мои дети по вере и благодати, всякий истинно в Меня верующий «поработает Ему; возвестит о себе Господеви», обратится ко Господу и соделается любезным «Ему род грядущий», род христианский. «И возвестят» апостолы Мои и пастыри Церкви «правду Его» — оправдание верой в Меня людем в Таинстве Крещения «рождшымся», возвестят будущим христианским поколениям все дивные дела, «яже сотвори Господь».

215. Сошествие Христа Спасителя во ад

До крестной смерти Господа Иисуса Христа все души умерших людей, и праведных и грешных, по смерти их сходили во ад. Правда, души праведных не терпели там той бедственной участи, какой подвергались души людей грешных; однако же и праведники не имели сил вырваться из страшной темницы духов, и вознестись в светлое небо, к престолу Божию: врата небесные для всех были еще заключены. Но вот пришел на землю Христос Спаситель. Он пострадал и умер на кресте. Его пречистое тело еще оставалось во гробе, в саду Иосифа Аримафейского, а дух Его был уже во аде. "Христос Бог, — говорит один древний учитель Церкви, — умерев как человек, и будучи погребен, по Писаниям, исполнил и тот закон, что, подобно всем людям умиравшим, сошел во ад, и прежде чем восшел на высоту небес, Он нисшел в преисподняя земли, чтобы там со делать спутниками Себе патриархов и пророков".

"Проникнув во ад, — говорит святой Кассиан, — Христос сиянием Своей славы рассеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медные врата, сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собой на небеса". — "Ад, по слову святителя Иоанна Златоуста, был пленен Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан". — "Нисходит Господь в преисподняя земли, — рассуждает святой Ириней, — благовествует и там пришествие Свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, а уверовали в Него все ожидавшие Его, то есть все предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи". Прекрасно изображено сошествие Спасителя во ад Святой Церковью в песнопениях Великой Субботы. "Послушав, Слове, Отца Твоего, — воспевает она, — на землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси, ищай. Ужасеся ад, Спасе, зря Тя Жизнодавца богатство онаго упраздняюща, и яже от века мертвыя возставляюща. О радости оныя, о многия сладости, ихже во аде наполнил еси, во днах мрачных свет возсияв. Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе!" В час полуночи, как говорит одно древнее сказание, проник в те мрачные места и воссиял свет как бы солнца и все души праведных осветились и увидели друг друга. И тотчас Авраам с патриархами и пророками радостно сказали друг другу: это свет от великого света... И вдруг подобно грому раздался громкий голос: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы!...» И отвечал ад и сказал: «Кто есть сей Царь славы?» И отвечали Силы Небесные: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани!» (Пс. 23; 10). И вместе с этим словом врата медные сокрушились, и железные запоры сломались, и все связанные мертвые разрешились от уз... И вошел Царь славы, и все темницы ада просветились. И повелел Он Ангелам связать сатану, потом простер десницу Свою и воздвиг праотца Адама; и, обратясь к прочим, сказал: "Идите со Мною все, умерщвленные древом, от которого вкусил Адам; вот, Я всех вас воскрешаю древом креста". И благословив Адама и всех пророков и праведных знамением креста на челе их, Он повел их из ада. Когда же Он восходил оттуда, блаженные праотцы воспевали: «Благословен Грядый во имя Господне, аллилуйи!..».

Проповедь Христа Спасителя во аде

Что ныне безмолвия много на земле? Что-то безмолвия много, и молчания много? Безмолвия много, ибо Царь спит. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, — и ад ужаснулся. Бог на малое время уснул, — и спящих издревле, от Адама, воскресил. Сошел Бог солнце Христос под землю, — и грозная тьма простерлась над Иудеей.