«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

4. Молодость. Старость. Молодой работает, старость ум дает. — Молодецкое сердце неуклончивое. — Молодой на битву, а старый на думу (крепок). Чем старее, тем правее; чем моложе, тем дороже. — Молодость плечами покрепче, старость — головой. — Не смейся над старым, и сам будешь стар! — Молодость не грех, а и старость не смех. Коротать молодость — не видать старости!

5. Правда. Неправда. Правда живет у Бога. — Где правда, как не у Спаса? — Бог правду любит. — Не в силе Бог, а в правде. — Кто правды желает, тому Бог помогает. — Кто правду хранит, того Бог наградит. — Кто правдой живет, тому Бог дает. — Кто правды ищет, того Бог сыщет. — Нечего Бога гневить, надо правду говорить. — Что ни говори, а правда надобна. — На правду мало слов. — Знай Бога, да сказывай правду. — Стой за правду горой, и Бог будет с тобой. — За правду Бог и добрые люди. — Правда солнца светлее. Правда свет разума. — Правда — кус молебный, неправда — проклятой. — В ком правды нет, в том и добра мало. — Все минется, одна правда останется. — Правда груба, да Богу люба; а ложь да обман Православию изъян. — На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись. — Где виден путь прямой, там не езди по кривой. — Делай не ложью, так все пойдет по-Божию. — Станешь лукавить — Бог веку убавит. — Правду похоронишь, да сам из ямы не вылезешь. — Соврешь — не помрешь, да вперед не поверят. — Ржа на железе, а неправда на человеке не утаится. — Без правды жить легче, да помирать тяжело. — Без правды не житье, а нытье. — Без правды не живут люди, а только маются. — Без правды жить — с бела света бежать. — Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. — Правда шутки не любит. — Деньги смогут много, а правда все. — Засыпь правду золотом, а она всплывет. — Не с деньгами жить, а с добрыми людьми. — Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет. — Всякая неправда — грех. — Горе от Бога, а неправда от диавола. Неправдой зайдешь далеко, да назад не воротишься. — Кто неправдой живет, того Бог убьет. — Иной продает с барышом, да ходит нагишом. — Чужое добро страхом огорожено. — Пожалеешь чужое — Бог даст свое. — Всякую ложь к себе приложь (приятно ль тебе будет?).

6. Совесть. Стыд. Беззуба, а с костьми сгложет. — От человека утаишь, от совести не утаишь. — С совестью не разминуться. — От совести никуда не убежишь. — Как ни мудри, а совести не перемудришь. —Сам от себя утаишь, сам себя и обличишь. — Наперед спросись у совести. — Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает. — Добрая совесть — глас Божий. — За совесть да за честь — хоть голову снесть. — Чужая совесть — могила. — В ком есть Бог, в том и стыд. — В ком нет стыда, в том нет и Бога.. — В ком стыд, в том и совесть. — От стыда некуда глаз деть. — Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет. — Убьет Бог стыд — все нипочем! (То есть, если бы Бог заглушил совесть, все бы погибло).

7. Ученье. Ум. Разум. Мудрость. Век живи, век учись. — Ученье свет, неученье —тьма. —Ученье — красота, а неученье — простота (или сухота). — Красна птица пением, а человек ученьем. —Ученье лучше богатства. — Кто грамоте горазд, тому не пропасть. — Немного читай, да много разумей. — Не пером пишут, а умом. — Не красна книга письмом, а красна умом. — Кто хочет много знать, тому надо мало спать. — Божией волей свет стоит, наукой люди живут. — Наука верней золотой поруки. — Не выучит школа, выучит охота. — Дай, Боже, все самому уметь, да не все самому делать. — Все знать Бог человеку на дал. — За все браться — ничего не сделать. — Учись доброму, так худое на ум не пойдет. — К добру гребись, а от худа шестом отталкивайся. — Ум разумом крепок. — Смешай, Господь, ум с разумом. — Ум без разума — беда. Разум (или совесть) не велит, ума не спрашивайся. — Разум — душе во спасенье, Богу на славу. — Умный молчит, когда глупец ворчит. — Умный смиряется, глупый надувается. — И на милость разум нужен. — Доброта без разума пуста. — Кто умен, тот умеет и безвременье (невзгоды, скорби) терпеть. — Кто сам собою не управит, тот и другого на разум не наставит. — Много на свете умного, да хорошего мало. — Всякая мудрость от Бога. — Премудрость одна, а мудростей (мудрований) много. — Око видит далеко, а мысль еще дальше. — По капле дождь идет, а дождь реки поит, реками моря стоят. — Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа. — На то и два уха, чтобы больше слышать.

8. Язык. Слово. Речь. Дай Бог сказать, да не солгать. — Бойся Вышняго, не говори лишнего. — Бог наставит, Бог на разум наведет. — Право — великое слово! — Кто ломает слово, тот ломает веру, тот ломает душу. — Рцы слово твердо. — Слово — закон; держись за него, как за кол. — Дав слово — держись, не дав — крепись. —Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого. — Кто не устоит, тому да будет стыдно! — Язык с Богом беседует. — Язык — телу якорь. — Язык мал, да всем телом владеет. — Умную речь хорошо и слушать. — Ласково слово — что вешний день. — Доброе слово лучше мягкого пирога. — От приветливых слов язык не отсохнет. — Ласковое слово и кость ломит. — Кто слова не боится, тому и плеть не страшна. — Слово во время и кстати сильней письма и печати. — Лишнее слово досаду приносит и до стыда доводит. —Сказанное слово —серебро, несказанное —золото. —Доброе молчание — чем не ответ? — Кто много говорит, тот мало делает. — Лучше не договорить, чем переговорить. — Красна нива пшеницей, а беседа смирением. — Красна речь слушанием, а беседа смирением. — Старая пословица во век не сломится. — Слово не стрела, но пуще стрелы. — Не спеши языком, торопись делом. — Говори с другими поменьше, а с собой побольше. — Худого не хвали, хорошего не кори. — Кто говорит, что хочет, тот сам услышит, чего не хочет. — Слово слову рознь: словом Господь мир создал, словом Иуда Господа предал. — Шутки шути, а людьми не мути. — Ты, язычок, помалкивай: я за тебя бедку плачивал!

489. Знаю, что умру, но когда – не ведаю

«Прииди и виждъ», — так говорил Филипп Нафанаилу, желая, чтобы он уверовал во Христа (Ин. 1; 46). "Пойди, сам посмотри", — так говорим мы, когда хотим убедить друг друга в земных вещах. Стоит только прийти, посмотреть и — уверишься. Но вот вещь, которую мы видим постоянно, а верим ей с трудом: мы всегда видим господство страшной усмирительницы всего — смерти; видим ее во всякое время, во всяком возрасте, на всяком месте. Весь здешний свет не столько жилище живых, сколько кладбище бесчисленных мертвых. Наше ежедневное дело — одним умирать, а другим погребать; сегодня — нам плакать по другим, завтра — другим плакать по нас.

Но, Боже мой, какой жалкое ослепление постигает нас при этом! Мы видим, как умирают другие, но плохо верим, что умрем и сами; мы говорим, что все мы смертны, а живем так, как будто мы бессмертны, и проживаем всю жизнь свою во грехах, без покаяния... Но — «кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти?» (Пс. 88; 49). Ты и родился для того, чтобы умереть; одно тебя избавило бы от смерти, если бы ты не родился никогда! Что это, братие мои, за ослепление такое? Отчего оно? Да оттого, что нам не хочется умирать, хочется все жить и жить, всегда жить; не хочется и думать о смерти; а чего не хотим, о том и не думаем, того и не ждем; живы сегодня, — думаем, что живы будем и завтра, будто дух злобы постоянно шепчет нам в уши: «не смертию умрете» (Быт. 3; 4). Так шептал он и праотцам нашим в раю; Бог сказал им: «смертию умрете» (Быт. 2; 17), и они не поверили Богу; диавол сказал им: «не смертию умрете», —и они поверили диаволу... Но Адам и Ева не видели в раю никого, кто бы умер; а мы видим смерть всегда и живем так, будто она нас не посмеет коснуться... Вот, ты уже похоронил отца или мать, сына или дочь; ты закрыл глаза своей жене, ты плачешь по брату, по другу; видишь, — все умирают, неужели один ты не умрешь? Кто же тебя прельщает? Все тот же, кто прельстил праотцев, — он шепчет и тебе: «не смертию умрете». И ты вовсе не думаешь о смерти. Если бы ты думал о ней, то оставил бы сребролюбие, боялся бы обижать ближнего, творил бы милостыню, прощал бы врагам, перестал бы осуждать людей и заботился бы только о своей душе; но как мало об этом думаешь ты, старик, уже при конце жизни находящийся, а еще меньше думаете вы, которые переживаете возраст мужества или юности!.. Из другой ли земли вы созданы? иная ли природа у вас? или Господь дал вам грамоту на бессмертие? или вы заключили договор со смертью, чтобы она к вам никогда не приходила?.. О бедные, жалкие люди! Слушайте, что говорит нам Сам Господь: «земля ecu, и в землю отыдеши!» (Быт. 3; 19). Всю жизнь вы гоняетесь за славой, но слава ваша угаснет как молния. Вы всю жизнь мучаетесь, чтобы накопить себе богатство, но отойдете нагими в землю, а богатство ваше попадет в другие руки. Вы воздвигаете палаты высокие, но одна темная могила будет жилищем вашим. Вы широко распространяете свои поместья, а вам не останется ничего, больше чем три аршина земли, чтобы поместить гроб ваш! А слава, а власть, а гордость ваша, а мечты, а роскошь и забавы — все это только одна тень, которая мимо прошла! Одно только останется несколько дольше — имя, но и то редко доброе, а чаще худое, и во всяком случае такое, которое все же станут порицать те или другие люди...

Итак, нет на свете ничего более известного, чем смерть! Все прочее — неизвестно. Вот, одни путешествуют, другие торгуют, иные землю возделывают, а те воюют, и никто из них заранее не знает, чем кончатся его труды. Известна одна только смерть: хочется тебе или не хочется, но непременно ты умрешь; земля ты, «и в землю отыдеши». Таково непреложное определение Божие!

О, смерте, смерте, как ты горька! Горе мне, когда приидет тот час! Родители, братья и друзья, — я вас оставляю! Жена и дети, — я уже вас не увижу! Вотчины, богатство, суетные мои труды, — я ныне с вами расстаюсь! Почести, успехи, радости, — я уже вас лишаюсь! Свет, — ты исчезаешь от очей моих. Жизнь, — как ты сладостна! О смерть! как ты горька!

А если необходимо мне умереть, о чем же я думаю? Я — прах и пепел, для чего же и чем я горжусь? Зачем я так тружусь, чтобы нажить всего побольше, если мне придется все здесь покинуть? Зачем иметь так много "хочу", когда сам я не вечен? Зачем столько заботиться о здешней жизни моей, которая кончится, а не подумать о душе моей, которая бессмертна? Мне надобно умереть, и я должен потрудиться, чтобы умереть в покаянии и с добрыми делами. Боже мой, объяви конец мой! Боже мой, скажи мне, сколько времени еще прожить мне, чтобы я мог к смерти приготовиться!..

Увы! Это-то время моей смерти мне и не дано знать. Знаю я, что умру, но когда — не ведаю. Бог, открывший мне столько тайн, не открыл мне, когда настанет час смерти моей, не открыл для того, чтобы я всегда думал о вечном спасении своем и всегда готов был умереть. Евангелие подтверждает нам, что смертный час приходит как тать, и что поэтому нам всегда надобно быть осторожными.

Говорят: сколько Бог определил тебе прожить, столько и проживешь, а раньше не умрешь. Так ли это? Конечно так, если будешь жить по-Божии, если будешь во всем воздержен, будешь беречь силы и здоровье, как Божий дар. А если сам сократишь свою жизнь греховными привычками и умрешь, то уж никак нельзя сказать, что так было Богу угодно. Вот тебе сравнение. Сколько масла мы нальем в лампаду, столько и гореть она будет, и только тогда она угаснет, когда все масло в ней выгорит. Но ежели лампада опрокинется и масло прольется, или если над ней пронесется ветер или просто дуновение, то лампада погаснет и прежде времени. Сбереги огонек лампады от всякой случайности, и она будет гореть до тех пор, пока масло до последней капли в ней выгорит. То же самое можно сказать и о жизни нашей. Сколько лет нам Бог назначил, столько и прожить мы должны; но — горе нам — сколько помех и опасностей встречается в нашей жизни! Бог дал тебе крепкое сложение, и ты, по своей природе, мог бы прожить сто лет, но роскошь, пьянство, невоздержанность, труды и заботы, грусть и печали, болезни и немощи сокращают чуть ли не половину жизни, и ты умираешь прежде времени. Другие, по своей природе, должны бы умереть в последней старости, но является внезапная смерть, и похищает их в молодости. Тех потопило море, этих убил гром, поразила молния, тех задавило землетрясение, этих истребил огонь... Как сохранить жизнь от всех этих бедствий? Как ее уберечь, когда будущего не видит глаз твой?.. Бедный человек! ты бережешься от неприятностей, а умираешь от приятелей; бережешься моря, а тонешь у берега; бережешься неба, а постигает тебя бедствие от земли; бережешься от того, что видишь, а как убережешься от того, чего не видишь?.. Легко уберечься тебе от оружия неприятеля, но как убережешься от яда, которым незаметно опоит тебя предатель, — слуга, подкупленный твоими врагами? О, сколько несчастий встречается в жизни с человеком! Берегись, сколько хочешь, а откуда ты не опасаешься, откуда не думаешь, оттуда к тебе и смерть приходит!.. Итак, неизвестна нам смерть и страшна; но есть еще больший страх, приходящий с ней. Несчастный грешник! Что, ежели придет к тебе смерть в тот час, когда ты ее вовсе не ждешь, и там, где ты о ней вовсе не думаешь? Ежели придет и застанет тебя в объятиях блудницы? Если застанет тебя с руками, полными крови бедных, с совестью, отягощенной великими грехами, с сердцем, переполненным ядом от ненависти? Застанет тебя в такую пору, что ты уже не будешь иметь времени призвать к себе духовника для исповеди и причащения?.. Несчастный грешник, что тогда будет с тобой? Это еще не беда, что ты потеряешь жизнь, богатство, наслаждение, но ты потеряешь душу и спасение, будучи осужден на вечное мучение! Где ты найдешь тогда слезы, чтобы оплакивать такую участь? Где возьмешь силы, чтобы возвратить прошедшую жизнь хотя бы на один час?.. И ты, живя в такой неизвестности, ты спишь беспечно? Ты живешь без покаяния? Как не задумаешься, хотя бы на минуту?

О, подумайте, братие, каждый о себе, о своей участи; скажи каждый своей совести: мне известно, что я неизбежно умру, а умереть надо достойным милости Божией; но мне вовсе неизвестно, когда я умру; итак, надо всегда быть готовым к смерти. Думайте же, братие, всегда о смерти, чтобы вы могли хорошо жить и еще лучше умереть и наследовать Царствие Божие. Аминь.